Открытый урок окружающего мира по теме "Как открывали Африку"
Открытый урок окружающего мира по теме "Как открывали Африку"
Урок окружающего мира
Тема: Как открывали Африку
Эмоциональное вхождение в урок.
: Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
- Видеть Вас мы очень рады!
- Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Мы начинаем наш урок!
2. Организационный момент. Работают наши синоптики.
-Прогноз погоды на 24 апреля, народные приметы.
(Дети называют приметы)
Приметы на 24 апреля
• Антипа Водопол реки очищает ото льда.
• Антип воды распустил.
(Прогноз погоды)
3. Актуализация знаний.
- О погоде мы поговорили. А теперь вспомните: какой большой раздел мы изучили на уроке окружающего мира? ( Раздел истории).
- Какой раздел мы начали изучать. (Путешествие по океанам и материкам).
- Сколько материков вы знаете? Назовите их. ( Евразия, Антарктида, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия)
- На каком материке мы уже побывали, исследовали его? (Евразия)
4. Проверка домашнего задания.
- географическое положение Евразии;
- какие океаны омывают Евразию;
- рельеф Евразии;
- Какие животные обитают на материке Евразия?
- Расскажите о растительном мире Евразии.
- растительный мир Евразии (презентация «Берёза»)
5. Сообщение темы урока.
- Назовите ещё раз «соседей» материка Евразия. (Африка, Северная Америка). Один из этих материков мы сегодня исследуем.
- Я прочитаю вам стихотворение, а попытайтесь определить о каком материке идёт речь.
-Истреблены леса, загрязнена вода.
Пустыни постоянно наступают-
Заносят пирамиды, города.
Там баобабы и жирафы исчезают.
или
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовёт!
- Какие слова вам помогли в названии материка?
- Покажите его на карте, глобусе.
-А теперь предположите: какова тема нашего урока? ( Предположения детей)
- Как открывали Африку (на доске)
- Новый материк Африка. Достаточно ли у вас знаний о нём? Хочется ли вам о нём узнать больше? Что бы вы хотели узнать? (Высказывания детей)
-Перед каждой новой работой, что нам нужно составить? ( План изучения материка)
- Давайте вместе составим план изучения материка.
(Возможные предложения детей по изучению материка)
Нужно обобщить имеющиеся знания
Нужно проследить историю исследования материка
Посмотреть: как расположен материк
Исследовать его размер
Исследовать его рельеф
Изучить растительный и животный мир материка
Посмотреть какие государства расположены на материке
Познакомиться с населением материка
Географическое расположение материка.
Размер материка.
Рельеф материка.
Растительный и животный мир материка
Государства материка. Его население.
- План большой. И нам предстоит его выполнить. А перед большой работой давайте отдохнём.
6. Физминутка
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились
На пол руки положили.
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
Встанем, выдохнем, вздохнём
И места свои найдём.
- А теперь приступим к исследованию материка. Работать будете в группе. Каждая группа получит 1 задание из плана. Пользуйтесь глобусом, дополнительной литературой, учебником. У вас есть 3 минуты на исследование материка. Кто из вашей группы будет отвечать, вы решите сами.
7. Работа над новым материалом по плану. ( Работа в группе) Каждая группа работает с глобусом, дополнительной литературой, учебником.
8. Задания для групп:
группа: исследует географическое расположение материка.
группа: исследует размер материка.
группа: исследует рельеф материка.
группа: исследует растительный и животный мир материка
группа: исследует государства материка, его население.
- Отвечает 1 ученик от каждой группы у доски
9. Рассказ учителя о материке, первых исследователях. Слайды из презентации. Рассказывает учитель и заранее подготовленные ученики.
Название «Африка» появилось во 2 в. д.н.э., но тогда оно еще не было наименованием огромного южного материка.
От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море. На северо-востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Евразией и ее берега омываются Красным морем. Юго-восток Африки омывается Индийским океаном, а западные берега Атлантическим.
Исследователи материка Африка
Васко да Гама
В то время, как Х.Колумб пребывал в полной уверенности, что морем достиг Индии, это совершил Васко да Гама. Мыс Доброй Надежды, откуда он начал свой путь, оправдал свое название: была решена величайшая географическая задача, найден морской путь из Европы в Индию, в обход Африки. Заодно существенно пополнились знания европейцев о восточном побережье Африки.
Давид Ливингстон.
Д. Ливингстон родился в 1813 году. С 10 лет ему пришлось работать на ткацкой фабрике. В 1840 году ему присваивается звание миссионера и теперь его путь лежит в Южную Африку, в Капскую провинцию.
1 июня 1849 года он отправляется в свою первую экспедицию. Достигает озера Нгами, а в следующем году Ливингстон отправляется в верховья реки Замбези.
В конце мая 1854 года экспедиция выходит на берег Атлантического океана.
Год 1855 становится «звездным часом» в жизни Ливингстона: открыт «Гремящий пар».
Давид Ливингстон умер 1 мая 1873 года.
-По завещанию Ливингстона его сердце похоронено вблизи открытого им озера Виктория
Русские исследователи Африки
Среди русских исследователей особое место занимает Василий Васильевич Юнкер. Он путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 19 века, собрал интересные сведения о природе и жизни населения этих районов материка, проводил топографические работы.
- Слайды из презентации «Животный и растительный мир Африки»
-Животный и растительный мир Африки чрезвычайно богат и разнообразен.
Крокодилы
Бегемот
Носорог Жирафы
Обезьяна
Слон
Слайды из презентации. Население Африки.
10. ФИЗМИНУТКА для глаз « Бабочка»
11. Закрепление.
- Вы исследовали новый материк.
Теперь выполните задания в тетради на странице 44- 45.
1. Посмотрите на стр. 44. Это контурная карта Африки. Проведите линию экватора. Нанесите упомянутые в тексте учебника стр. 133 географические объекты (Река Нил, пустыня Сахара, озеро Виктория.)
2. Стр. 45. Задание в тетради. Нужно вставить пропущенные слова.
12. Проверка самостоятельной работы.
Слайд с правильными ответами
13. Рефлексия.
- Сравните свои знания в начале изучения материка и после его исследования.
- Продолжите предложения.
- Мне запомнилось…
- Я понял …
- Мне хочется рассказать …
- Мне было особенно трудно …
14. Моё настроение. Слайд из презентации.
15. Домашнее задание. Выберите для себя задание.
Стр.133 – 135 перечитать и можно пересказать, приготовить дополнительный материал об Африке, растительном и животном мире, найдите материал о первых исследователях Африки, можно приготовить презентацию, которую мы посмотрим на следующем уроке. Может быть вы приготовите, что – то интересное, связанное с Африкой самостоятельно.
Я хочу закончить наш урок словами Жан – Франсуа Мармонтеля «Земля есть торжественный дар, который природа сделала человеку, рождение каждого есть право на владение». Подумайте, что хотел сказать нам Жан – Франсуа Мармонтель? С этого мы начнём наш следующий урок окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок окружающего мира по теме "Как открывали Африку" »
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Курска
Урок окружающего мира в 4 классе
Как открывали Африку
Автор учебника О.Т. Поглазова
Подготовила и провела
учитель начальных классов:
Денифостова Н.Г г. Курск
Урок окружающего мира
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)
Тема: Как открывали Африку
Цели:
Личностные УУД:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-сформировать знания о материке Африка;
-познакомить с растительным и животным миром Африки, историей её открытия;
-развивать умение читать карту;
Оборудование: физическая карта мира, глобусы, презентация «Африка», презентация «Берёза», проектор, учебник окружающего мира, автор О.Т. Поглазова , тетрадь по окружающему миру №2.
Эмоциональное вхождение в урок.
Уч: Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
- Видеть Вас мы очень рады!
- Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Мы начинаем наш урок!
Организационный момент. Работают наши синоптики.
-Прогноз погоды на 24 апреля, народные приметы.
(Дети называют приметы)
Приметы на 24 апреля
• Антипа Водопол реки очищает ото льда.
• Антип воды распустил.
• По антиповой воде о хлебушке гадай.
• Антип без воды - закрома без зерна.
• Была бы вода, тогда и земля наберется цвета.
• Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед (когда расцветает верба, становится значительно теплее).
• Вода на реке на Антипа не вскрылась - весна холодная накатилась.
• Если вода разольется во второй раз и ее будет больше, чем в первый, - уродится поздний сев.
• Как день перевалит за четырнадцать часов, так пошла соха в поле гулять.
• Не ссохлась бы земля да не осела, пахать надо сразу перед севом - тогда осенью зерно навстречь, как река станет течь.
• Распушилась ива - зиме нет ходу до крестьянского двора.
(Прогноз погоды)
Актуализация знаний.
-Какие приметы подходят к погоде сегодняшнего дня?
- О погоде мы поговорили. А теперь вспомните: какой большой раздел мы изучили на уроке окружающего мира? ( Раздел истории).
- Какой раздел мы начали изучать. (Путешествие по океанам и материкам).
- Сколько материков вы знаете? Назовите их. ( Евразия, Антарктида, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия)
- На каком материке мы уже побывали, исследовали его? (Евразия)
4. Проверка домашнего задания.
- географическое положение Евразии;
- какие океаны омывают Евразию;
- рельеф Евразии;
- Какие животные обитают на материке Евразия?
- Расскажите о растительном мире Евразии.
- растительный мир Евразии (презентация «Берёза»)
- Берёза
- Берёза широко распространена в России
-Общее число видов – около ста.
-Многие части берёзы используются в хозяйстве: кора, береста, берёзовый сок, при заготовке дров, как хороший поделочный материал.
-Почки и листья применяют в медицине.
-Большинство видов берёз – деревья высотой 30 – 45м с обхватом ствола до 120-150 см.
-Средняя продолжительность жизни дерева 100-120 лет.
- Листьями берёзы питаются майские жуки.
- Некоторые виды грибов, например: подберёзовик, белый гриб, волнушка розовая живут преимущественно с берёзой.
-Берёза занимает важное место в культуре нашей страны. Известны такие приметы: « Если из берёзы течёт много сока – к дождливому лету», « Если листья берёзы густы – к урожаю».
Существуют пословицы и поговорки о берёзе. « Тонка берёза, да разуму учит». Есть загадки о берёзе: « Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова»
Можно подвести итог по д.з
5. Сообщение темы урока.
- Назовите ещё раз «соседей» материка Евразия. (Африка, Северная Америка). Один из этих материков мы сегодня исследуем.
- Я прочитаю вам стихотворение, а попытайтесь определить о каком материке идёт речь.
-Истреблены леса, загрязнена вода.
Пустыни постоянно наступают-
Заносят пирамиды, города.
Там баобабы и жирафы исчезают.
или
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовёт!
- Какие слова вам помогли в названии материка?
- Покажите его на карте, глобусе.
-А теперь предположите: какова тема нашего урока? ( Предположения детей)
- Как открывали Африку (на доске)
- Новый материк Африка. Достаточно ли у вас знаний о нём? Хочется ли вам о нём узнать больше? Что бы вы хотели узнать? (Высказывания детей)
-Перед каждой новой работой, что нам нужно составить? ( План изучения материка)
- Давайте вместе составим план изучения материка.
(Возможные предложения детей по изучению материка)
Нужно обобщить имеющиеся знания
Нужно проследить историю исследования материка
Посмотреть: как расположен материк
Исследовать его размер
Исследовать его рельеф
Изучить растительный и животный мир материка
Посмотреть какие государства расположены на материке
Познакомиться с населением материка
( Раздать карточки с планом)
Географическое расположение материка.
Размер материка.
Рельеф материка.
Растительный и животный мир материка
Государства материка. Его население.
- План большой. И нам предстоит его выполнить. А перед большой работой давайте отдохнём.
6. Физминутка
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились
На пол руки положили.
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
Встанем, выдохнем, вздохнём
И места свои найдём.
- А теперь приступим к исследованию материка. Работать будете в группе. Каждая группа получит 1 задание из плана. Пользуйтесь глобусом, дополнительной литературой, учебником. У вас есть 3 минуты на исследование материка. Кто из вашей группы будет отвечать, вы решите сами.
Работа над новым материалом по плану. ( Работа в группе) Каждая группа работает с глобусом, дополнительной литературой, учебником.
Задания для групп:
группа: исследует географическое расположение материка.
группа: исследует размер материка.
группа: исследует рельеф материка.
группа: исследует растительный и животный мир материка
группа: исследует государства материка, его население.
- Отвечает 1 ученик от каждой группы у доски
9. Рассказ учителя о материке, первых исследователях. Слайды из презентации. Рассказывает учитель и заранее подготовленные ученики.
Название «Африка» появилось во 2 в. д.н.э., но тогда оно еще не было наименованием огромного южного материка.
В 146 году до н.э. римляне захватили земли на территории современного Туниса. Они основали там колонию, назвав ее Африкой, очевидно, по имени племени афариков (африканов), живших на обширной территории вплоть до Гибралтара.
В 16 веке ученый Мухаммед аль-Вазан писал, что название «Африка», по-арабски Ифракия происходит от арабского слова «фарака», которое означает «разделять, отделять», Возможно, что в названии «Африка» заложено именно это содержание: ведь Красное море отделяет ее от Азии. Африка по отношению к экватору расположена как в Северном, так и в Южном полушарии, так как экватор практически по середине материка пересекает его.
По отношению к нулевому меридиану Африка расположена и в Западном и в Восточном полушарии.
От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море. На северо-востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Евразией и ее берега омываются Красным морем. Юго-восток Африки омывается Индийским океаном, а западные берега Атлантическим.
Исследователи материка Африка
Васко да Гама
В то время, как Х.Колумб пребывал в полной уверенности, что морем достиг Индии, это совершил Васко да Гама. Мыс Доброй Надежды, откуда он начал свой путь, оправдал свое название: была решена величайшая географическая задача, найден морской путь из Европы в Индию, в обход Африки. Заодно существенно пополнились знания европейцев о восточном побережье Африки.
Давид Ливингстон.
Д. Ливингстон родился в 1813 году. С 10 лет ему пришлось работать на ткацкой фабрике. Нелегкий труд не притупил, однако, его исключительную тягу к знаниям.
В 1840 году ему присваивается звание миссионера и теперь его путь лежит в Южную Африку, в Капскую провинцию. Уважение к коренному населению выражалось у него и в том, что в отличие от подавляющего большинства своих современников-путешественников он сохранил все местные географические названия, наносимые на карту.
В условиях господства взглядов на африканцев как на низшие существа, Ливингстон смело заявлял миру, что он не верит ни умственную, ни в нравственную, ни в какую-либо другую «отсталость» африканцев.
Приняв на себя обязанности миссионера, Ливингстон почувствовал неодолимую тягу к путешествиям.
1 июня 1849 года он отправляется в свою первую экспедицию. Достигает озера Нгами, а в следующем году Ливингстон отправляется в верховья реки Замбези.
В конце мая 1854 года экспедиция выходит на берег Атлантического океана. Ливингстона переполняют чувства: он – первый из людей – распутал хитросплетения речной сети Южной Африки.
Год 1855 становится «звездным часом» в жизни Ливингстона: открыт «Гремящий пар».
Ниже водопада река изобилует порогами. Часто приходится продвигаться вдоль берега – через дремучие гиблые тропические леса. Только в мае 1856 года экспедиция достигает берегов Индийского океана. Замбези на всем протяжении не представляет более географической загадки, а Ливингстон становится первым человеком, которому удалось пересечь всю Южную Африку – от океана до океана.
Об открытиях Ливингстона уже были наслышаны в Англии: Британское географическое общество присуждает ему свою Золотую медаль. Его избирают членом Королевского общества, королева Виктория удостаивает Ливингстона аудиенции.
Все его помыслы неразрывно связаны с Африкой – азарт первооткрывателя вспыхивает в нем с новой силой. 10 марта 1858 года Ливингстон покидает Англию, а на географической карте появятся контуры озера Ньяса – одного из Великих африканских озер.
Давид Ливингстон умер 1 мая 1873 года.
-По завещанию Ливингстона его сердце похоронено вблизи открытого им озера Виктория
Русские исследователи Африки
Среди русских исследователей особое место занимает Василий Васильевич Юнкер. Он путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 19 века, собрал интересные сведения о природе и жизни населения этих районов материка, проводил топографические работы.
- Слайды из презентации «Животный и растительный мир Африки»
-Животный и растительный мир Африки чрезвычайно богат и разнообразен.
Крокодилы появились на нашей планете 200 млн. лет назад и жили бок о бок с динозаврами. Но потом динозавры вымерли, а крокодилы сохранились до наших дней. Крокодилов называют водными рептилиями, потому что большую часть суток они находятся в воде. На берегу любят греться на солнце по утрам и на закате. Потомство тоже выводят на берегу. Как и все пресмыкающиеся, крокодилы откладывают яйца. Одни – по 10, другие – по 100 штук. Яйца похожи на куриные или гусиные. Все крокодилы- заботливые мамаши. Они охраняют кладку, некоторые помогают крокодильчикам высвободиться из скорлупы, переносят во рту «новорожденных» малышей на мелководье, долго опекают их. Их могут склевать птицы, затоптать антилопы, даже съесть сородичи. Только через 10 – 15 лет юркая глазастая малявка вырастает в настоящего крокодила. Все крокодилы – отличные пловцы и ныряльщики. Жизни в воде помогают и форма тела, и могучий хвост, и плавательные перепонки на лапах. Но главное – у крокодилов мощное сердце и легкие, хорошо развит головной мозг. У них прекрасный слух и зрение. Глаза расположены так, что оставаясь в воде, крокодил может следить за поверхностью. Если надо нырнуть, специальные клапаны не пропустят воду в уши и дыхательные пути. Крокодилы могут долго оставаться под водой. Наконец у крокодилов сильные челюсти и острые зубы. Живут некоторые крокодилы до 100лет. Самая главная пища всех крокодилов – рыба. Не брезгают они и малюсками, и земноводными. Ловко охотятся на птиц. Некоторые нападают и на крупных животных – буйволов, носорогов, когда они приходят на водопой. Иные крокодилы опасны для человека. И все же человек оказался для крокодилов страшнее. Люди издавна уничтожают крокодилов. Некоторых – ради мяса, других из-за кожи, из которой делают чемоданы, портфели, сумочки, обувь.
Бегемот
Древние люди, увидев толстых неповоротливых животных, назвали их гиппопотамами или бегемотами – это значит «лошади в реке», «речные лошади». Бегемот разве что фыркает, как лошадь, а так – совсем не похож. Скорее уж можно сравнить его с лягушкой или крокодилом. Кожа у бегемота, как у них, блестящая, почти голая и быстро высыхает, глаза и ноздри – на бугорках и посажены высоко на голове. Это очень удобно: можно высунуть из воды только «островки» с глазами и ноздрями, как перископы у подводной лодки. Бегемотов в жаркие дни совсем не выходят из воды. Стада в нескольких десятков штук и небольшие семейки плещутся, фыркают, сопят, и порой по речным излучинам разносится их рев. Приближаться к такому стаду небезопасно – бегемоты могут напасть не только на людей, но и на лодки – их мощности челюсти раздробят борта, как скорлупки. Пасть у бегемота огромная, клыки достигают 70см в длину. Особенно сильные большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью бегемот набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Иногда, чаще всего ночью, бегемоты выходят полакомиться сочными растениями на берегу. На мягкой почве остается не только след от четырех толстых ног, но и борозда от толстого брюха посередине. Весит – то взрослый бегемот больше 2тонн, иногда и 4тонны (как легковой автомобиль). Бегемотики и те рождаются весом 35 -40 кг (то есть весят как 2 шестилетних ребенка). Рождаются они в воде, на мелком месте. Через две – три недели маленький бегемотик уже может семенить за мамой по траве, но большей частью семейство сидит в воде. Часто можно увидеть, как малыши восседают на спинах родителей, как на серых мокрых скалах. А если мать поплывет – маленький бегемот стоит на ней, как капитан на капитанском мостике. Бегемоты защищают своих детей не хуже других родителей - если их разозлить, они побегут по суше, разгонятся, налетят и сомнут обидчика.
Носорог Носорог – очень большое, толстое и неуклюжее на первый взгляд животное. Шкура у носорогов очень толстая и почти безволосая. Они постоянно страдают от клещей и других паразитов, вот почему некоторые птицы, в особенности те, что поедают клещей, являются лучшими друзьями носорогов. Птицы садятся носорогу на спину и склевывают паразитов. При появлении чужака птицы поднимаются и улетают, тем самым предупреждая носорога о возможной опасности. Численность носорога постоянно уменьшается. Охотникам платят большие деньги за рога убитых ими животных. У носорогов, живущих, как правило, парами, на носу растет по два рога. Передний рог больше. Детеныш носорога остается с родителями до тех пор, пока не достигнет половины величины взрослого животного. Все бегемоты хорошо плавают и ныряют. Благодаря своему большому весу они могут ходить по дну реки. Самцы сражаются за самок и территорию, нанося друг другу своими большими зубами довольно тяжелые раны. При рождении детеныш бегемота весит от 27 до 45 килограммов (как школьник). Еще не умея ходить, он учится плавать и держится под водой рядом со своей матерью. Иногда он взбирается ей на спину и греется на солнце. Такое положение позволяет обезопасить детеныша от нападения крокодилов.
Жирафы живут в Африке. Половина его роста – длинная, до 3метров, шея. Крошечная голова с двумя короткими рожками, обтянутыми кожей, поднята над землей на 5-6 метров. Поэтому жирафу не просто до воды дотянуться, чтобы напиться. Передние ноги у него длиннее задних. А хвост длиной с метр. Они живут на травянистых и кустарниковых равнинах, где растут отдельные деревья и высокие кусты, листьями которых жирафы и питаются. Среди древесных стволов и мелькающих солнечных бликов от колышущихся листьев и благодаря пятнистой окраске, длинным ногам и стройному телу жирафов почти не видно. Когда жираф стоит неподвижно, его можно принять за старое, изборожденное трещинами дерево; когда туловище жирафа скрыто ветвями кустарников, его длинные ноги кажутся стволами деревьев. Пастбище жирафов – крона невысоких деревьев, с которых они ощипывают листья. Кормятся жирафы утром и во второй половине дня, когда жара спадает. А в жаркое время стоят в тени деревьев, торчащих словно зонтики, воткнутые в землю. Весит взрослый жираф до 750 кг (как целая группа детей). У жирафов очень хорошее зрение, и благодаря своему высокому росту они могут видеть далеко вокруг. При первом же признаке опасности стадо жирафов галопом уносится прочь. Они могут бежать со скоростью 48 и более километров в час (примерно как лошади), и голодному льву трудно догнать их. Состоит стадо примерно из 50 жирафов. Жирафы едят листья и могут ,благодаря своим длинным шеям, дотягиваться до самых молодых и сочных листьев на верхушках деревьев. При помощи своего длинного языка срывают листья с ветки. Питаясь сочными листьями в достаточном количестве, жирафы могут помногу недель обходиться без воды. Жирафы – очень сильные животные. Один удар мощного жирафового копыта способен убить льва. Когда два жирафа дерутся, они используют шеи в качестве дубинки, ударяя ими, друг друга до тех пор, пока, наконец, кто – то один не выйдет победителем. Для человека жираф не опасен, в зоопарке он с удовольствием принимает из рук человека пищу и в знак благодарности лижет его своим мокрым языком.
Обезьяна
Каждый, кто видел обезьян хотя бы на картинке, обращал внимание на необыкновенное сходство многих из них с людьми. Больше всего похожи на людей те, которых мы называем человекообразными: орангутанг, шимпанзе, горилла. Если внимательно присмотреться к обезьянам, легко заметить, что их организм приспособлен именно к древесному образу жизни. Только там, на деревьях, обезьяны чувствуют себя легко и свободно. На земле они неуклюжи и часто беспомощны. Впрочем, большинству из них на земле и делать- то нечего. Благодаря своим длинным рукам и более коротким ногам, благодаря ладоням и ступням, одинаково ловко обхватывающим ветки, обезьяны быстро передвигаются по лесу, перепрыгивая с дерева на дерево. На деревьях они находят себе пищу: плоды, листья, молодые почки, насекомых, птичьи яйца. Там же обезьяны устраивают свои жилища, похожие на гнезда. На деревьях они рожают и воспитывают детенышей. Впрочем, некоторые обезьяны, хорошо приспособлены к жизни на земле. Но таких обезьян – меньшинство. Разновидность обезьян очень велика. Есть очень маленькие (до 15см в длину), а есть и с человеческий рост. Одни обезьяны имеют длинные хвосты, у других хвосты короткие, третьи совсем без хвостиков. Различаются они по окраске, и по внешнему виду. Так, обезьяны могут быть бурыми и черными, бородатыми и безбородыми, с «бакенбардами» и без них. Живут обезьяны довольно долго, как человек .
Слон
Даже самый маленький ребенок, впервые увидавший слона, сразу отметит, что самое удивительное у него на «лице» - хобот. Некоторые думают, что хобот - это такой необычный нос. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет – наберет в него несколько литров воды, потом засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага – захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку. Несмотря на свой огромный рост и вес, слоны не так неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести свое тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны листьями, травами, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. В поисках пищи они ходят по своей территории, совершая в день переходы в десятки километров. Чаще всего стадо или семейная группа насчитывает 10 – 15 слонов, слоних, подростков и малышей. Обычно возглавляет стадо старая опытная слониха. Ей подчиняются все. Порядок и взаимопонимание в стаде поддерживаются с помощью особого «языка» - звуков, выразительных движений ушей, хобота, хвоста, тела. Слон – очень умное животное. Он очень легко приучается и поддается дрессировке. Он может перевозить грузы, выполнять тяжелые для человека работы, например, корчевать лес, вытаскивать сквозь густой лес бревна и т.д. А может быть и превосходной нянькой.
Слайды из презентации. Население Африки.
ФИЗМИНУТКА для глаз « Бабочка»
Закрепление.
- Вы исследовали новый материк.
Теперь выполните задания в тетради на странице 44- 45.
1. Посмотрите на стр. 44. Это контурная карта Африки. Проведите линию экватора. Нанесите упомянутые в тексте учебника стр. 133 географические объекты (Река Нил, пустыня Сахара, озеро Виктория.)
2. Стр. 45. Задание в тетради. Нужно вставить пропущенные слова.
12. Проверка самостоятельной работы.
Слайд с правильными ответами
13. Рефлексия.
- Сравните свои знания в начале изучения материка и после его исследования.
- Продолжите предложения.
- Мне запомнилось…
- Я понял …
- Мне хочется рассказать …
- Мне было особенно трудно …
14. Моё настроение. Слайд из презентации.
15. Домашнее задание. Выберите для себя задание.
Стр.133 – 135 перечитать и можно пересказать, приготовить дополнительный материал об Африке, растительном и животном мире, найдите материал о первых исследователях Африки, можно приготовить презентацию, которую мы посмотрим на следующем уроке. Может быть вы приготовите, что – то интересное, связанное с Африкой самостоятельно.
Я хочу закончить наш урок словами Жан – Франсуа Мармонтеля «Земля есть торжественный дар, который природа сделала человеку, рождение каждого есть право на владение». Подумайте, что хотел сказать нам Жан – Франсуа Мармонтель? С этого мы начнём наш следующий урок окружающего мира.