kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Пустыня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок окружающего мира по теме "Пустыня" был проведён в 4 классе для учителей РМО начальных классов по программе "Школа России". Урок - исследование был проведён в нетрадиционной форме. Учащиеся разделены на 4 группы: географы, ботаники,зоологи и экологи. Введение в тему проведено в виде игры "Кто где живёт?" На доске имеется план исследования. Дети работают с атласами. Идёт объяснение новых слов "бархан", "такыр".Каждая группа работает с дополнительной литературой.На этапе закрепления используется диктант с выбором правильных утверждений. В конце урока дети высказывают свои мнения по наиболее интересным и запоминающимся моментам урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Пустыня" »

Учитель : Лутошкина С . В . Идентификатор : 218-156-684

Класс : 4

Тема : Пустыни .

Форма урока : Урок – исследование .

Тип урока : Комбинированный .

Цели : 1) сформировать у учащихся понятие «пустыня» , умение находить её на карте , познакомить с климатическими условиями зоны пустынь , животным и растительным ми-

ром ;

2) развивать умение пользоваться атласом , справочниками , дополнительной лите-

ратурой ;

3) воспитывать экологическую культуру учащихся , умение работать в группах , сотрудничать .

Оборудование : Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А. А., карта природных зон

России , план - исследования (на доске) , карточки со словами понятиями (бархан , такыр),

карточки для работы в группах (географы , ботаники , зоологи , экологи) , карточки –планы для групп учащихся , гербарий , фотографии животных , атласы .

Ход урока :

1. Орг. момент .

2. Актуализация опорных знаний .

- Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы , вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках . Для этого поработаем в группах геогра-фов , ботаников , зоологов и экологов . Каждая группа получает карточку с текстом описа-нием , прочитав который , нужно определить о какой природной зоне идёт речь . (см. При-ложение 1) .

( После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу , что речь идёт о зоне степей ).

- Вы все решили , что в текстах говорится о степи . Почему вы так решили ?

- Я с вами согласна . Послушайте, как поэт пишет о степи .

На все стороны путь :

Ни лесочка , ни гор !

Необъятная гладь !

Неоглядный простор !

3. Введение в тему . Игра «Кто где живёт?»

- Продолжаем наше путешествие по природным зонам России . Сейчас каждая группа по-лучит по 2 карточки с изображением животных . Доску я разделила на 5 квадратов . Это условно природные зоны (об этом говорят надписи , рисунки) . Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски , в какой зоне они оби-тают .

( В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь . но на доске название этой зоны не надписывается . Если учащиеся догадываются , то могут поместить карточки в квадрат без названия ) .

- Посмотрите , что у нас получилось . Проверьте нет ли ошибок .

- Всех ли животных вы расселили ? Какие остались ? Почему ?

- Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне ? В какой ?

- Правильно , в пустыне . Вы , конечно , догадались , природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке . Вот как она описывается в стихотворении . Закройте глаза и попытайтесь её себе представить :

Солнечный , жаркий

Жёлтый поток

Льётся в пустыне

На жёлтый песок .

В воздухе жёлтом и плотном , как мёд .

Жёлтая птица неслышно плывёт .

- Пустыня – это жёлтое и голубое . Жёлтое – пески под ногами , вокруг видит глаз , и ещё дальше за горизонтом . Голубое – это небо , оно в пустыне такое же неоглядное , как пески . Пески , небо , земля , опалённая солнцем , камни , почерневшие от солнца и лоп-нувшие от жары , - вот такая пустыня .

- Природу пустыни будем исследовать по плану :

1. Границы зоны .

2. Поверхность в пустыне .

3. Климат .

4. Растения .

5. Животные .

4. Изучение нового материала . Работа с картой .

- Начнём исследование с границ . Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить гра-ницы зоны пустынь .

- В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря , к за-паду и востоку от низовья Волги . Огромные пустыни раскинулись в других государствах:

Казахстане , Туркменистане , Узбекистане . Пустыни расположены в глубине материка , далеко от океанов , ближе к экватору .

- Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни ? (Жар-ко , много света , мало осадков, далеко от океанов , сухо) .

- Есть ли в пустыне зима ?

- Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон ? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни . Обсудите в группах .

- Каким цветом обозначают пустыни ? Почему ?

- Какую зону сменяет пустыня ?

- Переходим к следующему пункту плана . Исследуем поверхность . Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь ?

- Откройте учебники на стр.123 . Прочитайте первый абзац .

- Что такое бархан ? А такыр ?

- О том как образуются эти формы земной поверхности расскажет…

(Рассказ готовится одним из учеников заранее) . см. Приложение 2

- Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы .

- Верно ли утверждение : «Пустыня – мёртвая местность»?

- Пустыня… Слово-то какое ! Произошло от слова «пусто» . Создаётся впечатление , что здесь ничего и никого нет . Но на самом деле это не так . Внимательно присмотримся , здесь , на бархане . кто-то прополз . Да это же черепаха !

- Что вы о ней знаете ? см. Приложение 2

-Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях ?

Исследуйте гербарии и фотографии животных . Можно ли только по внешним признакам догадаться , в какой природной зоне они обитают ?

- Охарактеризуйте данные образцы по плану :

1. Древесное или травянистое растение . 1.Величина животного .

2. Высота от поверхности земли . 2. Покровительственная окраска .

3. Форма листьев . 3. Дневной или ночной образ жизни .

4. Особенности корня . 4. Востребовательность к пище и воде .

(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах :

1. Корни глубоко ищут влагу . 1. Защитная окраска .

2. Листья мелкие , меньше испарения . 2. Нетребовательны к пище , быстро бегают .

3. Колючки . 3. Могут впадать в спячку .)

- Приведите пример растений , животных , которые не смогут жить в пустыне .Свой от- вет обоснуйте .



5. Закрепление изученного материала .

Учитель читает высказывания , а учащиеся , если согласны ставят плюс , если слышат хоть небольшое несоответствие , ставят минус .

1) Пустыня – место , где много солнца , горячего сухого воздуха , но мало воды . (+)

2) Зона пустынь сменяет зону степей . (+)

3) Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности . (-)

4) Верблюд не может долгое время обходиться без воды . (-)

5) Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу . (+)

6. Итог урока .

- Что нового вы узнали на уроке ?

- Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися ?

- Закончилось наше исследование пустыни . Мы дома , а пустыня всё так же далеко . Где-то за горизонтом . Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей .

- Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне , её обитателям .

7. Дом. задание .

с. 125 , с. 129 прочитать , с. 130 проверь себя .






































Приложение 1

Географы Эта зона расположена южнее зоны лесов . Лето здесь очень тёплое , про-

должительное , засушливое . Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи .

Дожди редки . Обычно они ливневые .

Биологи Здесь растут разнообразные травянистые растения . Тюльпаны и ирисы цве-

тут весной , а с наступлением летней жары надземные их части отмирают , в

почве остаются луковицы . Ковыль и типчак переносят засуху благодаря уз-

ким листьям .

Зоологи В этой зоне обитают различные бабочки , пчёлы , шмели и другие насекомые-

опылители , журавль-красавка , дрофа , серая куропатка , много сусликов ,

сурков и хомяков .

Экологи Из-за длительного выпаса больших стад животных в одном месте разруша-

ется почва , исчезают многие растения , страдают дикие животные . Одни из

них совсем исчезли , а другие стали редкими ( например : дрофа , журавль-

красавка )






































Приложение 2

Барханы образуются при движении песков под действием ветра . Одна сторона их по-

логая , другая – крутая . Барханы постоянно передвигаются , засыпая кустарники , ко-лодцы . Но растения , оказавшись под песком , выпускают новые корни и продолжают расти . Барханы – это холмы высотой от 3 до 8 метров .
















































Лутошкина С. В. Идентификатор : 218-156-684

Комбинированный урок – исследование по теме « Пустыни » расширяет представления детей о зоне пустынь , помогает изучить особенности животного и растительного мира . На данном уроке дети выступают в роли исследователей . Учащиеся сравнивают , анали-зируют , классифицируют , обобщают . Задания выполняют в группах , отвечая на проблемные вопросы .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Пустыня"

Автор: Лутошкина Светлана Викторовна

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса"  с применением ТРКМЧП "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2klassie-po-tiemie-zasushlivyie-zony-umieriennogho-poiasa-s-primienieniiem-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "154911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421226577"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект открытого урока "оптические явления в атмосфере""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiektotkrytoghourokaoptichieskiieiavlieniiavatmosfierie"
    ["file_id"] => string(6) "268792"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450698747"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект открытого урока "как зимой помочь птицам""
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_otkrytogo_uroka_kak_zimoi_pomoch_ptitsam"
    ["file_id"] => string(6) "494005"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546800168"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока окружающего мира 3 класс культурные и дикорастущие растения по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-kul-turnyie-i-dikorastushchiie-rastieniia-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "144702"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418762096"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "План -конспект урока окружающего мира "Растения-производители"  3 класс УМК "Школа 2100""
    ["seo_title"] => string(83) "plankonspiekturokaokruzhaiushchieghomirarastieniiaproizvoditieli3klassumkshkola2100"
    ["file_id"] => string(6) "259734"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448813922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства