Тема: И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Цель - создание условий для:
открытия главного смысла этого художественного произведения
формирования у учащихся представления о стихотворном рассказе, в котором действуют животные и вещи, а подразумеваются люди, их отношения между собой.
развития устной речи учащихся, умения анализировать, высказывать и доказывать свою точку зрения, умения передавать свое отношение к прочитанному.
воспитания нравственно-этических норм, непримиримости ко лжи, лести.
Оборудование:
Портрет И. А. Крылова.
Стенд с иллюстрациями к басням Крылова.
Толковый словарь.
Карточки с незнакомыми по смыслу словами из басни.
Диафильм
Организационный момент.
Составление «Азбуки хороших слов» на букву «Д».
-Вспомните хорошие, добрые слова на букву «Д».
(Добрый, душевный, доброжелательный, достойный, добросовестный, дружный, дружелюбный, добродушный.)
Учитель вывешивает на доске карточки с этими словами.
Запись числа, темы в тетради.
И. А. Крылов.
Басня «Ворона и Лисица».
Постановка темы и цели урока:
-Прочитайте тему урока.
-С творчеством какого писателя мы знакомимся?
-С каким его произведением?
Проверка домашнего задания:
- Кто хочет показать свое умение выразительного чтения на чтении произведения, заданного на дом?
Работа над понятиями
-Мы с вами знаем, что И.А.Крылова называли баснописцем. А кто такие баснописцы?
- Баснописец – что обозначает это слово, кого так называют? (Человека, который пишет басни.)
- Какие басни Крылова вы знаете из предыдущих уроков? Классов? Стенд с иллюстрациями к басням поможет вам это вспомнить, но иллюстрации не подписаны. Вам нужно устно подписать названием басни.
- В старших классах вы будете продолжать знакомиться с баснями Крылова.
-В каждой басне есть мораль. Каквы думаете, что такое мораль?
Мораль басни – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом автора, его оценки того, что он изобразил. Она помогает читателю понять главный смысл произведения.
Работа с учебником.
- Найдите басню Крылова у себя в учебнике.
- В каком разделе она помещена? (Классики русской литературы)
- Значит, что еще можем сказать о Крылове? (Классик русской литературы)
- Кого называют классиком?
Художественное восприятие.
- С чего начнем знакомство с басней? (С чтения.)
Просмотр диафильма
Проверка восприятия.
- Понравилась вам басня или нет? Ответьте с доказательством. (Если понравилась, то скажите чем.)
Вторичное восприятие.
-Прочитайте басню еще раз в «ладошки», а после назовите слова, которые вам непонятны.
-Какие слова вам непонятны? (Дети называют)
Итак, у нас много непонятных слов. Учитель еще раз их прочитывает.
-Где можно найти значение этих слов? (Прочитать в сноске учебника, спросить у друг у друга, у взрослых или найти в толковом словаре.)
- Давайте искать.
В результате поиска выясняется значение этих слов.
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
Не впрок – не на пользу
Пленил – очаровал, увлёк..
Вещуньина ( вещун) – предсказывающий несчастье.
Плутовка – обманщица, хитрая.
Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.
Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная железа, а также ожирение шеи под подбородком.
Гнусный - отвратительный, омерзительный.
-Теперь, когда вам понятны все слова, давайте прочитаем ещё раз вслух.
Физминутка.
Чтение для всех.
-Перед чтением для всех вспомним правила читающего.
ПРАВИЛА ЧИТАЮЩЕГО
Соблюдай правильный темп, ритм чтения, избегай торопливости.
Следи за дикцией (произношением)
Обращай внимание на знаки препинания.
Отыскивай наиболее важные по смыслу слова и словосочетания.
Соблюдай определённый тон (интонацию).
Выявление главного смысла текста:
-Вспомните, на уроках русского языка мы говорили об основной мысли текста. Басня это тоже текст.
-В чем заключается основная мысль этого текста - басни? В каких словах, выражениях, а может и предложениях выражена основная, главная мысль? (учащиеся читают 3 первые строки)
-А как понимаете эти слова? Скажите своими словами? (Есть люди, которые льстят, занимаются подхалимством с какой-то целью, что-то хотят от тебя получить, с каким-то умыслом, а сам думает о тебе совсем по-другому, плохо. На самом деле этих качеств у человека нет).
Это и есть мораль басни.
-Бывали в вашей жизни такие ситуации, когда люди льстили с каким-то умыслом, говорили хвалебные слова с целью что-то от вас или от кого-то получить.
-Приведите примеры.
-Как вы относитесь к таким людям, которые верят в лесть, в лживые слова?
-А почему относитесь плохо?
-С какой целью Крылов написал эту басней, что он хотел сказать?
Выборочное чтение.
-Назовите героев басни?
-С помощью каких слов И. А. Крылов изображает Ворону?
-Какой вы ее себе представили?
-А какой изображена Лиса в басне? Найдите выражения в басне, которые помогут представить повадки Лисы.
-Какой вы ее себе представили?
-Теперь, нужно прочитать отрывок, где Лиса хвалит Ворону. Представьте, что вы Лиса и вам так нужно похвалить Ворону, чтобы она каркнула, открыла рот, вам нужно заполучить сыр. Это цель Лисы. Покажите это голосом, паузами, жестами, мимикой.
-Какой ей кажется Ворона на самом деле?
-Какое впечатление произвела хитрая, льстивая речь Лисы на Ворону?
-Почему же Лисе удалось выманить сыр у Вороны? (Ворона глупая.)
Запись домашнего задания:
Выучить басню наизусть.
Итог.
-Что нового узнали?
-Чему научила басня?
Рефлексия.
-Что вам этот урок дал для жизни? Возьмите в помощь эти слова:
Взволновал…
Заставил задуматься…