Данная разработка предназначена для проведения урока краеведения по теме "Кулямасы" по учебнику "Живые родники" (история, культура и литература Башкортостана"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
а) – Сегодняшний урок Культуры Башкортостана мы начнём с путешествия – повторения пройденного материала.
Мы много говорим о сказочной красоте нашего родного края, о богатстве земли Башкортостана; читаем стихи, сказки об этом.
И сейчас , с помощью видеокадров, мы ещё раз полюбуемся незабываемой красотой родной земли.
б) Демонстрация видеофильма.
в) – Наше путешествие закончилось.
Когда вы станете взрослыми, то сами сможете посетить эти уголки природы и соприкоснуться с их красотой.
Физминутка под музыку.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с устным народным творчеством Башкортостана.
На прошлом уроке мы познакомились с загадками.
А узнать, с чем познакомимся сегодня, вам поможет кроссворд, который вы сейчас будете разгадывать.
Как называется республика, в которой мы живём?
Столица, главный город Башкортостана.
Прочитайте четвёртую загадку на странице 5 в тетради и нарисуйте отгадку.
Река, протекающая мимо нашего города.
Название города, в котором мы живём.
Прочитайте третью загадку на странице 5 и нарисуйте отгадку.
Как называется огромная страна, в которой мы живём?
Целебный напиток из кобыльего молока.
Теперь прочитайте название темы.
Б
А
Ш
1К
О
Р
Т
О
С
Т
А
Н
2У
Ф
А
П
Ч
Е
3Л
А
Б
Е
Л
А
4Я
5М
Е
Л
Е
У
З
Р
Ы
Б
6А
Р
О
7С
С
И
Я
К
У
М
8Ы
С
Работа над новым материалом.
а) Объяснение.
- От одного вида устного Башкирского народного творчества – загадок, перейдём
к другому виду устного народного творчества – кулямасам.
Кулямасом или по – другому анекдотом ,называют короткий устный рассказ о забавном происшествии.
У народов Башкортостана великое множество таких коротких рассказов.
Они помещены в сборнике "Башкирское народное творчество".
С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
В этих рассказах очень часто встречается действующее лицо – Еренсе – сэсэн.
Это мудрый человек, с прекрасно развитой речью.
И первое произведение, кулямас, анекдот, так и называется "Суд Еренсе".
б) Чтение кулямаса "Суд Еренсе".
Прежде, чем я прочитаю вам кулямас, проведём словарную работу.
Прочитайте слова и выражения .
Что они обозначают или как сказать по – другому?
мыкался
денег куры не клюют
пораскинь умом
Я прочитаю кулямас, а вы следите и слушайте.
Итак, кому достались 100 рублей?
Посмотрите, как хитро и в то же время мудро рассудил этих людей сэсэн.
Какой момент из кулямаса изображён на иллюстрации?
в) Чтение кулямаса "Хорошие манеры ".
– Далее познакомимся с кулямасом "Хорошие манеры".
В нём вам могут быть непонятны по смыслу некоторые слова.
Разберём их.
манеры
учтивый
покладистый
– Послушайте этот кулямас сначала на башкирском языке.
- А теперь прочитайте его на русском языке в учебнике на странице 29 – 30.
Как вы поняли: откуда у Еренсе – сэсэна хорошие манеры?
Используя это правило поиграем в игру "Наоборот".
злой – ( добрый )
грубый – ( ласковый )
глупый – ( умный )
неряшливый – ( аккуратный )
Я надеюсь, что у вас будут только хорошие манеры, и видя в жизни плохое, вы сами будете поступать наоборот.
г) Физминутка.
д) Чтение кулямаса " Как два ленивца сгорели".
Прочитайте название следующего кулямаса .
О чём может идти речь в кулямасе с таким названием?
Прочитайте кулямас и выясните, на сколько вы правы.
Так почему же сгорели лентяи?
Каким предложением можно подписать эту иллюстрацию?
е) " Семь волков".
Последний кулямас называется " Семь волков".
Чтобы всё было понятно, поработаем над значением слов.
Как вы понимаете следующее:
переливать из пустого в порожнее
перечить ему
стушевался
А сейчас я со своими помощниками разыграю этот кулямас, как сценку.
Как вы поняли: на самом ли деле видел лгун 7 волков?
Обманывал ли раньше этот человек своих сельчан?
Поверили ли они ему на этот раз?
Какой рассказ Л. Н. Толстого напоминает вам этот кулямас?
Хитрый бабай по-другому кто это?
VI. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с ещё одним видом башкирского устного народного творчества.
Как называется такие произведения?
Как по-другому они называются?
Какие люди высмеиваются в кулямассах?
Кто хотел бы быть похожим на Еренсе-сесена?
Что привлекает вас в этом человеке?
Я рада, в человеке вас привлекает хорошие его качества, потому что каждый человек должен стремиться к хорошему и в жизни своей стараться совершать только хорошие поступки.