Мы провели исследование, охарактеризовали ветер опытным путём. Теперь от нашей практической деятельности перейдём к деятельности ветра. Рассмотрим работу ветра в природе. У вас на столах лежат фотографии природных явлений, природные пейзажи. Рассмотрите их внимательно. Подготовьте рассказ о деятельности ветра, о том какую пользу и вред приносит ветер в виде презентации «Польза» и «Вред». Дескрипторы: рассматривают фотографии своей группой; составляют презентацию; делают вывод о том, что ветер приносит и вред и пользу. Обобщаю. Вывод Послушаем эксперта. Поющий бархан в заповеднике Алтын – Эмель. Физминутка Поддерживает сквозную тему «Живая природа». Цель: снятие локального утомления; восстановление умственной работоспособности; поддержание эмоционального настроя Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) Первичное закрепление. Всадник и наездник. Многие поэты и писатели описывали ветер в своих произведениях. Давайте послушаем и сопоставим совпадают ли наши мысли о деятельности ветра. Стих-е С. Михалкова «Три брата». Какой вывод можем сделать? Наше мнение о том, какой бывает ветер и описание ветра писателем полностью совпадают. На столах у вас лежат распечатки Возьмите их, изучите. Вам нужно сопоставить о какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках со словами для справок, которые у вас ? Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.) А.С. Пушкин. И было, как видно, ему не впервые Ломать, как тростинки, дубы вековые, И, крыши срывая, врываться в жилища. Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.) С. Михалков. Горные вершины спят во тьме ночной, Тихие долины полны свежей мглой, Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.) М.Ю. Лермонтов. Буря воет в саду, буря ломиться в дом Я боюсь, чтоб она не сломила Старый дуб, что посажен отцом, И ту иву, что мать посадила... (Шторм.) Н.А. Некрасов. Заслонили солнце тучи, Небо все заволокли; И тростник сухой и желтый Клонит ветер до земли. (Сильный.) А.Н. Плещеев. Надо сказать, что у нас в Алматы ветра не частые гости. Носят незначительный характер. Сейчас мы посторим диаграмму, используя данные о скорости ветра в разные времена года. Выслушиваем ответы учеников, обсуждаем, корректируем. Алматы | зима | весна | лета | осень | | 0,6 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | Наш урок подходит к концу. Мы много говоили о ветре, провели эксперимент, исследовали, анализировали. Делали выводы теперь поработам с литературой. Следующее задание. Не которым группам дан текст. Нужно его прочитать, осмыслить и передать краткое содержание; задать простые вопросы. Другим группам даны фрагменты текста. Нужно восстановить текст и также передать его содержание; задать уточняющие вопросы. Остальным задача еще более усложняется, необходимо по опорным словам составить текст, который в свою очередь состоит из предложений; задать оценочные вопросы. Дескрипторы к заданию: I Изучает текст | Передаёт содержание | Отвечаеет на вопросы по тексту. | II Востанавливает последовательность в составлении текста. | Соблюдает последовательность в составлении текста. | Передаёт содержание | Отвечаеет на вопросы по тексту. | III Составляет текст. | Соблюдает последовательность в составлении текста. | Отвечаеет на вопросы по тексту. | Текст. I Ветер – это движение воздуха вдоль земной поверхности. Ветер характеризуется силой, продолжительностью и направлением. Ветры бывают кратковременными и постоянными, последние могут дуть месяцами. Безветрие, т.е. отсутствие ветра называется штилем. Простые вопросы: Что такое ветер? Какие характеристики ветра? Что такое штиль? II Ветер причиняет вред людям. Бури, ураганы, тайфуны, смерчи, суховеи. Они сокрушают дома, топят в море корабли, губят сады, заносят песком земли, превращая их в пустыню. Уточняющие вопросы: Я хочу уточнить ветер всегда приносит вред людям? Я правильно понял, что шторм на море, это тоже ветер? III Ветер – очищает воздух от вредных газов. Он способен вырабатывать электричество, перемещает воздушные суда в море, воздушные шары в небе. Он разносит семена трав и деревьев. Оценочные вопросы. Как вы считаете ветер помощник человеку? Как вы относитесь к тому, что ветер вырабатывает электричество? – Как вы думаете – ветер «мешает» или «помогает» людям? – А может ли человек создать искусственный ветер? Подумайте? (вентилятор, сквозняк, веер). Заполняем таьлицу природа ветра. Вывод: – Что мы можем сказать о ветре? Какой мы можем сделать вывод? Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности. Итоговое оценивание работы группы. Мы хорошо поработали. Узнали много полезной информации. Каждая группа проделала большую работу. Все молодцы. Спасибо за урок. |