kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по теме "Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел".

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК: Окружающий мир

КЛАСС: 4

Данный урок разработан на основе традиционной программы учебно – методического комплекта «Школа России», учебник «Окружающий мир» (Авторы: А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова ) 2009г.

ТЕМА: Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел.

ЦЕЛЬ:1.Сформировать представление учащихся о книгопечатании на Руси.

2. Познакомить учащихся с первыми книгами, изданными в древности.

3. Развивать устную речь, воображение, умение работать в группе.

4. Воспитывать любовь к Родине через познание истории своего народа.

ОБОРУДОВАНИЕ: Интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» (Авторы: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова).

Ход урока

I. Организационный момент.

-Герои нашего урока были настоящими мастерами. Что же они мастерили?

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

- О чем эта загадка?(О книге)

-Что можно сказать об этой книге? ( Показ старопечатной книги).

-Знаете ли вы, кто первым стал печатать текст в книгах?

-Каково значение появления печатных книг на Руси?

Предлагаю обсудить эти вопросы в группах.

II. Работа с текстом.

Каждая группа работает с текстом по заданной теме:

1-я «Иван Федоров».

2-я « Первые печатные книги»

3-я « Значение книгопечатания на Руси».

В работе нам поможет интерактивная доска. Каждая группа по очереди подходит на консультации.

III. Обсуждение материала. Выступление ребят.

Выступление первой группы:

1-я «Начало книгопечатания на Руси».

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

-Что мы узнали о главном герое нашего урока?

(На интерактивной доске ребята выделяют основные моменты жизни И. Федорова)

- Что еще можете рассказать по данному вопросу?

Ребята с помощью маркеров дописывают важные сообщения об Иване Федорове.

Выступление второй группы:

2-я « Первые печатные книги»

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

Вывод: Первые печатные книги были «Апостол», « Часовник», « Азбука».

Распределите книги и докажите свою мысль словами.( «Апостол»- есть в книге, « Азбука» – можно узнать потому, что в ней напечатаны буквы, значит следующая книга -« Часовник».

- Что можете сказать об оформлении данных книг?

( Работа на интерактивной доске: Выделение книги « Прожектором», рассмотрение их).

Выступление третьей группы)

3-я « Значение книгопечатания на Руси».

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

Вывод: Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства.

С их помощью ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей.

Первопечатные книги – уникальный источник изучения истории и развития государства.

- А в наше время кого можно назвать книгопечатниками?

III. Рефлексия.

- Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Не понравилось?

-Посчитайте жетоны. Это ваши оценки.

-Обсудите в группе кто из ребят проявил большие знания и их труд можно оценить.

Домашнее задание: На выбор:

1.По учебнику стр.

2. Составить рассказ современных мастерах печатных дел.

3. Найти дополнительный материал по теме урока.

Благодарю за работу.

Иван Федоров

Московское государство не могло отставать от своих соседей. Русь развивалась. И по велению царя Ивана Грозного в 1553 году начал строиться особый дом для типографии около стены Китай-города. Только через 10 лет типографию открыли, и в ней начали работать первые русские печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславович.

Настоящее имя Ивана Фёдорова – Иван Федорович Московитин. Точная дата его рождения неизвестна – около 1510 года. Родился он в городе Львове на Украине.

Долгое время жил Иван Фёдоров в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Часто заходил к живущим в Москве немцам, от которых узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатались книги. Первым предложил использовать разборный шрифт немец Иоганн Гуттенберг

И вот Иван Фёдоров загорелся желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

« Первые печатные книги»

«Апостол», изданный Федоровым в 1580г– книга относительно небольшого формата с мелким и изящным шрифтом.

Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк.

Изданию предшествовала тщательная подготовка текста. «Апостол» – книга без опечаток.

У книг духовного содержания, кроме их основного назначения – служения религии, было еще одно. Это были книги-учебники.

«Часовник» – небольшая книга, отпечатанная вслед за «Апостолом» двумя изданиями в Москве в 1565г., была предназначена как для богослужения, так и для обучения грамоте.

Особое место в истории формирования типов русской книги занимает среди первопечатных изданий «Азбука», выпущенная Иваном Федоровым в 1574г. во Львове. Это первый печатный учебник.

Значение книгопечатания на Руси

Изобретение книгопечатания по праву считается одним из великих открытий. Первые печатные книги – важнейший памятник истории мировой культуры. Изданные на греческом, латинском, немецком, английском, голландском, польском, а также славянском языках эти книги свидетельствуют об общности европейской книжной культуры. Напечатанные в разных странах Европы, они и сегодня являются объектом тщательного собирания и исследования. Большинство этих книг исключительно редки, а некоторые – уникальны. Не одно поколение издателей, типографов, печатников и безымянных мастеровых формировали их облик

Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства.

С помощью старопечатных книг ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел". »

УРОК: Окружающий мир

КЛАСС: 4

Данный урок разработан на основе традиционной программы учебно – методического комплекта «Школа России», учебник «Окружающий мир» (Авторы: А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова ) 2009г.

ТЕМА: Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел.

ЦЕЛЬ:1.Сформировать представление учащихся о книгопечатании на Руси.

2. Познакомить учащихся с первыми книгами, изданными в древности.

3. Развивать устную речь, воображение, умение работать в группе.

4. Воспитывать любовь к Родине через познание истории своего народа.


ОБОРУДОВАНИЕ: Интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» (Авторы: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова).


Ход урока


I. Организационный момент.

-Герои нашего урока были настоящими мастерами. Что же они мастерили?


Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.


Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.


- О чем эта загадка?(О книге)

-Что можно сказать об этой книге? ( Показ старопечатной книги).

-Знаете ли вы, кто первым стал печатать текст в книгах?

-Каково значение появления печатных книг на Руси?

Предлагаю обсудить эти вопросы в группах.

II. Работа с текстом.

Каждая группа работает с текстом по заданной теме:

1-я «Иван Федоров».

2-я « Первые печатные книги»

3-я « Значение книгопечатания на Руси».

В работе нам поможет интерактивная доска. Каждая группа по очереди подходит на консультации.

III. Обсуждение материала. Выступление ребят.

Выступление первой группы:

1-я «Начало книгопечатания на Руси».

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

-Что мы узнали о главном герое нашего урока?

(На интерактивной доске ребята выделяют основные моменты жизни И. Федорова)

- Что еще можете рассказать по данному вопросу?

Ребята с помощью маркеров дописывают важные сообщения об Иване Федорове.

Выступление второй группы:

2-я « Первые печатные книги»

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

Вывод: Первые печатные книги были «Апостол», « Часовник», « Азбука».

Распределите книги и докажите свою мысль словами.( «Апостол»- есть в книге, « Азбука» – можно узнать потому, что в ней напечатаны буквы, значит следующая книга -« Часовник».

- Что можете сказать об оформлении данных книг?

( Работа на интерактивной доске: Выделение книги « Прожектором», рассмотрение их).

Выступление третьей группы)

3-я « Значение книгопечатания на Руси».

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

Вывод: Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства.

С их помощью ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей.

Первопечатные книги – уникальный источник изучения истории и развития государства.

- А в наше время кого можно назвать книгопечатниками?

III. Рефлексия.

- Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Не понравилось?

-Посчитайте жетоны . Это ваши оценки.

-Обсудите в группе кто из ребят проявил большие знания и их труд можно оценить.

Домашнее задание: На выбор:

1.По учебнику стр.

2. Составить рассказ современных мастерах печатных дел.

3. Найти дополнительный материал по теме урока.

Благодарю за работу.


Иван Федоров


Московское государство не могло отставать от своих соседей. Русь развивалась. И по велению царя Ивана Грозного в 1553 году начал строиться особый дом для типографии около стены Китай-города. Только через 10 лет типографию открыли, и в ней начали работать первые русские печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславович.

Настоящее имя Ивана Фёдорова – Иван Федорович Московитин. Точная дата его рождения неизвестна – около 1510 года. Родился он в городе Львове на Украине.

Долгое время жил Иван Фёдоров в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Часто заходил к живущим в Москве немцам, от которых узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатались книги. Первым предложил использовать разборный шрифт немец Иоганн Гуттенберг

И вот Иван Фёдоров загорелся желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!



« Первые печатные книги»


«Апостол», изданный Федоровым в 1580г– книга относительно небольшого формата с мелким и изящным шрифтом.

Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк.

Изданию предшествовала тщательная подготовка текста. «Апостол» – книга без опечаток.

У книг духовного содержания, кроме их основного назначения – служения религии, было еще одно. Это были книги-учебники.

«Часовник» – небольшая книга, отпечатанная вслед за «Апостолом» двумя изданиями в Москве в 1565г., была предназначена как для богослужения, так и для обучения грамоте.

Особое место в истории формирования типов русской книги занимает среди первопечатных изданий «Азбука», выпущенная Иваном Федоровым в 1574г. во Львове. Это первый печатный учебник.


Значение книгопечатания на Руси

Изобретение книгопечатания по праву считается одним из великих открытий. Первые печатные книги – важнейший памятник истории мировой культуры. Изданные на греческом, латинском, немецком, английском, голландском, польском, а также славянском языках эти книги свидетельствуют об общности европейской книжной культуры. Напечатанные в разных странах Европы, они и сегодня являются объектом тщательного собирания и исследования. Большинство этих книг исключительно редки, а некоторые – уникальны. Не одно поколение издателей, типографов, печатников и безымянных мастеровых формировали их облик

Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства.

С помощью старопечатных книг ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира по теме "Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел".

Автор: Белобородова Любовь Анатольевна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242722


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства