kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Пустыня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок окружающего мира по теме "Пустыня" был проведён в 4 классе для учителей РМО начальных классов по программе "Школа России". Урок - исследование был проведён в нетрадиционной форме. Учащиеся разделены на 4 группы: географы, ботаники,зоологи и экологи. Введение в тему проведено в виде игры "Кто где живёт?" На доске имеется план исследования. Дети работают с атласами. Идёт объяснение новых слов "бархан", "такыр".Каждая группа работает с дополнительной литературой.На этапе закрепления используется диктант с выбором правильных утверждений. В конце урока дети высказывают свои мнения по наиболее интересным и запоминающимся моментам урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Пустыня" »

Учитель : Лутошкина С . В . Идентификатор : 218-156-684

Класс : 4

Тема : Пустыни .

Форма урока : Урок – исследование .

Тип урока : Комбинированный .

Цели : 1) сформировать у учащихся понятие «пустыня» , умение находить её на карте , познакомить с климатическими условиями зоны пустынь , животным и растительным ми-

ром ;

2) развивать умение пользоваться атласом , справочниками , дополнительной лите-

ратурой ;

3) воспитывать экологическую культуру учащихся , умение работать в группах , сотрудничать .

Оборудование : Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А. А., карта природных зон

России , план - исследования (на доске) , карточки со словами понятиями (бархан , такыр),

карточки для работы в группах (географы , ботаники , зоологи , экологи) , карточки –планы для групп учащихся , гербарий , фотографии животных , атласы .

Ход урока :

1. Орг. момент .

2. Актуализация опорных знаний .

- Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы , вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках . Для этого поработаем в группах геогра-фов , ботаников , зоологов и экологов . Каждая группа получает карточку с текстом описа-нием , прочитав который , нужно определить о какой природной зоне идёт речь . (см. При-ложение 1) .

( После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу , что речь идёт о зоне степей ).

- Вы все решили , что в текстах говорится о степи . Почему вы так решили ?

- Я с вами согласна . Послушайте, как поэт пишет о степи .

На все стороны путь :

Ни лесочка , ни гор !

Необъятная гладь !

Неоглядный простор !

3. Введение в тему . Игра «Кто где живёт?»

- Продолжаем наше путешествие по природным зонам России . Сейчас каждая группа по-лучит по 2 карточки с изображением животных . Доску я разделила на 5 квадратов . Это условно природные зоны (об этом говорят надписи , рисунки) . Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски , в какой зоне они оби-тают .

( В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь . но на доске название этой зоны не надписывается . Если учащиеся догадываются , то могут поместить карточки в квадрат без названия ) .

- Посмотрите , что у нас получилось . Проверьте нет ли ошибок .

- Всех ли животных вы расселили ? Какие остались ? Почему ?

- Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне ? В какой ?

- Правильно , в пустыне . Вы , конечно , догадались , природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке . Вот как она описывается в стихотворении . Закройте глаза и попытайтесь её себе представить :

Солнечный , жаркий

Жёлтый поток

Льётся в пустыне

На жёлтый песок .

В воздухе жёлтом и плотном , как мёд .

Жёлтая птица неслышно плывёт .

- Пустыня – это жёлтое и голубое . Жёлтое – пески под ногами , вокруг видит глаз , и ещё дальше за горизонтом . Голубое – это небо , оно в пустыне такое же неоглядное , как пески . Пески , небо , земля , опалённая солнцем , камни , почерневшие от солнца и лоп-нувшие от жары , - вот такая пустыня .

- Природу пустыни будем исследовать по плану :

1. Границы зоны .

2. Поверхность в пустыне .

3. Климат .

4. Растения .

5. Животные .

4. Изучение нового материала . Работа с картой .

- Начнём исследование с границ . Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить гра-ницы зоны пустынь .

- В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря , к за-паду и востоку от низовья Волги . Огромные пустыни раскинулись в других государствах:

Казахстане , Туркменистане , Узбекистане . Пустыни расположены в глубине материка , далеко от океанов , ближе к экватору .

- Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни ? (Жар-ко , много света , мало осадков, далеко от океанов , сухо) .

- Есть ли в пустыне зима ?

- Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон ? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни . Обсудите в группах .

- Каким цветом обозначают пустыни ? Почему ?

- Какую зону сменяет пустыня ?

- Переходим к следующему пункту плана . Исследуем поверхность . Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь ?

- Откройте учебники на стр.123 . Прочитайте первый абзац .

- Что такое бархан ? А такыр ?

- О том как образуются эти формы земной поверхности расскажет…

(Рассказ готовится одним из учеников заранее) . см. Приложение 2

- Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы .

- Верно ли утверждение : «Пустыня – мёртвая местность»?

- Пустыня… Слово-то какое ! Произошло от слова «пусто» . Создаётся впечатление , что здесь ничего и никого нет . Но на самом деле это не так . Внимательно присмотримся , здесь , на бархане . кто-то прополз . Да это же черепаха !

- Что вы о ней знаете ? см. Приложение 2

-Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях ?

Исследуйте гербарии и фотографии животных . Можно ли только по внешним признакам догадаться , в какой природной зоне они обитают ?

- Охарактеризуйте данные образцы по плану :

1. Древесное или травянистое растение . 1.Величина животного .

2. Высота от поверхности земли . 2. Покровительственная окраска .

3. Форма листьев . 3. Дневной или ночной образ жизни .

4. Особенности корня . 4. Востребовательность к пище и воде .

(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах :

1. Корни глубоко ищут влагу . 1. Защитная окраска .

2. Листья мелкие , меньше испарения . 2. Нетребовательны к пище , быстро бегают .

3. Колючки . 3. Могут впадать в спячку .)

- Приведите пример растений , животных , которые не смогут жить в пустыне .Свой от- вет обоснуйте .



5. Закрепление изученного материала .

Учитель читает высказывания , а учащиеся , если согласны ставят плюс , если слышат хоть небольшое несоответствие , ставят минус .

1) Пустыня – место , где много солнца , горячего сухого воздуха , но мало воды . (+)

2) Зона пустынь сменяет зону степей . (+)

3) Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности . (-)

4) Верблюд не может долгое время обходиться без воды . (-)

5) Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу . (+)

6. Итог урока .

- Что нового вы узнали на уроке ?

- Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися ?

- Закончилось наше исследование пустыни . Мы дома , а пустыня всё так же далеко . Где-то за горизонтом . Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей .

- Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне , её обитателям .

7. Дом. задание .

с. 125 , с. 129 прочитать , с. 130 проверь себя .






































Приложение 1

Географы Эта зона расположена южнее зоны лесов . Лето здесь очень тёплое , про-

должительное , засушливое . Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи .

Дожди редки . Обычно они ливневые .

Биологи Здесь растут разнообразные травянистые растения . Тюльпаны и ирисы цве-

тут весной , а с наступлением летней жары надземные их части отмирают , в

почве остаются луковицы . Ковыль и типчак переносят засуху благодаря уз-

ким листьям .

Зоологи В этой зоне обитают различные бабочки , пчёлы , шмели и другие насекомые-

опылители , журавль-красавка , дрофа , серая куропатка , много сусликов ,

сурков и хомяков .

Экологи Из-за длительного выпаса больших стад животных в одном месте разруша-

ется почва , исчезают многие растения , страдают дикие животные . Одни из

них совсем исчезли , а другие стали редкими ( например : дрофа , журавль-

красавка )






































Приложение 2

Барханы образуются при движении песков под действием ветра . Одна сторона их по-

логая , другая – крутая . Барханы постоянно передвигаются , засыпая кустарники , ко-лодцы . Но растения , оказавшись под песком , выпускают новые корни и продолжают расти . Барханы – это холмы высотой от 3 до 8 метров .
















































Лутошкина С. В. Идентификатор : 218-156-684

Комбинированный урок – исследование по теме « Пустыни » расширяет представления детей о зоне пустынь , помогает изучить особенности животного и растительного мира . На данном уроке дети выступают в роли исследователей . Учащиеся сравнивают , анали-зируют , классифицируют , обобщают . Задания выполняют в группах , отвечая на проблемные вопросы .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Пустыня"

Автор: Лутошкина Светлана Викторовна

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса"  с применением ТРКМЧП "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2klassie-po-tiemie-zasushlivyie-zony-umieriennogho-poiasa-s-primienieniiem-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "154911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421226577"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект открытого урока "оптические явления в атмосфере""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiektotkrytoghourokaoptichieskiieiavlieniiavatmosfierie"
    ["file_id"] => string(6) "268792"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450698747"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект открытого урока "как зимой помочь птицам""
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_otkrytogo_uroka_kak_zimoi_pomoch_ptitsam"
    ["file_id"] => string(6) "494005"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546800168"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока окружающего мира 3 класс культурные и дикорастущие растения по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-kul-turnyie-i-dikorastushchiie-rastieniia-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "144702"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418762096"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "План -конспект урока окружающего мира "Растения-производители"  3 класс УМК "Школа 2100""
    ["seo_title"] => string(83) "plankonspiekturokaokruzhaiushchieghomirarastieniiaproizvoditieli3klassumkshkola2100"
    ["file_id"] => string(6) "259734"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448813922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства