Аннотация: ИКТ предоставляют неограниченные возможности для творческой деятельности, как учителя, так и учащихся, возможность сотрудничать и развиваться. Повышается интерес школьников к исследовательской деятельности, к изучению истории родного села, района, области и страны в целом.
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.
Основным фактором, преобразующим нашу жизнь, является информация. Темпы получения, накопления и передачи информации обеспечены развитием и широким внедрением во все сферы жизни информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). Мы зависимы от огромного числа сведений, без которых уже не можем представить своей жизни.
Учебный процесс в информационно – образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:
Увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
Обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих ученых и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;
Повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
Повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
Активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
Развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;
Создавать установку на непрерывное образование в течение всей жизни.
Таким образом, в условиях внедрения стандартов второго поколения (ФГОС) для школы приоритетной является проблема создания, распространения и обоснованного внедрения в учебный процесс современных средств ИКТ. Поэтому овладение современными технологиями стало делом привычным, и найти человека, не умеющего пользоваться ПК, скоро будет довольно трудно. Современные технологии можно использовать на всех этапах урока, и занятие по краеведению – не исключение.
В собирании материалов для краеведения могут участвовать как высококвалифицированные ученые разных специальностей, так и ученики средних школ, собирающие различные данные по заданию более опытных исследователей, например, ведущие опрос населения, устанавливающие наличие тех или иных старинных предметов, валяющихся по чердакам или хранящихся в «бабушкиных сундуках», а также просматривающие старые газеты, регистрирующие мемориальные деревья и пр., и пр. Всего не перечислишь. Участие людей всех возрастов в такого рода собирании краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Оно есть уже одна из акций патриотического характера, создающая в своем крае более высокий уровень духовной культуры. (Д.С.Лихачев)
Предмет краеведения необходим для понимания этнической идентичности. Без взаимопонимания между представителями разных этнических общностей невозможно их эффективное взаимодействие. Это взаимодействие не может возникнуть само по себе, ему необходимо целенаправленно учиться. Решением этой задачи является построение полиэтнической образовательной среды. Полиэтническая среда ведет к успешной адаптации, предполагающей овладение богатствами другой этнокультуры без ущерба для ценностей собственной, а также поддерживает диалог культур, в котором ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственного верного миропонимания.
Сейчас очень трудно представить, как мы, учителя и школьники, обходились без программы Power Point. Презентация – это образовательный продукт, состоящий из набора слайдов, на которых информация предъявляется в виде текста, изображения, аудиоматериалов и видеороликов. Слайды готовятся учащимися вместе с устным отчетом о достижениях, например, о результатах решения проблемы, выполнения учебного проекта. При этом необходимо выполнение нескольких действий, которые обязательно предполагают все виды рефлексии:
Оценить достижения по вектору цель – результат. Если цель достигнута не полностью, определить причины этого.
Выявить наиболее значимые достижения, дать оценку их новизне.
Определить форму, в которой информацию целесообразно представить на слайде (текст, график, рисунок и т.д.) с учетом сложности информации, ее новизны для остальных учащихся класса. Текстовые слайды должны иметь структуру.
Продумать функцию каждого слайда в ходе презентации (иллюстрация, опорный сигнал, пояснения, пример и т. д.) в соответствии с общей целью работы. С учетом этого определить время, необходимое на показ каждого слайда.
Подсчитать общее время презентации, в случае необходимости скорректировать количество и содержание слайдов.
Power Point позволяет и учителям, и школьникам стать авторами собственного продукта. Участники Интернет – проекта «Народные сказки устами молодых" http://naidal.ukoz.ru/load/ не только собирали и систематизировали информацию, но и представили ее в виде презентации. Иллюстрации, выполненные школьницами, были отсканированы и эффектно дополнили содержание презентации. Автор проекта «Выпускник в моей семье» Михайлова Анастасия представила в виде презентации выпускников своей семьи, окончивших Еланцынскую школу. Рассказ о каждом выпускнике семьи сопровождался фотографиями, иллюстрациями и музыкальным сопровождением.
Также одной из форм обучения являются экскурсии в этнографические и краеведческие музеи. Архитектурно – этнографический музей «Тальцы» - уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII – XX веков. На сайте можно совершить виртуальную экскурсию по усадьбе крестьянина Непомилуева, который состоит из чистого и хозяйственного двора. Со стороны чистого двора можно попасть в горницу и увидеть предметы домашнего обихода. После этой экскурсии школьники узнали, что основой каждой из крестьянских усадеб является дом – связь. Вначале строили один дом, потом, когда крестьянин достаточно обживался на новом месте, и его семья разрасталась до таких размеров, что в доме делалось тесно, строили рядом такой же дом и связывали их холодными сенями с выходом из них на обе стороны.
На сайте музея также представлены фото и видео: «Архитектурно – этнографический музей «Тальцы». Ранний этап, «Масленица», «Сибирская свадьба», «Хранительница очага», «Путь к отчему дому», «Тальцынский звон».
Интерактивная карта музея «Тальцы» позволяет познакомиться с каждым существующим строением на территории музея под открытым небом. Это и Илимский острог, и волостное село, и каскад водяных мельниц, и гончарная мастерская, и Казанская часовня, и церковно – приходская школа, и бурятский улус – летник, и деревня – малодворка, и тофаларское и эвенкийское стойбища и т.д. Гиперссылки дают информацию о каждом строении на карте этнографического музея «Тальцы».
На сайте Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов размещены перстень С.Г.Волконского, кольцо княгини М.Н.Волконской, подстаканник, расшитый бисером, игрушка – кубик, кофейник с крышкой, веер бальный, иконка – медальон походная «Богоматерь с младенцем».
Иркутский областной краеведческий музей разместил в сети Интернет наиболее интересные предметы фондов: Хоругвь «Спас Нерукотворного Образа», Судовую хоругвь, бердыш, шлем, кольчугу, знамя Ижевской дивизии, костюм шамана. В скором времени в Иркутском краеведческом музее в связи с приобретением инновационного 3D сканера будет создана виртуальная выставка экспонатов, которая позволит нам познакомиться с другими интересными предметами фондов музея.
Виртуально можно посетить также школьные музеи Ольхонского района: села Еланцы, Куреть и Бугульдейка, фонд которых постепенно пополняется силами школьников и учителей. А на сайте Хужирского краеведческого музея имени Н.М.Ревякина виртуальному просмотру представлены наиболее интересные экспонаты музея: каменная рыбка – приманка, поясной ремень, икона Казанской Богоматери (конец XVIII - начало XIX века), трезубез шаманский, иконка буддийская, чайник деревянный, рыбка голомянка и т.д. Сайт Усть-Ордынского краеведческого музея поможет школьникам совершить виртуальное знакомство со следующими экспонатами: ременным поясом, стрелой, шаманскими подвесками, колчаном, стрелохранилищем, тар – ковром, женской одеждой, украшениями.
Таким образом, школьники, не выезжая, знакомятся с достопримечательностями нашего региона, а также при реальном посещении могут узнавать объекты, увиденные во время виртуальной экскурсии по сайту музея.
Для прослушивания аудио и видеозаписей выступлений народных артистов и фольклорных ансамблей также незаменимым помощником служит ПК и Интернет.
Словари, справочники, без обращения к которым вообще трудно обойтись на краеведении, тоже доступны в Интернете.
Программа Skype позволяет общаться не только с информаторами из других местностей, но и с участниками Ердынских игр, приезжающих на этот праздник в наше село. Их впечатления и высказывания помогают школьникам накапливать и обобщать материал по этому празднику, итогом которого может быть проектная деятельность с использованием ИКТ.
Появившаяся во всех школах интерактивная доска «Smart Board» позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов. Возможности применения интерактивной доски создают условия для создания интереса школьников к предмету, интерактивного общения, яркого и живого знакомства с материалом на уроке. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, карты, музыка, а также добавление гиперссылок к этапам урока и Интернет – ресурсам задают занятия энергичный темп и позволяют интенсифицировать обучение: не нужно тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать на экране и сохранять файлы для последующих занятий.
Также следует отметить, что использование ИКТ на уроках позволяет быть успешными не только визуалам (по каналам восприятия информации), но и ученикам аудиалам и кинестетикам.
Таким образом, использование ИКТ на уроках краеведения позволяет учителю решать следующие задачи:
обеспечивает доступ к высококачественному иллюстративному материалу;
предоставляет разнообразие методов преподавания и формы работы с учащимися;
интенсифицирует обучение;
организует творческую работу учащихся;
повышает интерес к предмету.
Литература:
1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном пространстве.- М.: Просвещение, 2011.- С.5,53
2. Лихачев Д.С. Русская культура.- М.: Искусство, 2000.- С.159
3.Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.- М.: Просвещение, 2012.- С.5
4. Жукова Л.Е. Использование ИКТ на уроках краеведения – электронный ресурс.
5. http://www.talci.ru/main/about.html
6. http://www.museum.ru/M1917item
7. http://www.museum.ru/M9 76item
8. http://www.museum.ru/M1197item
9. http://www.museum.ru/m979
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование ИКТ на уроках краеведения"»
Использование ИКТ на уроках краеведения
Аннотация: ИКТ предоставляют неограниченные возможности для творческой деятельности, как учителя, так и учащихся, возможность сотрудничать и развиваться. Повышается интерес школьников к исследовательской деятельности, к изучению истории родного села, района, области и страны в целом.
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.
Основным фактором, преобразующим нашу жизнь, является информация. Темпы получения, накопления и передачи информации обеспечены развитием и широким внедрением во все сферы жизни информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). Мы зависимы от огромного числа сведений, без которых уже не можем представить своей жизни.
Учебный процесс в информационно – образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:
Увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
Обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих ученых и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;
Повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
Повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
Активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
Развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;
Создавать установку на непрерывное образование в течение всей жизни.
Таким образом, в условиях внедрения стандартов второго поколения (ФГОС) для школы приоритетной является проблема создания, распространения и обоснованного внедрения в учебный процесс современных средств ИКТ. Поэтому овладение современными технологиями стало делом привычным, и найти человека, не умеющего пользоваться ПК, скоро будет довольно трудно. Современные технологии можно использовать на всех этапах урока, и занятие по краеведению – не исключение.
В собирании материалов для краеведения могут участвовать как высококвалифицированные ученые разных специальностей, так и ученики средних школ, собирающие различные данные по заданию более опытных исследователей, например, ведущие опрос населения, устанавливающие наличие тех или иных старинных предметов, валяющихся по чердакам или хранящихся в «бабушкиных сундуках», а также просматривающие старые газеты, регистрирующие мемориальные деревья и пр., и пр. Всего не перечислишь. Участие людей всех возрастов в такого рода собирании краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Оно есть уже одна из акций патриотического характера, создающая в своем крае более высокий уровень духовной культуры. (Д.С.Лихачев)
Предмет краеведения необходим для понимания этнической идентичности. Без взаимопонимания между представителями разных этнических общностей невозможно их эффективное взаимодействие. Это взаимодействие не может возникнуть само по себе, ему необходимо целенаправленно учиться. Решением этой задачи является построение полиэтнической образовательной среды. Полиэтническая среда ведет к успешной адаптации, предполагающей овладение богатствами другой этнокультуры без ущерба для ценностей собственной, а также поддерживает диалог культур, в котором ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственного верного миропонимания.
Сейчас очень трудно представить, как мы, учителя и школьники, обходились без программы Power Point. Презентация – это образовательный продукт, состоящий из набора слайдов, на которых информация предъявляется в виде текста, изображения, аудиоматериалов и видеороликов. Слайды готовятся учащимися вместе с устным отчетом о достижениях, например, о результатах решения проблемы, выполнения учебного проекта. При этом необходимо выполнение нескольких действий, которые обязательно предполагают все виды рефлексии:
Оценить достижения по вектору цель – результат. Если цель достигнута не полностью, определить причины этого.
Выявить наиболее значимые достижения, дать оценку их новизне.
Определить форму, в которой информацию целесообразно представить на слайде (текст, график, рисунок и т.д.) с учетом сложности информации, ее новизны для остальных учащихся класса. Текстовые слайды должны иметь структуру.
Продумать функцию каждого слайда в ходе презентации (иллюстрация, опорный сигнал, пояснения, пример и т. д.) в соответствии с общей целью работы. С учетом этого определить время, необходимое на показ каждого слайда.
Подсчитать общее время презентации, в случае необходимости скорректировать количество и содержание слайдов.
Power Point позволяет и учителям, и школьникам стать авторами собственного продукта. Участники Интернет – проекта «Народные сказки устами молодых" http://naidal.ukoz.ru/load/ не только собирали и систематизировали информацию, но и представили ее в виде презентации. Иллюстрации, выполненные школьницами, были отсканированы и эффектно дополнили содержание презентации. Автор проекта «Выпускник в моей семье» Михайлова Анастасия представила в виде презентации выпускников своей семьи, окончивших Еланцынскую школу. Рассказ о каждом выпускнике семьи сопровождался фотографиями, иллюстрациями и музыкальным сопровождением.
Также одной из форм обучения являются экскурсии в этнографические и краеведческие музеи. Архитектурно – этнографический музей «Тальцы» - уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII – XX веков. На сайте можно совершить виртуальную экскурсию по усадьбе крестьянина Непомилуева, который состоит из чистого и хозяйственного двора. Со стороны чистого двора можно попасть в горницу и увидеть предметы домашнего обихода. После этой экскурсии школьники узнали, что основой каждой из крестьянских усадеб является дом – связь. Вначале строили один дом, потом, когда крестьянин достаточно обживался на новом месте, и его семья разрасталась до таких размеров, что в доме делалось тесно, строили рядом такой же дом и связывали их холодными сенями с выходом из них на обе стороны.
На сайте музея также представлены фото и видео: «Архитектурно – этнографический музей «Тальцы». Ранний этап, «Масленица», «Сибирская свадьба», «Хранительница очага», «Путь к отчему дому», «Тальцынский звон».
Интерактивная карта музея «Тальцы» позволяет познакомиться с каждым существующим строением на территории музея под открытым небом. Это и Илимский острог, и волостное село, и каскад водяных мельниц, и гончарная мастерская, и Казанская часовня, и церковно – приходская школа, и бурятский улус – летник, и деревня – малодворка, и тофаларское и эвенкийское стойбища и т.д. Гиперссылки дают информацию о каждом строении на карте этнографического музея «Тальцы».
На сайте Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов размещены перстень С.Г.Волконского, кольцо княгини М.Н.Волконской, подстаканник, расшитый бисером, игрушка – кубик, кофейник с крышкой, веер бальный, иконка – медальон походная «Богоматерь с младенцем».
Иркутский областной краеведческий музей разместил в сети Интернет наиболее интересные предметы фондов: Хоругвь «Спас Нерукотворного Образа», Судовую хоругвь, бердыш, шлем, кольчугу, знамя Ижевской дивизии, костюм шамана. В скором времени в Иркутском краеведческом музее в связи с приобретением инновационного 3D сканера будет создана виртуальная выставка экспонатов, которая позволит нам познакомиться с другими интересными предметами фондов музея.
Виртуально можно посетить также школьные музеи Ольхонского района: села Еланцы, Куреть и Бугульдейка, фонд которых постепенно пополняется силами школьников и учителей. А на сайте Хужирского краеведческого музея имени Н.М.Ревякина виртуальному просмотру представлены наиболее интересные экспонаты музея: каменная рыбка – приманка, поясной ремень, икона Казанской Богоматери (конец XVIII - начало XIX века), трезубез шаманский, иконка буддийская, чайник деревянный, рыбка голомянка и т.д. Сайт Усть-Ордынского краеведческого музея поможет школьникам совершить виртуальное знакомство со следующими экспонатами: ременным поясом, стрелой, шаманскими подвесками, колчаном, стрелохранилищем, тар – ковром, женской одеждой, украшениями.
Таким образом, школьники, не выезжая, знакомятся с достопримечательностями нашего региона, а также при реальном посещении могут узнавать объекты, увиденные во время виртуальной экскурсии по сайту музея.
Для прослушивания аудио и видеозаписей выступлений народных артистов и фольклорных ансамблей также незаменимым помощником служит ПК и Интернет.
Словари, справочники, без обращения к которым вообще трудно обойтись на краеведении, тоже доступны в Интернете.
Программа Skype позволяет общаться не только с информаторами из других местностей, но и с участниками Ердынских игр, приезжающих на этот праздник в наше село. Их впечатления и высказывания помогают школьникам накапливать и обобщать материал по этому празднику, итогом которого может быть проектная деятельность с использованием ИКТ.
Появившаяся во всех школах интерактивная доска «Smart Board» позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов. Возможности применения интерактивной доски создают условия для создания интереса школьников к предмету, интерактивного общения, яркого и живого знакомства с материалом на уроке. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, карты, музыка, а также добавление гиперссылок к этапам урока и Интернет – ресурсам задают занятия энергичный темп и позволяют интенсифицировать обучение: не нужно тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать на экране и сохранять файлы для последующих занятий.
Также следует отметить, что использование ИКТ на уроках позволяет быть успешными не только визуалам (по каналам восприятия информации), но и ученикам аудиалам и кинестетикам.
Таким образом, использование ИКТ на уроках краеведения позволяет учителю решать следующие задачи:
обеспечивает доступ к высококачественному иллюстративному материалу;
предоставляет разнообразие методов преподавания и формы работы с учащимися;
интенсифицирует обучение;
организует творческую работу учащихся;
повышает интерес к предмету.
Литература:
1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном пространстве.- М.: Просвещение, 2011.- С.5,53
2. Лихачев Д.С. Русская культура.- М.: Искусство, 2000.- С.159
3.Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.- М.: Просвещение, 2012.- С.5
4. Жукова Л.Е. Использование ИКТ на уроках краеведения – электронный ресурс.