Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по естествознанию на тему: "Космическое путешествие вокруг земли. Глобус"»
«Космическое путешествие вокруг Земли. Глобус»
Цели урока:
Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
Формирование понятий «модель», «глобус».
Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
Объяснить значение понятий: «Экватор», «Полушария», «Полюсы», «Параллели», «Меридианы».
Оборудование:
Учебник;
рабочие тетради;
глобус;
детали для выполнения аппликации ракеты;
цветные карандаши.
ХОД УРОКА
Девиз нашего урока…
«Лучший способ изучить что - либо – это открыть самому».
У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим на вопросы: За каждый правильный ответ вы наклеиваете одну часть ракеты в рабочих тетрадях на стр.37.
1. Что такое космос? (это пространство, у которого нет границ. Оно заполнено множеством планет, звезд и др. космических тел.) 2. Назовите космические тела? (Планеты, спутники, звезды, кометы, астероиды) 3. На что похожа планета Земля? (земля имеет форму шара)
4.Что такое земля звезда или планета? (Земля – это 3 планета солнечной системы) 5. Назовите спутник Земли. (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли) У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!
Внимание, взлет! И наша ракета помчится вперед!
_ - Пофантазировать, что вы можете увидеть, пролетая над Землей. Какие интересные пейзажи есть на нашей планете?
У: Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 58. Посмотрите, какой мы видим землю из космоса?(Голубой, шарообразной).
– Как вы считаете, видно ли всю Землю сразу? (Нет.)
-Почему? (Наша планета Земля очень большая!)
Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение .
У: -Давайте рассмотрим предметы на рисунке стр. 59 (перечислите их)
- Как назвать эти предметы одним словом? (игрушки ) - Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи - формой) - Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером)
Правильно они уменьшены в несколько раз-это модели, т.е. уменьшенная точная копия предмета.
- На прошлом уроке в качестве модели земли мы использовали с вами мяч. А сегодня на уроке мы познакомимся с учебной моделью Земли. (послушайте загадку)
У:У меня в ладонях страны, Реки, горы, океаны. Догадались, в чём тут фокус? Я держу руками... (Глобус)
Молодцы!
Глобус, ребята, открою секрет, Шара Земного картонный макет. Как и Земля, он умеет кружиться, Красками радуги ярко искрится. Синие-синие там океаны, Пёстрой мозаикой разные страны, Змейками вьются там реки, границы, Точками чёткими стран всех столицы. Глобус, ребята, полезно вращать, Землю родную получше чтоб знать. (И. Агеева)
У: Глобус – модель Земли У : И сегодня на урокемы узнаем с вами, что такое глобус, кто его изобрёл, как пользоваться глобусом? Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли. У: Глобус – латинское слово, которое обозначает шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. У: Посмотрите на глобус. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета.
У: Как вы думаете, что на глобусе изображено, синим цветом?
У: Голубой цвет – это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый и зеленый цвета – это вся суша и горы. Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно-коричневые – самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.
-Как вы думаете, где могут проживать люди, покажите эти места?
У: Глобус можно повернуть. Внутри находится штырь. У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси.
Она вращается очень плавно, равномерно, и мы вращаемся вместе с ней. В результате вращения Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи.
ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: ФИЗМИНУТКА
У: На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись!
КОСМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Работа в тетрадях стр. 41
Давайте проведем опыт, доказывающий, что Земля не имеет конца, так как она круглая.
Опыт: Возьмем мяч. Поставим на нем мелом точку и поведем линию, тихонько вращая мяч. Линия обогнет мяч и придет в ту же точку. Кусочек мела как бы совершил маленькое путешествие вокруг мяча. Теперь понятно, почему путешественники нигде не находили края Земли? Так много лет назад испанский мореплаватель Магеллан с командой обогнули Землю и вернулись к родным берегам. Он доказал, что Земля имеет форму шара.
У: А что мы еще видим на глобусе? (линии)
Правильно, посмотрите -эта линия называется ЭКВАТОР. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное) А еще есть
- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы. - Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.
На Земле живут две точки, Обе в беленьких платочках (Полюса)
Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).
КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА
Коллективная работа.
А теперь мы должны выбраться из ловушки, необходимо правильно ответить на вопросы:
1. Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли) 2. Самая большая параллель Земли… (экватор) 3. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное) 4. Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы. - Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.
-Покажите на глобусе следующее: Северный полюс, Северное полушарие,
Казахстан, ось вращения, Южный полюс, Южное полушарие, экватор, ось вращения.
У: Спасибо, вы молодцы! Теперь мы можем вернуться на родную Землю. Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги.
Итог урока:
– С чем познакомились на уроке? – Что нового узнали? – Вам понравился урок?