Тема: И.А. Крылов. Басня "Волк и Ягненок" 3 класс
Вид: развивающий урок с использованием ИКТ в проектной деятельности.
Тип: урок изучения нового материала.
Технология: развивающее обучение Л. В. Занкова
Форма проведения: урок-практикум.
Цели:
Обучающая: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Развивающая: содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помогать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальным способностям.
Воспитательная: способствовать развитию моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Оборудование:
портрет И.А. Крылова,
иллюстрации к басне,
набор слов для алгоритма,
рисунки учащихся.
Ход урока
Приветствие
I. Мотивационное начало урока.
1. - Какой нас сейчас урок?
(Литературы, т. К. на доске видим портрет И.А.Крылова, наши рисунки к басням)
- Мне все понравились ваши рисунки, молодцы!
- Какое применение мы можем найти нашим рисункам?
(Вспомнить названия басен к рисункам, прочитать эпизод из текста басни, проинсценировать)
2. (слайд 1)-рисунки учащихся по басне И.Крылова «Ворона и Лисица»
- Ребята вы все молодцы, все художники, но я отобрала вот эти рисунки.
- Что вы можете сказать о них?
( Все рисунки относятся к изученной на прошлом уроке басне «Ворона и лисица»)
- Давайте попробуем придумать задание с этими рисунками.
( Мы можем расположить их по порядку сюжета в басне, озвучить)
- Я тоже расположила их по порядку. Посмотрите, все ли вам нравится?
( нет, порядок по сюжету басни не правильный)
- Попробуйте исправить мою ошибку. С чего начнем?
(слайд 2-6) –дети объясняют последовательность рисунков по басне.
(слайд 7) – Проверим в такой последовательности рассказывается басня?!
- Какое задание еще хотите выполнить?
(вспомнить слова из басни «Ворона и лисица», озвучить наши рисунки).
- Кто художники этого творчества? Встаньте мы посмотрим на наших художников.
(Встают ребята: Абидат, Ринат, Саша А., Юля и Арина)
- Ребята, я бы хотела попросить вас озвучить свои рисунки.
(слайды8-12) листаются и учащиеся рассказывают отрывки из басни)
- Ребята, вам понравилась работа наших ребятишек?
- Кто догадался, что у нас получилось?
(диафильм собственного производства)
-Давайте себе похлопаем, какие мы молодцы.
- Ну а художников этих рисунков мы тоже поблагодарим (слайд 13)
-Можем мы применить этот диафильм на уроке?
(да, опираясь на него можем рассказать басню наизусть)
-Ребята, а кто хочет рассказать всю басню? (вызываю1 ученика)
II. Поиск и формирование новой темы.
1 (слайд 14)
(Рисунки «Лиса и виноград» и Эзопа «Волк и ягненок»
- Ребята, знакомы ли вам басни к этим рисункам?
- Назовите их!
-Я хочу прочитать вам слова, а вы попробуйте узнать к какой басне они подходят:
«У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.»
( «Волк и ягненок» Эзопа)
-А как вы думаете почему вам легко было узнать?
(2 героя, есть сильный - волк и слабый - ягненок)
-Где мы можем найти слова басни?
( в учебнике басню Эзопа) -Посмотрите такие там слова? (нет)
-Почему я прочитала слова к этому рисунку?
(это будет тема нашего урока)
Повесить слова Басня Эзопа Басня А.И.Крылова
2 (слайд 15)
Иван Андреевич Крылов (портрет)
1769-1844
Волк и Ягнёнок
- Откройте учебники на стр. 68, посмотрите на эту басню.
– Знакомо название басни?
- можно предположить о чем пойдет речь в этой басне?
(В басне будет говориться о том, как Волк обидел маленького Ягнёнка)
III. Изучение новой темы.
(слайд 15)
1. Прослушивание басни.
- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.
(Светит солнце, Волк и Ягнёнок на открытом месте возле ручья, поэтому Ягнёнок опасности не ждёт.
Волк и Ягнёнок о чём-то разговаривают.
А если бы была ночь, то Волк сразу бы накинулся на Ягнёнка и съел его без всяких разговоров. А так всем всё видно)
(слайд 16)
– А вот как выглядит иллюстрация к басне И.А. Крылова художника А. Лаптева.
-Соответствует ли вашим впечатлениям, впечатления художника?
(волк коварный, а ягненок маленький)
ФИЗМИНУТКА (слайд 16)
2. Работа по учебнику.
-Ребята, сейчас вы прочитаете басню в жужжащим чтением, отмечая карандашом непонятные и сложные слова, после мы их разберем.
Чтение басни учащимися.
- Итак, кому какие слова не понятны?
-Называем слово и зачитываем строку из басни. Нам должен помочь наш помощник.
(слайд 17)
-Я тоже выписывала такие слова, найдите у меня слова, которые мы еще не назвали.
Словарная работа.
закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;
тьма – много;
надобно – надо;
рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;
на добычу – на добычу;
светлейший – в царской России почётное обращение к князю;
донесть – донести, доложить, сказать, заявить;
в запрошлом лете – два года тому назад;
разведаться – рассчитаться, отомстить;
досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени;
гневаться – сердиться, возмущаться;
дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.
3. -Прочитайте еще раз басню.
(слайд 18)
- Посмотрите, как представил героев басни И.А. Крылова народный художник РСФСР Е. Рачёв и сравните с художником Лаптевым
- Какому художнику наиболее удачно удалось передать содержание басни?
(Художнику Рачеву, т. к. У Крылова персонажи сразу занимают разное положение в жизни: один - господин, другой — слуга, подчиненный, и это подчеркивается их совершенно разным поведением и речью. В басне Крылова один угрожает, а другой заискивает.
Такие качества бывают у людей)
4. – Прочитаем басню по ролям. Возьмем слова двух главных героев –Волка и Ягненка, без слов автора. А как мы можем найти диалог героев?
(слова в кавычках)
- Вика и Ксения этот диалог готовили самостоятельно. Давайте послушаем.
Диалог
5. сравнение басни Эзопа и басни И.Крылова.
- Давайте вернемся к басне Эзопа и сравним с басней Крылова.
Выстраивается алгоритм на доске.
Басня Эзопа Басня Крылова
прозаическая поэтическая
структура одинакова
композиция
сюжетная часть мораль
мораль сюжетная часть
нейтральные эмоциональные
конфликт зла и справедливости конфликт неравенства: власти и зависимости
1V. Рефлексия.
- На кого из персонажей басни вы бы хотели походить?
Не хотят быть ни Волком, ни Ягнёнком, потому что один беспомощный – не может за себя постоять, даже немного глупый (стал с Волком разговаривать, а не убежал), а второй – грубый, лжец, жадный.
- Чему научила нас эта басня?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
V. Домашнее задание.
Ставить кроссворд с вопросами из басни «Волк и ягненок»