Урок краеведения в 5 классе.
Современный урок – это урок вопросов и размышлений, озарений и открытий, т.е. урок с применением технологии критического мышления. Педагогический опыт показывает, что такие уроки можно проводить не только в старших классах, но и успешно применять в среднем звене.
Приведу в качестве примера собственную разработку урока для 5 класса по теме: «Родники Удмуртии».
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися темы урока.
- Воспитательный аспект: Воспитывать бережное отношение к родникам, к природе, к своему здоровью.
- Развивающий аспект: Развивать познавательные способности учащихся: внимание, память, логическое мышление, творческую активность и интерес к предмету, самостоятельность.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование:
1. Компьютер и мультимедийный проектор;
2. Презентация по теме урока
3. Музыка для релаксации – журчание родника.
4. Раздаточный материал (рабочие листы с текстом стихотворения (Приложение 1), алгоритм составления синквейна (Приложение 2)).
5. Учебник: Н.Т.Козлова, А.Ю.Украинцева «Наш край».
1 этап урока – вызов.
Задачи фазы вызова:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;
В начале урока учащиеся для пробуждения вызова и определения темы урока знакомятся с отрывком текста В.Широбокова «Родник» (название текста не произносится) (приложение №1) и отвечают на вопрос «Что это?»
Вопросы и задания для учащихся:
1.Как вы думаете, что это?
2. Почему автор называет родник чудесным произведением природы? Согласны ли вы с ним? Каково ваше мнение по этому поводу?
3. Какие чувства у вас вызывают эти строки? (Ребята высказывают предположения).
4. А хотите узнать, чем заканчивается рассказ?
5. Как вы думаете, почему, слушая звучание родника, у автора появляется сравнение родника с хорошим человеком? А почему без маленького родника мельче станут крупные реки? (ответы ребят, комментарии и похвала учителя).
2 этап урока – стадия осмысления.
Задачи фазы реализации смысла:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Учитель акцентирует внимание на то, что Удмуртию с древних времён образно называют «родниковым краем». На её территории насчитывается около 7000 больших и малых рек, более 800 прудов, много болот и ещё больше родников (цифры учащиеся записывают в тетрадь).Учитель формулирует тему урока. Затем учащиеся получают задание. (В ходе работы с информацией учащиеся выделяют главное, дают оценку содержания)
1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу предлагается прочитать текст (приложение №2) и выполнить задание: изучите текст, в ходе работы на полях текста карандашом делайте пометки:
v уже знал
+ новая информация,
! очень ценная информация,
? не очень понятно,
- думал иначе
2. Работа в парах - учащиеся обсуждают полученные данные, обсуждают сложные вопросы, свою точку аргументируют цитатами из текста.
- Учитель: я прочитаю вам стихотворение О.Поскрёбышева «За водою родниковой…», а затем мы составим опорную схему из новых ваших полученных знаний о роднике и ответим на вопрос О. Поскрёбышева «Что же в ней (родниковой воде) такого ?» (приложение №3)
В ходе обсуждения корректируется опорная схема на доске. Вновь полученные знания вписываются вокруг слова «родник».
3 этап урока – физкультминутка.
4 этап урока – просмотр слайдов – фото благоустроенных родников Удмуртии.
5 этап урока – рефлексия.
Задачи фазы рефлексии:Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал.На этом этапе используется приём написания синквейна. (приложение №4) Каждый учащийся должен написать синквейн по теме: "Родник". Желающие представляют свои работы.
6 этап – самооценивание и оценивание учителем ответов учащихся.
7 этап – опережающее домашнее задание на выбор (на следующем уроке будет экскурсия к роднику):
А). Нарисовать рисунок- проект «Живи, родник» по благоустройству родника и прилегающей территории.
Б) Написать на больших листах плакаты для установления табличек с призывом бережного отношения к роднику.
В) Найти и выписать пословицы про родник.
Приложение № 1.
«Родник» Василий Широбоков.
Как поразительно и чудесно это произведение природы! Он всё время в движении. Днём и ночью льётся и льётся, журчит по мелким, как рыбьи чешуйки, камешкам. Нет счёта весёлым мелодиям и звукам в природе, но его журчание- самое звонкое и весёлое: слушаешь его и не наслушаешься.
В самом деле, что это? Может быть, чуть уловимый звон серебряных бус? Или это песня девушки, идущей к колодцу? А может, замирающие вдали хрустальные трели колокольчика?
________________________ ________________________
Журчит родник. Я слушаю его голос и с радостью думаю: вот и люди есть такие же- чистые и светлые. И ничего, что родник мал. Без него мельче был бы Иж, да и Каме он – неплохой помощник. А из ручьёв и рек моря образуются.
Приложение №2.
Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется.
Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий.
Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни.
Установлено, что через 3 часа родниковая вода во многом теряет свои лечебные свойства. Поэтому пить родниковую воду надо, конечно же, у самих родников. Природная родниковая вода дарит энергию тем, кто её пьет. Не зря в прежние годы, особенно у лесных родников, можно было обнаружить на кустике то кружку, то самодельный корец или берестянку. И никто их цепью не приковывал. Испил человек водицы, повесил посудину туда, где была, и пошёл дальше с радостью, что кто-то подумал о нём.
На некоторых родниках сооружены часовни, многие родники облагорожены (имеются лесенки, скамейки, дорожки). Много таких родников и в Удмуртии.
Приложение №3. Олег Поскрёбышев.
За водою родниковой я иду, ведром звеня.
_-Ну и что же в ней такого?- кто-то спросит вдруг меня.
И чего стараться, вроде: в лог спускаться, кверху лезть!
Есть вода в водопроводе: кран открыл – она и хлесть!
Что ж, всё сказано толково, но с упряминкой в груди,
Я иду - за родниковой, кто не хочет –не ходи.
И впрямь: что же в ней такого?
Приложение №4.
Алгоритм составления синквейна:
Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)
Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).
Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.
Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).
Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).