Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича Крылова"
Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича Крылова"
Цель: Обучающая: обобщить знания учащихся по творчеству И.А.Крылова; вызвать интерес к басням, желание читать их;
Развивающая: создать условия для развития и совершенствования навыков и умений выразительного чтения, инсценирования; раскрытия творческих способностей учащихся, развития интеллекта;
Воспитывающая: пробуждать добрые чувства; воспитывать высокие моральные качества.
Тип урока: урок – обобщение
Форма организации урока: урок – концерт
Дидактическое обеспечение: портрет И.А. Крылова, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, задания для учащихся, грамзапись басни Мартышка и очки»
Предварительная подготовка: учащиеся иллюстрировали басни, готовили костюмы к драматизации басен.
Ход урока
I. Организационный этап.
1. Приветствие.
2. Проверка подготовленности школьников к уроку.
3. Организация внимания школьников.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Этап проверки домашнего задания
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Посмотрите на доску, на выставку книг, на портрет, на ваши рисунки и скажите, как можно назвать тему урока? Да, тема урока: "Басни И. А. Крылова"
- Давайте рассмотрим портрет писателя. Что мы видим? (Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека).
Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни).
Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем нам изучать творчество Крылова, его басни? (потому что и сейчас есть человеческие пороки. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков).
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).
-Почему басню мы никогда не спутаем ни с каким другим произведением? (мораль)
-С какими чувствами баснописцы относятся к своим героям. (с иронией. Ирония - это скрытая, тонкая насмешка)
Герои басен – животные, наделенные человеческим пороками, которые думают, говорят, действуют как люди. Как в литературе называют этот прием. (олицетворение).
III. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, сегодня мы проведём необычный урок - концерт, который является завершающим по изучению творчества великого баснописца И.А.Крылова. Перед нами вновь пройдут герои Крыловских басен. Входным билетом на концерт станут ваши знания по творчеству И.А.Крылова.
На доске слова: Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей!
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней. (М.Исаковский)
-Иван Андреевич Крылов… ещё раз всмотритесь в его портрет. Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни.
На доске: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
- Так говорил о своем творчестве сам И.А.Крылов.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
а) Давайте вспомним биографию баснописца.
Ученик. Родился Иван Андреевич Крылов в Москве в 1769 году. Отец будущего писателя, Андрей Прохорович Крылов, был армейским офицером. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел французским, итальянским, греческим языками, играл на скрипке и стал высокообразованным для своего времени человеком. Крылов написал 205 басен. В наше время они переведены на 60 языков мира. В своих баснях И. А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки.
б) Познавательная игра «Хорошо ли вы знаете басни дедушки Крылова?»
1 вопрос. В чем особенность жанра басни?
Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, жадность, лень. Басня содержит нравоучение – мораль.
2 вопрос. Какой басне соответствуют данные иллюстрации? На доске иллюстрации к басням И.А. Крылова.
3 вопрос. Из какой басни эти слова?
Вертит, никак, на волос. («Мартышка и очки»)
Вредна, шейка, глазки. («Ворона и Лисица»)
Назад, облака, взялись. («Лебедь, Щука и Рак»)
4 вопрос. Кросворд "Герои басен Крылова"
1.Кто смеялся «вперед чужой беде»?
2.Героиня, увидевшая свой образ в зеркале.
3.У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»?
4.Она осталась без обеда из-за своей глупости.
5.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
6.Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись»?
7. Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?
Ответы: 1. Голубь. 2.Обезьяна. 3.Муравей. 4.Ворона. 5.Моська. 6.Рак. 7.Слон.
Дети заполняют кроссворд.
5 вопрос. Из какой басни эти строки?
Эти выражения стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Крылатые выражения (дети хором читают )
У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок»)
Сильнее кошки зверя нет. (“Мышь и Крыса”).
А Васька слушает да ест. (“Кот и Повар”).
Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)
Хоть видит око, да зуб неймёт. («Лиса и виноград»)
Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)
6 вопрос. Продолжите крылатые выражения.
Ты все пела? Это дело... (Так поди же попляши.)
А вы друзья, как ни садитесь... (Все в музыканты не годитесь.)
Кукушка хвалит петуха... (За то, что хвалит он Кукушку.)
7 вопрос.
Внимание «Чёрный ящик». Предмет, который, героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки). Назовите басню и героиню.
2. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Будем считать, что ваши знания - это входной билет на концерт. Помните, что на этом уроке вы не ученики, а зрители и артисты. Задача зрителей - тепло встречать артистов. Задача артистов - серьезно сыграть свою роль, суметь голосом и движениями передать характер своего героя. Чтобы успешнее справиться с поставленной задачей, предлагаю послушать чтение басни И.А.Крылова «Мартышка и очки» в исполнении мастеров чтения. Слушаем грамзапись.
3. Динамическая пауза. «А ну-ка, повтори!»
V. Драматизация басен
- Творческим группам было дано задание
а) Инсценирование басни.
б) «Живая картинка». Показать пантомимой фрагмент басни. Остальные группы угадывают, из какой басни фрагмент? Давайте посмотрим, как они с ним справились? Какова мораль каждой басни? Кому вы отдадите свои зрительские симпатии?
VI. Информация о домашнем задании
Читайте больше книг. Ведь, кто много читает, тот много знает! Будьте начитанными, и с вами будет приятно общаться каждому. Прочитайте басни других авторов.
VII. Подведение итогов урока. Оценка результативности и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся.
-Какие же пороки любил "пощипать" Крылов? Лесть, ложь, глупость, лень, безнравственность, невежество, хвастовство
На уроках мы с вами анализировали басни, назовите их особенности. Интересный короткий занимательный сюжет; мало описаний; много диалогов; героев обычно несколько; главный герой выражает основную идею; героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы; басни обычно пишутся в стихотворной форме; используется прием иносказание; в начале или в конце сформулирован вывод-мораль; высмеиваются человеческие пороки.
-Чему учат басни? Дружбе, трудолюбию, усердию, честности, доброте, отзывчивости, благородству, благодарности, добывать знания
-Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Итак, Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее. Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова Крылова, которые помогут стать лучше. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.
VIII. Этап рефлексии
Закончился наш урок, который не оставил ни одного равнодушного. Кто-то, узнав в героях басен своих одноклассников и друзей, добродушно посмеялся, а кто-то, обнаружив там и себя, легонько взгрустнул, глубоко задумался.
Если вам было не интересно – помашите нам с места рукой.
Если вас заинтересовало и понравилось происходящее – поаплодируйте стоя самим себе и своим товарищам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича Крылова" »
Тема урока: Басни Ивана Андреевича Крылова.
Цель:
Обучающая: обобщить знания учащихся по творчеству И.А.Крылова; вызвать интерес к басням, желание читать их;
Развивающая: создать условия для развития и совершенствования навыков и умений выразительного чтения, инсценирования; раскрытия творческих способностей учащихся, развития интеллекта;
Воспитывающая: пробуждать добрые чувства; воспитывать высокие моральные качества.
Тип урока: урок – обобщение
Форма организации урока: урок – концерт
Дидактическое обеспечение: портрет И.А. Крылова, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, задания для учащихся, грамзапись басни Мартышка и очки»
Предварительная подготовка: учащиеся иллюстрировали басни, готовили костюмы к драматизации басен.
Ход урока
I. Организационный этап.
Приветствие.
Проверка подготовленности школьников к уроку.
Организация внимания школьников.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Этап проверки домашнего задания
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Посмотрите на доску, на выставку книг, на портрет, на ваши рисунки и скажите, как можно назвать тему урока? Да, тема урока: "Басни И. А. Крылова"
- Давайте рассмотрим портрет писателя. Что мы видим? (Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека).
Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни).
Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем нам изучать творчество Крылова, его басни? (потому что и сейчас есть человеческие пороки. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков).
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).
-Почему басню мы никогда не спутаем ни с каким другим произведением? (мораль)
-С какими чувствами баснописцы относятся к своим героям. (с иронией. Ирония - это скрытая, тонкая насмешка)
Герои басен – животные, наделенные человеческим пороками, которые думают, говорят, действуют как люди. Как в литературе называют этот прием. (олицетворение).
III. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, сегодня мы проведём необычный урок - концерт, который является завершающим по изучению творчества великого баснописца И.А.Крылова. Перед нами вновь пройдут герои Крыловских басен. Входным билетом на концерт станут ваши знания по творчеству И.А.Крылова.
На доске слова: Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей!
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней. (М.Исаковский)
-Иван Андреевич Крылов… ещё раз всмотритесь в его портрет. Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни.
На доске: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
- Так говорил о своем творчестве сам И.А.Крылов.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
а) Давайте вспомним биографию баснописца.
Ученик. Родился Иван Андреевич Крылов в Москве в 1769 году. Отец будущего писателя, Андрей Прохорович Крылов, был армейским офицером. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел французским, итальянским, греческим языками, играл на скрипке и стал высокообразованным для своего времени человеком. Крылов написал 205 басен. В наше время они переведены на 60 языков мира. В своих баснях И. А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки.
б) Познавательная игра «Хорошо ли вы знаете басни дедушки Крылова?»
1 вопрос. В чем особенность жанра басни?
Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, жадность, лень. Басня содержит нравоучение – мораль.
2 вопрос. Какой басне соответствуют данные иллюстрации? На доске иллюстрации к басням И.А. Крылова.
3 вопрос. Из какой басни эти слова?
Вертит, никак, на волос. («Мартышка и очки»)
Вредна, шейка, глазки. («Ворона и Лисица»)
Назад, облака, взялись. («Лебедь, Щука и Рак»)
4 вопрос
На доске кроссворд «Герои басен Крылова»
1.Кто смеялся «вперед чужой беде»?
2.Героиня, увидевшая свой образ в зеркале.
3.У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»?
4.Она осталась без обеда из-за своей глупости.
5.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
6.Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись»?
Эти выражения стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Крылатые выражения (дети хором читают )
У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок»)
Сильнее кошки зверя нет. (“Мышь и Крыса”).
А Васька слушает да ест. (“Кот и Повар”).
Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)
Хоть видит око, да зуб неймёт. («Лиса и виноград»)
Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)
6 вопрос. Продолжите крылатые выражения.
Ты все пела? Это дело... (Так поди же попляши.)
А вы друзья, как ни садитесь... (Все в музыканты не годитесь.)
Кукушка хвалит петуха... (За то, что хвалит он Кукушку.)
7 вопрос.
Внимание «Чёрный ящик». Предмет, который, героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки). Назовите басню и героиню.
2. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Будем считать, что ваши знания - это входной билет на концерт. Помните, что на этом уроке вы не ученики, а зрители и артисты. Задача зрителей - тепло встречать артистов. Задача артистов - серьезно сыграть свою роль, суметь голосом и движениями передать характер своего героя. Чтобы успешнее справиться с поставленной задачей, предлагаю послушать чтение басни И.А.Крылова «Мартышка и очки» в исполнении мастеров чтения. Слушаем грамзапись.
3. Динамическая пауза. «А ну-ка, повтори!»
V. Драматизация басен
- Творческим группам было дано задание
а) Инсценирование басни.
б) «Живая картинка». Показать пантомимой фрагмент басни. Остальные группы угадывают, из какой басни фрагмент? Давайте посмотрим, как они с ним справились? Какова мораль каждой басни? Кому вы отдадите свои зрительские симпатии?
VI. Информация о домашнем задании
Читайте больше книг. Ведь, кто много читает, тот много знает! Будьте начитанными, и с вами будет приятно общаться каждому. Прочитайте басни других авторов.
VII. Подведение итогов урока. Оценка результативности и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся.
На уроках мы с вами анализировали басни, назовите их особенности. Интересный короткий занимательный сюжет; мало описаний; много диалогов; героев обычно несколько; главный герой выражает основную идею; героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы; басни обычно пишутся в стихотворной форме; используется прием иносказание; в начале или в конце сформулирован вывод-мораль; высмеиваются человеческие пороки.
Итак, Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее. Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова Крылова, которые помогут стать лучше. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.
VIII. Этап рефлексии
Закончился наш урок, который не оставил ни одного равнодушного. Кто-то, узнав в героях басен своих одноклассников и друзей, добродушно посмеялся, а кто-то, обнаружив там и себя, легонько взгрустнул, глубоко задумался.
Если вам было не интересно – помашите нам с места рукой.
Если вас заинтересовало и понравилось происходящее – поаплодируйте стоя самим себе и своим товарищам.