Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Пустыня"
Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Пустыня"
Данный урок окружающего мира по теме "Пустыня" был проведён в 4 классе для учителей РМО начальных классов по программе "Школа России". Урок - исследование был проведён в нетрадиционной форме. Учащиеся разделены на 4 группы: географы, ботаники,зоологи и экологи. Введение в тему проведено в виде игры "Кто где живёт?" На доске имеется план исследования. Дети работают с атласами. Идёт объяснение новых слов "бархан", "такыр".Каждая группа работает с дополнительной литературой.На этапе закрепления используется диктант с выбором правильных утверждений. В конце урока дети высказывают свои мнения по наиболее интересным и запоминающимся моментам урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Пустыня" »
Учитель : Лутошкина С . В . Идентификатор : 218-156-684
Класс : 4
Тема : Пустыни .
Форма урока : Урок – исследование .
Тип урока : Комбинированный .
Цели : 1) сформировать у учащихся понятие «пустыня» , умение находить её на карте , познакомить с климатическими условиями зоны пустынь , животным и растительным ми-
3) воспитывать экологическую культуру учащихся , умение работать в группах , сотрудничать .
Оборудование : Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А. А., карта природных зон
России , план - исследования (на доске) , карточки со словами понятиями (бархан , такыр),
карточки для работы в группах (географы , ботаники , зоологи , экологи) , карточки –планы для групп учащихся , гербарий , фотографии животных , атласы .
Ход урока :
1. Орг. момент .
2. Актуализация опорных знаний .
- Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы , вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках . Для этого поработаем в группах геогра-фов , ботаников , зоологов и экологов . Каждая группа получает карточку с текстом описа-нием , прочитав который , нужно определить о какой природной зоне идёт речь . (см. При-ложение 1) .
( После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу , что речь идёт о зоне степей ).
- Вы все решили , что в текстах говорится о степи . Почему вы так решили ?
- Я с вами согласна . Послушайте, как поэт пишет о степи .
На все стороны путь :
Ни лесочка , ни гор !
Необъятная гладь !
Неоглядный простор !
3. Введение в тему . Игра «Кто где живёт?»
- Продолжаем наше путешествие по природным зонам России . Сейчас каждая группа по-лучит по 2 карточки с изображением животных . Доску я разделила на 5 квадратов . Это условно природные зоны (об этом говорят надписи , рисунки) . Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски , в какой зоне они оби-тают .
( В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь . но на доске название этой зоны не надписывается . Если учащиеся догадываются , то могут поместить карточки в квадрат без названия ) .
- Посмотрите , что у нас получилось . Проверьте нет ли ошибок .
- Всех ли животных вы расселили ? Какие остались ? Почему ?
- Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне ? В какой ?
- Правильно , в пустыне . Вы , конечно , догадались , природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке . Вот как она описывается в стихотворении . Закройте глаза и попытайтесь её себе представить :
Солнечный , жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок .
В воздухе жёлтом и плотном , как мёд .
Жёлтая птица неслышно плывёт .
- Пустыня – это жёлтое и голубое . Жёлтое – пески под ногами , вокруг видит глаз , и ещё дальше за горизонтом . Голубое – это небо , оно в пустыне такое же неоглядное , как пески . Пески , небо , земля , опалённая солнцем , камни , почерневшие от солнца и лоп-нувшие от жары , - вот такая пустыня .
- Природу пустыни будем исследовать по плану :
1. Границы зоны .
2. Поверхность в пустыне .
3. Климат .
4. Растения .
5. Животные .
4. Изучение нового материала . Работа с картой .
- Начнём исследование с границ . Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить гра-ницы зоны пустынь .
- В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря , к за-паду и востоку от низовья Волги . Огромные пустыни раскинулись в других государствах:
Казахстане , Туркменистане , Узбекистане . Пустыни расположены в глубине материка , далеко от океанов , ближе к экватору .
- Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни ? (Жар-ко , много света , мало осадков, далеко от океанов , сухо) .
- Есть ли в пустыне зима ?
- Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон ? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни . Обсудите в группах .
- Каким цветом обозначают пустыни ? Почему ?
- Какую зону сменяет пустыня ?
- Переходим к следующему пункту плана . Исследуем поверхность . Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь ?
- Откройте учебники на стр.123 . Прочитайте первый абзац .
- Что такое бархан ? А такыр ?
- О том как образуются эти формы земной поверхности расскажет…
(Рассказ готовится одним из учеников заранее) . см. Приложение 2
- Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы .
- Верно ли утверждение : «Пустыня – мёртвая местность»?
- Пустыня… Слово-то какое ! Произошло от слова «пусто» . Создаётся впечатление , что здесь ничего и никого нет . Но на самом деле это не так . Внимательно присмотримся , здесь , на бархане . кто-то прополз . Да это же черепаха !
- Что вы о ней знаете ? см. Приложение 2
-Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях ?
Исследуйте гербарии и фотографии животных . Можно ли только по внешним признакам догадаться , в какой природной зоне они обитают ?
- Охарактеризуйте данные образцы по плану :
1. Древесное или травянистое растение . 1.Величина животного .
2. Высота от поверхности земли . 2. Покровительственная окраска .
3. Форма листьев . 3. Дневной или ночной образ жизни .
4. Особенности корня . 4. Востребовательность к пище и воде .
(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах :
1. Корни глубоко ищут влагу . 1. Защитная окраска .
2. Листья мелкие , меньше испарения . 2. Нетребовательны к пище , быстро бегают .
3. Колючки . 3. Могут впадать в спячку .)
- Приведите пример растений , животных , которые не смогут жить в пустыне .Свой от- вет обоснуйте .
5. Закрепление изученного материала .
Учитель читает высказывания , а учащиеся , если согласны ставят плюс , если слышат хоть небольшое несоответствие , ставят минус .
1) Пустыня – место , где много солнца , горячего сухого воздуха , но мало воды . (+)
2) Зона пустынь сменяет зону степей . (+)
3) Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности . (-)
4) Верблюд не может долгое время обходиться без воды . (-)
5) Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу . (+)
6. Итог урока .
- Что нового вы узнали на уроке ?
- Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися ?
- Закончилось наше исследование пустыни . Мы дома , а пустыня всё так же далеко . Где-то за горизонтом . Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей .
- Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне , её обитателям .
7. Дом. задание .
с. 125 , с. 129 прочитать , с. 130 проверь себя .
Приложение 1
Географы Эта зона расположена южнее зоны лесов . Лето здесь очень тёплое , про-
Экологи Из-за длительного выпаса больших стад животных в одном месте разруша-
ется почва , исчезают многие растения , страдают дикие животные . Одни из
них совсем исчезли , а другие стали редкими ( например : дрофа , журавль-
красавка )
Приложение 2
Барханы образуются при движении песков под действием ветра . Одна сторона их по-
логая , другая – крутая . Барханы постоянно передвигаются , засыпая кустарники , ко-лодцы . Но растения , оказавшись под песком , выпускают новые корни и продолжают расти . Барханы – это холмы высотой от 3 до 8 метров .
Лутошкина С. В. Идентификатор : 218-156-684
Комбинированный урок – исследование по теме « Пустыни » расширяет представления детей о зоне пустынь , помогает изучить особенности животного и растительного мира . На данном уроке дети выступают в роли исследователей . Учащиеся сравнивают , анали-зируют , классифицируют , обобщают . Задания выполняют в группах , отвечая на проблемные вопросы .