kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок окружающего мира во 2 классе .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок окружающего мира во 2 классе

                                                  программа «Планета Знаний»

Педагог:  Сушкова Надежда Николаевна

Класс – 2

Тема: «В мире живой природы. Берёзовая роща»

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цели урока:

1. Образовательная:

1.1. Дать представление о живой природе берёзовой рощи.

1.2. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок окружающего мира во 2 классе .»







Открытый урок окружающего мира во 2 классе

программа «Планета Знаний»


Педагог: Сушкова Надежда Николаевна

Класс – 2

Тема: «В мире живой природы. Берёзовая роща»

Тип урока: ознакомление с новым материалом


Цели урока:

1. Образовательная:

1.1. Дать представление о живой природе берёзовой рощи.

1.2. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.

2. Развивающая:

2.1. Развивать речь, логическое мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность.

2.2. Обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитательная:

3.1. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

3.2. Воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельности, интерес к предмету.

4. Формирование УУД.


1. Личностные УУД

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

  • осознание ответственности обучающегося за общее благополучие класса

2. Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

  • принимать и сохранять заданную учебную цель;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;

  •  планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  •  адекватно принимать оценку взрослого.

3. Познавательные УУД

  • помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;

  • обобщать полученные знания;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4. Коммуникативные УУД

  • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • формировать умения при работе  в группе, в паре, в роли консультанта и председателя заседания клуба;

  • контролировать действия партнёра;

  • эмоционально позитивно относится к процессу.


Оборудование:

  • Учебник «Окружающий мир», автор: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, программа «Планета Знаний» АСТ Астрель. Москва. 2008г.
  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор, экран.

  • Презентация в программе « Power Point» для сопровождения урока.

  • Демонстрационный материал

  • Макеты звёзд, иллюстрации сказочных героев.


Ход урока. Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток.


I. Оргмомент.

-Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь увидеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

II. Повторение. Связь имеющихся знаний с новой темой .

- Что такое лес? (Сообщество животных и растений.)

- Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные, смешанные.)

- Что такое роща? (Небольшой, чаще лиственный лес.)

- Какие бывают рощи? (Дубовые, осиновые, берёзовые.) презентация 1 слайд

Загадки про деревья, если не ответят на вопрос.

1. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

2. Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

3. Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут,

Береток не найдут. (Дуб)


III. Сообщение темы урока.

- Попробуйте догадаться, о какой роще пойдёт сегодня речь. презент. 2 слайд

Прочитайте загадку.

Загадка:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.


- Ребята, закройте глазки и подумайте, на какие вопросы вы бы хотели сегодня на уроке получить ответы? О чём бы вы хотели узнать?

Знать:

1. Что такое березняк?

2. Кто живёт в берёзовой роще?

3. Что растёт в берёзовой роще?


Уметь:

1. Работать группами.

2. Находить нужную вам информацию и выбирать из неё главное, значимое.

3. Понятно и интересно рассказывать о том, что приготовили к уроку.


IV. Работа с новым материалом.

- Сегодня вы будете работать в группах. Каждая группа – это команда, которая должна работать быстро, сообща, должна уметь договариваться между собой.

- Познакомимся с новой темой с помощью игры «Лесной калейдоскоп».

На столах лежат цветные листы с нужной для вас информацией. Ваша задача: найти

необходимые листы, прочитать текст, выбрать из него самое на ваш взгляд интересное.

Рассказать другим.


(Калейдоскоп – оптический прибор – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании стёклышки складываются в разные узоры.)


Что в роще растёт? презент. 4 слайд

1. Растения берёзовой рощи. Деревья и кустарники.

Берёза. презент. 5 слайд

Лиственное дерево с белой корой берестой и с сердцевидными листьями.

Название дерево получило по цвету коры. У древних славян слово «бер» означало

«светлый, ясный, блестящий, белый»

- А теперь вы найдите самое интересное о берёзе в «Лесном калейдоскопе». На работу даю вам 3 минуты.

Берёза. Всегда первая.

Пионер — значит первый, и берёза раньше других деревьев за­хватывает гари, вырубки, заброшенные поля. Бывает, что растёт даже на крышах домов. Случается это так.

Много лет ветер носит на крышу пыль. Потом туда попадает семя берёзы. Семя прорастает и пускает корни. Пройдёт несколько лет, и на крыше поднимется стройное деревце.

Семена берёзы с виду похожи на бабочек. По бокам тельца семечка прозрачные крылышки. Семена очень легки. Ветер подхва­тывает их и уносит далеко.

Еловая нянька.

Берёзу лесники называют ело­вой нянькой. Ель, которая в молодости очень нежна, любит селить­ся в березняках. Кроны берёз защищают еловый подрост от жгу­чих солнечных лучей и поздних весенних заморозков.

Опавшие листья берёзы, в отличие от еловой хвои, легко разла­гаются и превращаются в перегной. Пере­гной богат питательными веществами. Так берёза растит ель. Не только оберегает в молодости, но и подкармливает.

А вот берёзе самой никогда не проникнуть под густую еловую лапу. Появиться вновь на этом месте она сможет лишь после руб­ки или пожара. И всё начнётся сначала.

Берёзовый сок.

Если весной поранить кору берёзы, потечёт прозрачный сок. Это берёзовица. Прозрачен лишь свежий берёзовый сок.

Люди собирают вкусную и полезную берёзовицу. Они пьют её свежей и заготавливают впрок.

Сладковатый сок любят не только люди. Множество разных комаров, мух и бабочек собирается на стволах берёз.

Дятлы добывают сок сами. Они пробивают берёсту клювом и слизывают выступающие капельки. Напьётся дятел и улетит. А снова захочет — летит к той же берёзе. Но дырочку пробивает но­вую.

Чага.

На стволах некоторых берёз можно увидеть тёмно-коричневые наросты. Это берёзовый гриб — чага.

Лесники и охотники завари­вают чагу вместо чая. Коричне­вый, как кофе, смолистый взвар хорошо утоляет жажду.


Шиповник

Куст шиповника дважды радует нас своей красотой. В конце весны он весь покрыт яркими цветами, а в конце лета на нём поспевают красные ягоды. Ягоды сохраняются на кусте всю осень. А с приходом зимы служат кормом для птиц. Ягоды полезны и для людей. «Копилка витаминов» называют их врачи. Люди собирают ягоды шиповника, сушат. Напиток из таких ягод богат витаминами и полезен.

Орешник, лещина

Этот кустарник знаком многим из-за своих вкусных плодов — орехов.

Орешник цветет ранней весной, когда в лесу еще лежат послед­ние пятна снега.

Обычно орешник растет зарослями, образует подлесок. Но иногда можно встретить в лесу и одиночные кусты, расположенные на большом расстоянии один от другого. Каким же образом появились в лесу кусты-одиночки? Орехи не переносятся ветром, а падают поблизости от растения. Кто их переносит? Оказывается, в роли переносчиков орехов в лесу выступают белки. Эти зверьки делают себе на зиму запасы корма, в том числе и орехов. Перенося орехи к своим «складам», белки часть их теряют и таким образом способствуют распространению орешника.

Плоды орешника — ценный пищевой продукт. Ядра орехов богаты крахмалом и содержат до 60% растительного жира. Есть в орехах также витамины А и В. Но орехи — не только пищевой продукт. Из них получают высококачественное невысыхающее масло, которое идет на приготовление красок.


Для чего нужны деревья и кусты?

Вывод: Деревья и кусты - дом для птиц, семенами питаются птицы, корой, орехами – звери. Орехи полезны и для людей. Стволы деревьев – топливо.


2. Грибы берёзовой рощи.

Сыроежки

Это один из са­мых распространен­ный грибов. Растет он повсюду: на опушках, полянах, в сосновых лесах и в траве среди белоствольных бере­зок.

Примерно третья часть всего грибного урожая — сыроежки.

У нее белая ножка и яркая шапочка, то зеленая, то желтая, то красная, а то и лиловая, словно повязали сыроежки нарядные косынки! Цвет шляпки зависит от места, где вырос этот гриб. Если среди зеленых листьев и трав, то шляпка у гриба зеленая. Если под осинками, листья которых уже подрумянила осень, то шляпки сыроежек ярко-красные или розово-лиловые. А если под желтеющими березами, то ша­почка сыроежек — золотисто-желтая. Словно добрый волшеб­ник рассыпал разноцветные камешки по лесам.

У молодых сыроежек шляпки выпуклые, затем они распрямляются. Иногда шляпки вырастают очень крупными — с чайное блюдце.

Пластинки шляпки белые, лег­ко ломаются и крошатся, поэтому эти грибы нельзя носить в сумках и рюкзаках. Грибники устилают дно ивовой корзины мягкой подстилкой из мха и кладут на нее нежные грибочки.

Собирают сыроежки почти всё лето и осень — с июня до са­мых заморозков.

Собирать сыроежки, как и другие грибы, лучше рано ут­ром, ведь «на зорьке росистой гриб крепкий, душистый, а в знойный день, как гнилой пень».

Подберезовики

Просторно и светло в молодой березовой ро­щице. В густой зеленой траве раскрыли белые реснички подружки-ромашки, а рядом с ними вырос подберезовик в серенькой шапочке. У него стройная белая ножка с темно-бурыми чешуйками. Ножка подберезовика чуть потоньше, чем у подосиновика. Мякоть гриба на срезе белая. Шляпка подберезовика снизу тоже чисто-белая, а сверху бархатистая и окрашена в темно-серый или темно-бурый, черный цвет.

Похож подберезовик на березку «стройную, на березку бе­лоствольную».

Не зря называют подберезовик сынком березы.

Почему же подберезовикам нравится расти под березами? Своими тонкими длинными подземными нитями гри­бы оплетают корни деревьев. Через эти нити грибница усваи­вает полезные вещества, которые выделяют в землю деревья, а те в свою очередь забирают те вещества, которые выделяет в почву грибница.

У деревьев с грибами — большая дружба! «Ученые считают, что если бы не было грибов, не было бы на земле таких пышных лесов, не встречались бы в лесах де­ревья-великаны».

Подберезовики растут с июня до конца сентября, когда на полях начинает колоситься рожь Эти гри­бы относятся к ранним грибам-колосовикам.

Молодые грибочки, подобранные один к одному, крепкие маринуют, консервируют или жарят, а взрослые грибы чаще всего сушат. Из сушеных подберезовиков готовят ароматную грибную икру.


Боровик, белый гриб.

Боровиками зовут их потому, что любят они расти в сосно­вых и еловых борах, а белыми от того, что мякоть этих грибов-красавцев белая, не темнеющая ни при варке, ни при сушке.

Русские крестьяне в старину называли боровики «полковниками» и считали их, главными грибами в грибном царстве — ведь боровики самые вкусные грибы!

В зеленых дубравах и березовых рощицах боровики совсем светлые: бледно-коричневые или светло-бурые.

Опытные грибники прекрасно знают, где искать боровики. Грибы выбирают те места, где сквозь узорчатую листву де­ревьев струится золотой солнечный свет, любят они расти и возле муравейников, среди опавших высохших иголочек хвои. Не встретить их ни в молодых посадках, ни под осинами, ни среди густых высоких трав.

Боровики редко растут по одному. Обычно в одном месте можно сразу найти несколько грибов. Один грибник как-то раз нашел сразу пятьдесят семь боро­виков! А другой срезал тридцать три белых гриба, сросшихся вместе. Словно тридцать три богатыря из сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Самый круп­ный белый гриб весил около 7 кг! Его нашли не­далеко от города Владимира. Высотой этот гриб достигал 58 см, а диаметр шляпки — 46 см.

Любят полакомиться питательными вкусными грибами и лесные звери. Белочка сушит боровики, нанизывая их на суч­ки и тонкие веточки деревьев, а потом прячет в свой лесной домик. Почти килограмм грибов запасает на зиму этот шуст­рый ловкий зверек!


3. Цветы и ягоды.

Земляника.

В светлых и прозрачных берё­зовых перелесках растёт самая первая и ароматная ягода — зем­ляника. Когда её собираешь, густой земляничный дух пропитывает даже волосы.

Она очень полезна. Съев один бокал ягод, получишь годовой запас витаминов!

Загадка:

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица. (Земляника)

Медуница

Его еще называют цветок-колдунья. По­чему? Наверное, потому что от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Распускается он вскоре после мать-и-мачехи, ко­локольчики у него розовые поначалу. Потом они становятся пурпурными, а рядом, на соседних стебельках, появляются новые — опять розовые.

Пурпурная окраска сменяется фиолетовой. А когда начнут отцветать они уже синие, поблекшие. Но отцветают тоже поочередно, и в самой середине лета можно увидеть на одном и том же стебельке цветы сразу четырех оттенков! Любопытно и то, что насекомые не «посещают» никаких цветков медуницы, кроме розовых. Удивительный цветок! Только вот все реже можно теперь встретить его в лесу к на лугу — очень уж стало много охотников на него.

Мать – и – мачеха

Это небольшое тра­вянистое растение высотой 10—25 см. Название растение получило благода­ря своим листьям, нижняя поверх­ность которых теплая, бархатистая, и ее сопоставляют с матерью, а верх­няя холодная, гладкая, ее сравнива­ют с мачехой.

Зацветает рано весной, еще до появления листьев. Еще веет зимним холодом от реки, а в затишье вдруг засветится — прямо посреди прошлогодней травы — солнечная капелька на мохнатом стебельке. Еще и листьев нет, а она уже цве­тет, и спешат к ранним цветкам-фонарикам пчелы, шмели, бабочки. Бывает, перепадет ночью заморозок, желтая ка­пелька не поникнет, бодро встретит новый день.

Это лекарственное растение. Отвар из листьев мать – и – мачехи лечит кашель.

Ромашка.

Для чего нужны цветы и ягоды?

Вывод: Ягоды вкусные и полезные. Цветы – питание для насекомых и украшение леса, лекарство для людей.


Кто в роще живёт?

1. Насекомые берёзовой рощи.

- Почему роща не может обойтись без насекомых?

(Опыляют растения, ими питаются птицы, вносят красоту в живую природу)

- Все ли насекомые полезны? (Нет)

Стрекозы.

Нельзя представить себе лесной водоем без зависающих над водой неутомимых хищников — стрекоз. Прекрасные летуны, свою добычу (мух, комаров и других летающих насекомых) они настигают и съедают в воздухе.

Муравьи.

Санитары леса. Они уничтожают гусениц, личинок жуков. Распространяют семена трав.


Дождевые черви.

2. Птицы берёзовой рощи.

В берёзовой роще всегда просторно, светло и уютно.

Весной весело в роще. Насвистывают дрозды, выводят трели зяблики и пеночки, кукует кукушка.

Зяблик — птица-предсказатель. Перед дождём он начинает уныло «рюмить». Услыхав зябликово «рюм-рюм-рюм», лесники знают: скоро пойдёт дождь.

Дрозды устраивают гнёзда недалеко друг от друга. Ведь боль­шими стаями легче спасаться от врагов. Птицы дружной стаей нападают на кота или ястреба и прогоняют прочь.

В роще селится и желтобокая иволга.

«Фиу-лиу-иу!»—доносится на зорях её чистый и нежный голос.

Характерный флейтовый свист иволги разносится на несколько сот метров. Пища иволги очень разнообразна: от крупных насекомых, в том числе ядовитых волосатых гусениц, до ягод и семян растений.


Кукушка – аудиозапись.

Своим серым с пестрой грудью оперением кукушка слегка напоминает ястреба, а силуэтом во время полета — сокола. Известный всем крик «ку-ку» издают только самцы, приманивая самок. И, конечно, известность кукушке принесла ее привычка подбрасывать яйца в гнезда певчих птиц. Кукушки приносят и пользу, поедая ядовитых волосатых гусениц — вредителей леса.


Сойка

Сойка — самый обычный обитатель наших лесов. Относится она к семейству вороновых. Сойки всеядны, ловят насекомых и даже птиц, а также ящериц, лягушек и мышей, разоряют гнезда. Осенью и зимой в их рационе преобладают семена и ягоды. В укромных местах сойки запасают на зиму до нескольких килограммов желудей, многие из которых на следующий год прорастают.


Ворона

Наверное, у ко­го-то из вас ответ на вопрос «Кто муж вороны?» уже вертится на языке. Но если вы скаже­те, что муж вороны называется ворон, то это будет непра­вильно. Муж воро­ны тоже ворона. Хотя это слово и женского рода, но им называют не только самок воро­ны, но и самцов.

А ворон — это совсем другая птица. Он даже внешне отли­чается от обычной черно-серой вороны. Во­рон имеет совершенно черное и какое-то мрач­ное оперение. Он сильнее и крупнее обычной вороны и питается не мелкими грызунами, как она, а охотится на зайцев, утаскивает до­машних кур и даже нападает на маленьких ягнят. И живет он долго, до 100 и более лет. Но ворон и ворона родственники, поэто­му и называются почти одинаково. Они жи­вут иногда в одной стае, правда, это встреча­ется не так часто. Ворон — птица замкнутая и необщительная, он предпочитает жить в одиночестве.


3. Звери берёзовой рощи.

Крот

Многие животные умеют отлично рыть хо­ды под землей. Но, пожалуй, самый знаме­нитый землерой — это крот, млекопитающее животное из отряда насекомоядных. Практически всю жизнь крот проводит под землей.

Морда вытянута в хоботок, заканчивающийся "пятачком". Наружных ушных раковин нет. Глаза очень маленькие, закрываются веками. Передние лапки роющие - короткие, широкие, сильные, снабжены большими когтями. Мех мягкий, бархатистый и короткий. Короткая мягкая шерсть позволяет ему без труда двигаться вперед и назад Длина тела 12 -16,5 см. Активно прокладывает ходы в почве в поисках еды. Может за одну ночь прорыть туннель длиной 60 метров. Питается дождевыми червями, насекомыми и их личинками, многоножками, пауками. Иногда делает пищевые запасы из дождевых червей. Спальню крот заботливо устилает травами, листьями, мхом, в полу устраивает подземный ход и прикрывает его подстилкой. В случае опасности он сдвинет подстилку — и убегает! Крот очень нуждается в воде. Из своего жилья крот выкапывает особые ходы к воде — лужам и ручьям. Умеют кроты выкапывать и колодцы. На поверхность почвы крот выходит очень редко.

Если зима холодная, то крот уходит глубже в почву, вслед за своей добычей — земляными червями, личинками.

Лось – аудиозапись.


V. Поэты и художники о берёзе


Сергей Есенин

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.


Белая берёза

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.


На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.


Русская народная песня
«Во поле берёза стояла»



VI. Правила поведения в природе. Будь природе другом!

- Озвучьте правила, изображённые в картинках. Что означает красный круг?

- Что бы вы ещё добавили от себя?


VII. Итог урока. Рефлексия.

- Возьмите берёзовые листочки, грибочки, цветочки. Напишите на них то, что вам особенно запомнилось на уроке по теме «Животные и растения берёзовой рощи», прикрепите свой лист на нужное место на доске.

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. В.А. Сухомлинский



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Открытый урок окружающего мира во 2 классе .

Автор: Сушкова Надежда Николаевна

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Технологическая карта открытого урока окружающий мир 2 класс "Уроки вежливости""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_otkrytogho_uroka_okruzhaiushchii_mir_2_klass_uroki_v"
    ["file_id"] => string(6) "432476"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508072406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок окружающего мира по теме "Как открывали Африку" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-kak-otkryvali-afriku"
    ["file_id"] => string(6) "165036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422729404"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок окружающего мира по теме "Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел". "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-stranitsy-istorii-otiechiestva-mastiera-piechatnykh-diel"
    ["file_id"] => string(6) "242722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445525698"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Свойство воздуха.Открытый урок окружающий мир.3 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "svoistvo-vozdukha-otkrytyi-urok-okruzhaiushchii-mir-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402976383"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект  открытого урока окружающего мира по теме "Пустыня" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-otkrytogho-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "220111"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434523851"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства