kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока краеведения на тему "Родники Удмуртии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок краеведения в 5 классе.

Современный урок – это урок вопросов и размышлений, озарений и открытий, т.е. урок с применением технологии критического мышления. Педагогический опыт показывает, что такие уроки можно проводить не только в старших классах, но и успешно применять в среднем звене.

Приведу  в качестве примера собственную разработку урока для 5 класса по теме: «Родники Удмуртии».

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися темы урока.

  • Воспитательный аспект: Воспитывать бережное отношение к родникам, к природе, к своему здоровью.
  • Развивающий аспект:  Развивать познавательные способности учащихся: внимание, память, логическое мышление, творческую активность и интерес к предмету, самостоятельность.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование:

1. Компьютер и мультимедийный проектор;

2. Презентация по теме урока

3. Музыка для релаксации – журчание родника.

4. Раздаточный материал (рабочие листы с текстом стихотворения (Приложение 1), алгоритм составления синквейна (Приложение 2)).

5. Учебник: Н.Т.Козлова, А.Ю.Украинцева «Наш край».

1 этап урока – вызов.

Задачи фазы вызова:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;

В начале урока учащиеся для пробуждения вызова и определения темы урока знакомятся с отрывком  текста В.Широбокова «Родник» (название текста не произносится) (приложение №1) и отвечают на вопрос «Что это?»

Вопросы и задания для учащихся:

1.Как вы думаете, что это?  

2. Почему автор называет родник чудесным произведением природы? Согласны ли вы с ним? Каково ваше мнение по этому поводу?

3. Какие чувства у вас вызывают эти  строки? (Ребята высказывают предположения).

4. А хотите узнать, чем заканчивается рассказ?

5. Как вы думаете, почему, слушая звучание родника, у автора появляется сравнение родника с хорошим человеком?  А почему без маленького родника мельче станут крупные реки? (ответы ребят, комментарии и похвала учителя).

2 этап урока – стадия осмысления.

Задачи фазы реализации смысла:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

Учитель акцентирует внимание на то, что  Удмуртию с древних времён образно называют «родниковым краем». На её территории насчитывается около 7000 больших и малых рек, более 800 прудов, много болот и ещё больше родников (цифры учащиеся записывают в тетрадь).Учитель формулирует тему урока. Затем учащиеся  получают задание.  (В ходе  работы с информацией учащиеся    выделяют главное, дают оценку содержания)

   1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу  предлагается  прочитать  текст (приложение №2)  и выполнить задание: изучите текст, в ходе работы на полях текста  карандашом делайте пометки:

                                                                             v    уже знал

+    новая информация,

!    очень ценная информация,

?    не очень понятно,

-    думал иначе

  2.  Работа в парах - учащиеся обсуждают полученные данные, обсуждают сложные  вопросы, свою точку   аргументируют   цитатами  из текста. 

- Учитель: я прочитаю вам стихотворение О.Поскрёбышева «За водою родниковой…», а затем мы составим опорную схему из новых ваших полученных знаний о роднике и ответим на вопрос О. Поскрёбышева «Что же в ней (родниковой воде)  такого ?» (приложение №3)

В ходе обсуждения корректируется опорная схема   на доске. Вновь полученные знания вписываются  вокруг слова «родник».

3 этап урока – физкультминутка.

4 этап урока – просмотр слайдов – фото благоустроенных родников Удмуртии.

5 этап урока – рефлексия.

Задачи фазы рефлексии:Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал.На этом этапе  используется приём написания синквейна. (приложение №4) Каждый учащийся должен написать синквейн по теме: "Родник". Желающие представляют свои работы.

6 этап – самооценивание и оценивание учителем ответов учащихся.

7 этап –  опережающее домашнее задание на выбор (на следующем уроке будет экскурсия к роднику):

А). Нарисовать рисунок- проект «Живи, родник» по благоустройству родника и прилегающей территории.

Б) Написать на больших листах плакаты для  установления  табличек с призывом бережного отношения к роднику.

В) Найти и выписать пословицы про родник.

 Приложение № 1.

                                  «Родник»                                                                  Василий Широбоков.

Как поразительно и чудесно это произведение природы! Он всё время в движении. Днём и ночью льётся и льётся, журчит по мелким, как рыбьи чешуйки, камешкам. Нет счёта весёлым мелодиям  и звукам в природе, но его журчание- самое звонкое и весёлое: слушаешь его и не наслушаешься.

  В самом деле, что это? Может быть, чуть уловимый звон серебряных бус? Или это песня девушки, идущей к колодцу? А может, замирающие вдали хрустальные трели колокольчика?

________________________                                        ________________________

     Журчит родник.   Я слушаю его голос и с радостью думаю: вот и люди есть такие же- чистые и светлые. И ничего, что родник мал. Без него мельче был бы Иж, да и Каме он – неплохой помощник. А из ручьёв и рек моря образуются.                     

Приложение №2.

  Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется.
Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий.
  Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни.
  Установлено, что через 3 часа родниковая вода во многом теряет свои лечебные свойства. Поэтому пить родниковую воду надо, конечно же, у самих родников. Природная родниковая вода дарит энергию тем, кто её пьет. Не зря в прежние годы, особенно у лесных родников, можно было обнаружить на кустике то кружку, то самодельный корец или берестянку. И никто их цепью не приковывал. Испил человек водицы, повесил посудину туда, где была, и пошёл дальше с радостью, что кто-то подумал о нём.
  На некоторых родниках сооружены часовни, многие родники облагорожены (имеются лесенки, скамейки, дорожки). Много таких родников и в Удмуртии.

Приложение №3.                                    Олег Поскрёбышев.

За водою родниковой я иду, ведром звеня.

_-Ну и что же в ней такого?- кто-то спросит вдруг меня.

И чего стараться, вроде: в лог спускаться, кверху лезть!

Есть вода в водопроводе: кран открыл – она и хлесть!

Что ж, всё сказано толково, но с упряминкой в груди,

Я иду  - за родниковой, кто не хочет –не ходи.

И впрямь: что же в ней такого?

Приложение №4.

Алгоритм составления синквейна:

Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)

Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).

Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока краеведения на тему "Родники Удмуртии"»

Урок краеведения в 5 классе.

Современный урок – это урок вопросов и размышлений, озарений и открытий, т.е. урок с применением технологии критического мышления. Педагогический опыт показывает, что такие уроки можно проводить не только в старших классах, но и успешно применять в среднем звене.

Приведу в качестве примера собственную разработку урока для 5 класса по теме: «Родники Удмуртии».

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися темы урока.

  • Воспитательный аспект: Воспитывать бережное отношение к родникам, к природе, к своему здоровью.

  • Развивающий аспект: Развивать познавательные способности учащихся: внимание, память, логическое мышление, творческую активность и интерес к предмету, самостоятельность.



Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование:

1. Компьютер и мультимедийный проектор;

2. Презентация по теме урока

3. Музыка для релаксации – журчание родника.



4. Раздаточный материал (рабочие листы с текстом стихотворения (Приложение 1) , алгоритм составления синквейна (Приложение 2)).

5. Учебник: Н.Т.Козлова, А.Ю.Украинцева «Наш край».



1 этап урока – вызов.

Задачи фазы вызова:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;

В начале урока учащиеся для пробуждения вызова и определения темы урока знакомятся с отрывком текста В.Широбокова «Родник» (название текста не произносится) (приложение №1) и отвечают на вопрос «Что это?»

Вопросы и задания для учащихся:

1.Как вы думаете, что это?

2. Почему автор называет родник чудесным произведением природы? Согласны ли вы с ним? Каково ваше мнение по этому поводу?

3. Какие чувства у вас вызывают эти строки? (Ребята высказывают предположения).

4. А хотите узнать, чем заканчивается рассказ?

5. Как вы думаете, почему, слушая звучание родника, у автора появляется сравнение родника с хорошим человеком? А почему без маленького родника мельче станут крупные реки? (ответы ребят, комментарии и похвала учителя).

2 этап урока – стадия осмысления.

Задачи фазы реализации смысла:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

Учитель акцентирует внимание на то, что Удмуртию с древних времён образно называют «родниковым краем». На её территории насчитывается около 7000 больших и малых рек, более 800 прудов, много болот и ещё больше родников (цифры учащиеся записывают в тетрадь).Учитель формулирует тему урока. Затем учащиеся получают задание. (В ходе работы с информацией учащиеся выделяют главное, дают оценку содержания)

1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу предлагается прочитать текст (приложение №2) и выполнить задание: изучите текст, в ходе работы на полях текста карандашом делайте пометки:

v уже знал

+ новая информация,

! очень ценная информация,

? не очень понятно,

- думал иначе

2. Работа в парах - учащиеся обсуждают полученные данные, обсуждают сложные вопросы, свою точку аргументируют цитатами из текста.

- Учитель: я прочитаю вам стихотворение О.Поскрёбышева «За водою родниковой…», а затем мы составим опорную схему из новых ваших полученных знаний о роднике и ответим на вопрос О. Поскрёбышева «Что же в ней (родниковой воде) такого ?» (приложение №3)



В ходе обсуждения корректируется опорная схема на доске. Вновь полученные знания вписываются вокруг слова «родник».













3 этап урока – физкультминутка.

4 этап урока – просмотр слайдов – фото благоустроенных родников Удмуртии.

5 этап урока – рефлексия.

Задачи фазы рефлексии:Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал.На этом этапе используется приём написания синквейна. (приложение №4) Каждый учащийся должен написать синквейн по теме: "Родник". Желающие представляют свои работы.

6 этап – самооценивание и оценивание учителем ответов учащихся.

7 этап – опережающее домашнее задание на выбор (на следующем уроке будет экскурсия к роднику):

А). Нарисовать рисунок- проект «Живи, родник» по благоустройству родника и прилегающей территории.

Б) Написать на больших листах плакаты для установления табличек с призывом бережного отношения к роднику.

В) Найти и выписать пословицы про родник.



Приложение № 1.

«Родник» Василий Широбоков.

Как поразительно и чудесно это произведение природы! Он всё время в движении. Днём и ночью льётся и льётся, журчит по мелким, как рыбьи чешуйки, камешкам. Нет счёта весёлым мелодиям и звукам в природе, но его журчание- самое звонкое и весёлое: слушаешь его и не наслушаешься.

В самом деле, что это? Может быть, чуть уловимый звон серебряных бус? Или это песня девушки, идущей к колодцу? А может, замирающие вдали хрустальные трели колокольчика?

________________________ ________________________

Журчит родник. Я слушаю его голос и с радостью думаю: вот и люди есть такие же- чистые и светлые. И ничего, что родник мал. Без него мельче был бы Иж, да и Каме он – неплохой помощник. А из ручьёв и рек моря образуются.









Приложение №2.

Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется.
Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий.
Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни.
Установлено, что через 3 часа родниковая вода во многом теряет свои лечебные свойства. Поэтому пить родниковую воду надо, конечно же, у самих родников. Природная родниковая вода дарит энергию тем, кто её пьет. Не зря в прежние годы, особенно у лесных родников, можно было обнаружить на кустике то кружку, то самодельный корец или берестянку. И никто их цепью не приковывал. Испил человек водицы, повесил посудину туда, где была, и пошёл дальше с радостью, что кто-то подумал о нём.
На некоторых родниках сооружены часовни, многие родники облагорожены (имеются лесенки, скамейки, дорожки). Много таких родников и в Удмуртии.



Приложение №3. Олег Поскрёбышев.

За водою родниковой я иду, ведром звеня.

_-Ну и что же в ней такого?- кто-то спросит вдруг меня.

И чего стараться, вроде: в лог спускаться, кверху лезть!

Есть вода в водопроводе: кран открыл – она и хлесть!

Что ж, всё сказано толково, но с упряминкой в груди,

Я иду - за родниковой, кто не хочет –не ходи.

И впрямь: что же в ней такого?



Приложение №4.

Алгоритм составления синквейна:

Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)

Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).

Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока краеведения на тему "Родники Удмуртии"

Автор: Пересада Ольга Александровна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 250064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства