kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному краеведению "Белые лебеди России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Белые лебеди России.                                                              Их опыта работы учителя

      Урок родной литературы в 6 классе.                                 русского языка и литературы           

                             ГОУ «Ненецкаясредняя  школа-

интернат им. А.П.Пырерки» г. Нарьян-Мара

Горбуновой З.А. 

Бинарный:лит-ра+экология

Цели: - заинтересованный разговор с учащимися об экологии Ненецкого 

            округа и охране  окружающей среды;

          - обсудить с учащимися главы повести А.Коткина «Заповедное озеро»;

          - познакомиться с образами птицы-лебедя в произведениях ненецких  

             поэтов и писателей;

          -пробудить интерес к живой природе и любовь к родному краю;

          - способствовать пробуждению желания охранять природу малой 

           родины.

Оборудование урока:

- фотографии лебедей(оформление классной доски)

        -аудиозапись песни «Лебединая верность»;

        -распечатки стихов В.Ледкова и А.Пичкова о лебедях;

  -распечатка рассказа А.Коткина «Синяк»( на каждом  столе);

   - выставка произведений ненецкого поэта В.Ледкова;

-«Хрестоматия по литературному  краеведению.ч.2». авт.Горбунова З.А.                                 

Эпиграф урока: Не стреляйте белых лебедей!(Б.Васильев)

                                      Ход урока.

  1. Организация класса:  Подготовка учащихся  к восприятию. Тихо звучит песня «Лебединая верность» и стихает после первого куплета.- Глядя на тему урока, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Отсюда цели и задачи урока:
  2. Работа по теме урока:

1.Слово учителя: Итак, избранные главы пов.А.Коткина «Заповедное озеро» («Схватка» и «Лебедь уходит в небо») прочитаны. Сегодня на уроке мы попытаемся выразить свое отношение к прочитанному, «услышать» мысли наших северных поэтов и писателей по проблеме охраны живой природы, окружающей нас, попытаемся ответить на вопрос: «Почему это происходит?».

2. Давайте вспомним, о чем пишет А.С. Коткин в своей повести? (краткий пересказ содержания глав повести. См. «Хрестоматию»,ч.2, стр.151).

3. Беседа по содержанию:

  А) почему автор так трепетно относится к лебедям?

  Б) каково отношение мальчиков к этим птицам? Почему?(любовь привил дед).

  В) сопереживали ли вы мальчикам и раненому лебедю, когда его выпускали на волю?

  Г) встречали ли вы в своих поселках лебедей? Когда они к нам прилетают? Как к ним относятся жители поселков?

  Д) наблюдали ли вы повадки этих птиц? Как они обустраивают свои гнезда, выводят птенцов?

 3.  Какие они родители, наблюдал писатель А.Коткин и рассказал нам в  

 рассказе «Синяк» (чтение вслух, на партах у каждого лежат распечатки)

Что вас поразило в этом рассказе? (как птицы помогают своим   

 детенышам, учат их и воспитывают, что птенцов-лебедят называют 

«синяками», отношение главного героя Кольки к событиям рассказа); 

почему автор употребил такие эпитеты, как: «величавые птицы, грациозная  

 шея»?  каково значение этих слов?

  1. Звучит стихотворение В.Ледкова «Белая лебедь» (подготовленный ученик наизусть читает)

 

          БЕЛАЯ ЛЕБЕДЬ.

… В тот час, когда заря в озерах,

Как та звезда, что бережет в пути нас,

На воду лебедь белая спустилась.

Она плыла, как будто песню пела,

И под лучами расправляла перья,

Разбрасывая брызги, словно бусы,

Сама собой по-девичьи любуясь.

Так на меня она глядел,  словно

Сказать хотела ласковое слово.

И с губ моих слететь была готова

Мелодия восторга, счастья, зова.

Плывет ко мне доверчивая птица,

Вода сверкает, блещет и струится.

Я робко к ней протягиваю руки

И… вздрагиваю в гневе и в испуге:

Угрюмым, грубым громом раня уши,

Разящий выстрел в озеро обрушен!

И жизнь уходит из груди прекрасной,

Стекло воды окрашивая красным.

Раскинув руки и блестя оскалом,

Тень черная к добыче поскакала…

А ночью в чумах старики седые

Убийцу словом песенным судили.

И криком, полным страсти и печали,

Им лебеди из тундры отвечали.

В. Ледков (перевод с ненецкого М. Борисовой)

 О чем стихотворение? Поясните, как вы понимаете слова «Старики седые 

  убийцу словом песенным судили»? Какими эпитетами наделил Ледков 

  птицу-лебедя? Какой видится поэту лебедь? Какие слова, сравнения   

  использует он для перенесения красоты природы в искусство? («Лебедь  

 белая», доверчивая птица, из груди прекрасной, «плыла, как будто песню

 пела», разбрасывала «брызги, словно бусы, сама собой по-девичьи

 любуясь», «сказать хотела ласковое слово», «доверчивая птица».) Какие 

 ответные чувства вызвал у поэта этот прекрасный, поэтический образ?

 (Восхищение, удивление, нежность: с губ поэта при виде белой лебеди  

 «слететь была готова мелодия восторга, счастья, зова», он робко к ней 

  протягивал руки, чтобы приласкать, погладить, пожалеть.)

 Знаете ли вы  примеры из своей  жизни, описанные поэтом? Как к этому относитесь?

       5. Обратимся к творчеству ненецкого поэта В.Ледкова. которого называют певцом    

          лебединого края.(Небольшая экскурсия у стенда произведений поэта Василия  

Ледкова).

6. Энциклопедическая справка о лебедях (инд. задание учащегося).

7. Наш вернисаж: смотрим выставку рисунков учащихся «Не

стреляйте белых лебедей». Хочу вам посоветовать прочитать повесть Б.Васильева

под таким же названием.

8. В.А.Ханзерова в своей небольшой книжке «ЛадиХасавако» («Мальчик Лади») пересказывает ненецкую легенду «Почему у лебедя длинная шея». Послушаем ее:       ПОЧЕМУ У ЛЕБЕДЯ ДЛИННАЯ ШЕЯ,

                 А У ГАГАРЫ КРИВЫЕ НОГИ?

    Давным-давно у голубых озер жил старик с двумя сыновьями.

    Богатый он был, оленей не счесть, у каждого свой чум. Старший сын женат на Лебеде, младший – на Гагаре.

    Старик был умный и хитрый. Однажды решил сам проверить, что у него за невестки, послушны ли, работящи, что умеют делать.

    В жаркий летний день старик пошел к невесткам  и говорит: «Милые мои невестки, ваши мужья – мои сыновья – на охоте, а я стар, ноги болят. Нужно пригнать оленей  поближе к чумам. Кто из вас пойдет?»

    Невестка Лебедь даже головы не повернула в сторону свёкра, только гордо вытянула шею и куда смотрела, туда и смотрит. С тех пор шея у лебедя стала длинной-длинной.

    Младшая невестка – пестрая Гагара была послушной, но немного ленивой. Она вышла из чума и направилась к двум озерам и вместо того, чтоб дойти до стада оленей, остановилась на узенькой полоске земли между ними и, что есть силы, во весь голос крикнула: «охо-хо,-хов-хэ-хэй!»

    Услышав клич, обезумевшее от жары и оводов стадо, ничего не видя, ринулось на зов человеческого голоса в сторону озёр. Пробежало оно между двумя озёрами, растоптав неуспевшую отойти в сторону невестку Гагару. Срослись поломанные кости, да только с тех пор ходить по земле гагара не может. Зато посмотрите, как она плавает, ныряет, в воде она будто рыба. И гнездо гагара строит и выводит птенцов у самой воды.

    А лебедь, вытянув длинную шею, будто говорит: «Вот я какая, любуйтесь, в мире нет другой такой птицы. Белая паница не знает дыма, а у кого такой красивый нос, стройные ноги в черных-черных пимах?»

На самом деле так: лебедь – прекрасная гордая птица.

 

9. У ненецкого поэта П.А.Явтысого есть небольшой детский рассказик:П.Явтысый. ПЕСНЬ ЛЕБЕДЯ.

     Решила лебедиха свить гнездо на большой сопке. Говорит ей лебедь:

        - Плохое ты место выбрала, открытое, к жилью близкое. Звери здесь бродят, дети бегают, шумят, люди ездят на нартах, собаки лают.

      Отвечает лебедиха:

        - Зато не будет скучно.

      Свила лебедиха гнездо на большой сопке. Проехали по сопке нарты, раздавили гнездо. Погибли и лебедиха, и яйца.

      Увидел лебедь порушенное гнездо, стал плакать и причитать:

      -Говорил я ей: не делай гнезда на большой сопке, вблизи жилья! Почему не послушалась меня? Теперь я остался один.

      Долго сидел лебедь над погибшей подругой, пел над ней прощальную песню. А лебеди с тех пор устраивают свои гнезда в потаенных местах, в непроходимых болотах и плывунах.

 О чем он? (как лебеди научились строить своигнезда).

   10.Звучит полностью песня «Лебединая верность».

11.Итоги урока: почему наши северные поэты и писатели так много писали об этой

царственной птице(это часть нашей живой северной природы, это очень красивая

птица, занесенная в Красную книгу, в том числе и Ненецкого округа – это мы

слышали из сообщения ученика.).

К чему призывают нас писатели и поэты? (беречь, охранять окружающую среду нашей малой родины, заботиться о ее чистоте и пр.) Давайте все вместе громко прочитаем эпиграф нашего урока:

  12.В заключение послушайте стихотворение  ненецкого поэта, нашего земляка А. И.

Пичкова (ученик читает наизусть) :

   Кличет лебедь лебедиху,

   Песнь свою поет с любовью.

   На реке, в  протоке тихой,

   Есть у них свое гнездовье.

           Неприметно, незаметно

           Это маленькое чудо.

           Их гнездо прикроет лето

           Мягкой травкой-изумрудом.

   А потом и лебедята,

   Так похожи друг на друга,

   Будут плыть спокойно рядом

   В шубках сереньких из пуха.

           До красы же лебединой

           Долго им расти придется.

           Станут белыми, как льдины,

           В горле гордый крик проснется.

А пока на страже лебедь,

Притаилась лебедиха.

И над ними песню небо

 Напевает тихо-тихо.

13.Подведем итоги урока: Что вам больше всего запомнилось на уроке?

                                             Узнали ли вы для себя что-то новое? Как вы себя будете вести, если встретите на тундровом озере лебединую семью?

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному краеведению "Белые лебеди России" »


Белые лебеди России. Их опыта работы учителя

Урок родной литературы в 6 классе. русского языка и литературы

ГОУ «Ненецкая средняя школа-

интернат им. А.П.Пырерки» г. Нарьян-Мара

Горбуновой З.А.

Бинарный:лит-ра+экология


Цели: - заинтересованный разговор с учащимися об экологии Ненецкого

округа и охране окружающей среды;

- обсудить с учащимися главы повести А.Коткина «Заповедное озеро»;

- познакомиться с образами птицы-лебедя в произведениях ненецких

поэтов и писателей;

-пробудить интерес к живой природе и любовь к родному краю;

- способствовать пробуждению желания охранять природу малой

родины.

Оборудование урока:

- фотографии лебедей(оформление классной доски)

-аудиозапись песни «Лебединая верность»;

-распечатки стихов В.Ледкова и А.Пичкова о лебедях;

-распечатка рассказа А.Коткина «Синяк»( на каждом столе);

- выставка произведений ненецкого поэта В.Ледкова;

-«Хрестоматия по литературному краеведению.ч.2». авт.Горбунова З.А.

Эпиграф урока: Не стреляйте белых лебедей!(Б.Васильев)

Ход урока.

  1. Организация класса: Подготовка учащихся к восприятию. Тихо звучит песня «Лебединая верность» и стихает после первого куплета.- Глядя на тему урока, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Отсюда цели и задачи урока:

  2. Работа по теме урока:

1.Слово учителя: Итак, избранные главы пов.А.Коткина «Заповедное озеро» («Схватка» и «Лебедь уходит в небо») прочитаны. Сегодня на уроке мы попытаемся выразить свое отношение к прочитанному, «услышать» мысли наших северных поэтов и писателей по проблеме охраны живой природы, окружающей нас, попытаемся ответить на вопрос: «Почему это происходит?».

2. Давайте вспомним, о чем пишет А.С. Коткин в своей повести? (краткий пересказ содержания глав повести. См. «Хрестоматию»,ч.2, стр.151).

3. Беседа по содержанию:

А) почему автор так трепетно относится к лебедям?

Б) каково отношение мальчиков к этим птицам? Почему?(любовь привил дед).

В) сопереживали ли вы мальчикам и раненому лебедю, когда его выпускали на волю?

Г) встречали ли вы в своих поселках лебедей? Когда они к нам прилетают? Как к ним относятся жители поселков?

Д) наблюдали ли вы повадки этих птиц? Как они обустраивают свои гнезда, выводят птенцов?

3. Какие они родители, наблюдал писатель А.Коткин и рассказал нам в

рассказе «Синяк» (чтение вслух, на партах у каждого лежат распечатки)

Что вас поразило в этом рассказе? (как птицы помогают своим

детенышам, учат их и воспитывают, что птенцов-лебедят называют

«синяками», отношение главного героя Кольки к событиям рассказа);

почему автор употребил такие эпитеты, как: «величавые птицы, грациозная

шея»? каково значение этих слов?

  1. Звучит стихотворение В.Ледкова «Белая лебедь» (подготовленный ученик наизусть читает)


БЕЛАЯ ЛЕБЕДЬ.

… В тот час, когда заря в озерах,

Как та звезда, что бережет в пути нас,

На воду лебедь белая спустилась.

Она плыла, как будто песню пела,

И под лучами расправляла перья,

Разбрасывая брызги, словно бусы,

Сама собой по-девичьи любуясь.

Так на меня она глядел, словно

Сказать хотела ласковое слово.

И с губ моих слететь была готова

Мелодия восторга, счастья, зова.

Плывет ко мне доверчивая птица,

Вода сверкает, блещет и струится.

Я робко к ней протягиваю руки

И… вздрагиваю в гневе и в испуге:

Угрюмым, грубым громом раня уши,

Разящий выстрел в озеро обрушен!

И жизнь уходит из груди прекрасной,

Стекло воды окрашивая красным.

Раскинув руки и блестя оскалом,

Тень черная к добыче поскакала…

А ночью в чумах старики седые

Убийцу словом песенным судили.

И криком, полным страсти и печали,

Им лебеди из тундры отвечали.

В. Ледков (перевод с ненецкого М. Борисовой)


О чем стихотворение? Поясните, как вы понимаете слова «Старики седые

убийцу словом песенным судили»? Какими эпитетами наделил Ледков

птицу-лебедя? Какой видится поэту лебедь? Какие слова, сравнения

использует он для перенесения красоты природы в искусство? («Лебедь

белая», доверчивая птица, из груди прекрасной, «плыла, как будто песню

пела», разбрасывала «брызги, словно бусы, сама собой по-девичьи

любуясь», «сказать хотела ласковое слово», «доверчивая птица».) Какие

ответные чувства вызвал у поэта этот прекрасный, поэтический образ?

(Восхищение, удивление, нежность: с губ поэта при виде белой лебеди

«слететь была готова мелодия восторга, счастья, зова», он робко к ней

протягивал руки, чтобы приласкать, погладить, пожалеть.)

Знаете ли вы примеры из своей жизни, описанные поэтом? Как к этому относитесь?

5. Обратимся к творчеству ненецкого поэта В.Ледкова. которого называют певцом

лебединого края.(Небольшая экскурсия у стенда произведений поэта Василия

Ледкова).

6. Энциклопедическая справка о лебедях (инд. задание учащегося).

7. Наш вернисаж: смотрим выставку рисунков учащихся «Не

стреляйте белых лебедей». Хочу вам посоветовать прочитать повесть Б.Васильева

под таким же названием.

8. В.А.Ханзерова в своей небольшой книжке «Лади Хасавако» («Мальчик Лади») пересказывает ненецкую легенду «Почему у лебедя длинная шея». Послушаем ее: ПОЧЕМУ У ЛЕБЕДЯ ДЛИННАЯ ШЕЯ,

А У ГАГАРЫ КРИВЫЕ НОГИ?


Давным-давно у голубых озер жил старик с двумя сыновьями.

Богатый он был, оленей не счесть, у каждого свой чум. Старший сын женат на Лебеде, младший – на Гагаре.

Старик был умный и хитрый. Однажды решил сам проверить, что у него за невестки, послушны ли, работящи, что умеют делать.

В жаркий летний день старик пошел к невесткам и говорит: «Милые мои невестки, ваши мужья – мои сыновья – на охоте, а я стар, ноги болят. Нужно пригнать оленей поближе к чумам. Кто из вас пойдет?»

Невестка Лебедь даже головы не повернула в сторону свёкра, только гордо вытянула шею и куда смотрела, туда и смотрит. С тех пор шея у лебедя стала длинной-длинной.

Младшая невестка – пестрая Гагара была послушной, но немного ленивой. Она вышла из чума и направилась к двум озерам и вместо того, чтоб дойти до стада оленей, остановилась на узенькой полоске земли между ними и, что есть силы, во весь голос крикнула: «охо-хо,-хов-хэ-хэй!!!»

Услышав клич, обезумевшее от жары и оводов стадо, ничего не видя, ринулось на зов человеческого голоса в сторону озёр. Пробежало оно между двумя озёрами, растоптав не успевшую отойти в сторону невестку Гагару. Срослись поломанные кости, да только с тех пор ходить по земле гагара не может. Зато посмотрите, как она плавает, ныряет, в воде она будто рыба. И гнездо гагара строит и выводит птенцов у самой воды.


А лебедь, вытянув длинную шею, будто говорит: «Вот я какая, любуйтесь, в мире нет другой такой птицы. Белая паница не знает дыма, а у кого такой красивый нос, стройные ноги в черных-черных пимах?»

На самом деле так: лебедь – прекрасная гордая птица.



9. У ненецкого поэта П.А.Явтысого есть небольшой детский рассказик: П.Явтысый. ПЕСНЬ ЛЕБЕДЯ.


Решила лебедиха свить гнездо на большой сопке. Говорит ей лебедь:

- Плохое ты место выбрала, открытое, к жилью близкое. Звери здесь бродят, дети бегают, шумят, люди ездят на нартах, собаки лают.

Отвечает лебедиха:

- Зато не будет скучно.

Свила лебедиха гнездо на большой сопке. Проехали по сопке нарты, раздавили гнездо. Погибли и лебедиха, и яйца.

Увидел лебедь порушенное гнездо, стал плакать и причитать:

-Говорил я ей: не делай гнезда на большой сопке, вблизи жилья! Почему не послушалась меня? Теперь я остался один.

Долго сидел лебедь над погибшей подругой, пел над ней прощальную песню. А лебеди с тех пор устраивают свои гнезда в потаенных местах, в непроходимых болотах и плывунах.



О чем он? (как лебеди научились строить свои гнезда).

10. Звучит полностью песня «Лебединая верность».

11 .Итоги урока: почему наши северные поэты и писатели так много писали об этой

царственной птице(это часть нашей живой северной природы, это очень красивая

птица, занесенная в Красную книгу, в том числе и Ненецкого округа – это мы

слышали из сообщения ученика..).

К чему призывают нас писатели и поэты? (беречь, охранять окружающую среду нашей малой родины, заботиться о ее чистоте и пр.) Давайте все вместе громко прочитаем эпиграф нашего урока:

12. В заключение послушайте стихотворение ненецкого поэта, нашего земляка А. И.

Пичкова (ученик читает наизусть) :

Кличет лебедь лебедиху,

Песнь свою поет с любовью.

На реке, в протоке тихой,

Есть у них свое гнездовье.

Неприметно, незаметно

Это маленькое чудо.

Их гнездо прикроет лето

Мягкой травкой-изумрудом.

А потом и лебедята,

Так похожи друг на друга,

Будут плыть спокойно рядом

В шубках сереньких из пуха.

До красы же лебединой

Долго им расти придется.

Станут белыми, как льдины,

В горле гордый крик проснется.

А пока на страже лебедь,

Притаилась лебедиха.

И над ними песню небо

Напевает тихо-тихо.

13.Подведем итоги урока: Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Узнали ли вы для себя что-то новое? Как вы себя будете вести, если встретите на тундровом озере лебединую семью?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературному краеведению "Белые лебеди России"

Автор: Горбунова Зоя Алексеевна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190457

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства