Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Басни И. А. Крылова"»
Учитель: Анчикова Римма Пантелеймоновна
Тема урока «Басни И.А.Крылова»
Цели урока:
1. Познакомить детей с краткой биографией И.А.Крылова.
2. Развитие у детей мышления и памяти, интереса к чтению.
Ход урока
1. Вступление
Сегодня урок посвящен творчеству И. А. Крылова.
И.А. Крылов родился 13 февраля 1769г. В Москве, в семье небогатого армейского офицера. Когда И.А. Крылову было 10 лет, умер его отец, и мальчику пришлось поступить на службу, жил он с матерью в глубокой нищете.
Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Начал писать он еще в юности, в основном тогда он писал комические (веселые) пьесы для театров. Но широко известен он стал благодаря своим басням.
- Кто главные герои его басен? (Животные)
Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки.
- Почему басни похожи на сказку?
Разговаривают на одном языке, понимают друг друга, по одинаковому «думают», хитрят, обманывают, вызывая у нас негодование, сочувствие, жалость, смех.
И животные и люди в баснях Крылова сказочные и в то же время правдоподобны. Написаны басни Крылова замечательным русским языком. Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова.
- Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые вошли в речь народа отдельно от самого произведения).
2. Викторина (цитаты, иллюстрации детей).
а) Сейчас я прочитаю вам крылатые выражения из басен Крылова, в которых заключается главная мысль, поучение, мораль.
Да только воз и ныне там. - «Лебедь, Щука и Рак».
Совсем без драки могут попасть в большие забияки. – «Слон и Моська».
Вперед чужой беде не смейся, Голубок. – «Чиж и Голубь».
Сильнее кошки зверя нет. – «Мышь и Крыса».
Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, «оборотиться». – «Зеркало и обезьяна».
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, - все ваша музыка плоха. – «Кукушки и петух».
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. – «Квартет».
От радости в зобу дыханье сперло. – «Ворона и лисица».
б) Рассмотрим иллюстрации на доске. К каким они басням?
3. Новый материал
- Сегодня познакомимся с новой басней И.А. Крылова «Волк и кот».
1) Восприятие на слух (читает учитель).
2) Почему кот сказал, что мужики не помогут волку?
- Какова мораль басни?
3) Словарная работа.
Живот спасая, за шкуру он свою дрожал;
гончих стая;
шмыгнуть;
молит;
звук рогов;
предобрый;
ободрал барана – содрал шкуру;
грозится за ягненка;
авось – может быть, расчет на случайную удачу;
кум – крестный отец по отношению к родителям, окрещенного в церкви ребенка. В разговорной речи на Руси обращение к пожилому мужчине.
насолил – здесь: навредил;
защиту сулил – устаревшее обещал;
жни (жать) – срезать под корень серпом стебли растений.
4) Чтение про себя.
5) Чтение вслух.
6) Анализ (с выборочным чтением)
- При каких обстоятельствах встретились волк и кот?
- С какой просьбой обратился волк к коту?
- К кому посоветовал обратиться кот волку? Перечислите по порядку.
- Почему волк не мог к ним обратиться? Ответьте, зачитав слова Васьки.
- Кого и за что осуждает в басне Крылов?
- Чему учит басня? Какова мораль?
- Как же вы понимаете последнюю фразу?
7) Чтение по ролям (2 раза).
4. «Волк и журавль».
а) – А сейчас послушаем еще одну басню Крылова, с которой вы еще не знакомы, прочитает ее актер.
- В ней вы встретитесь снова с волком. Называется басня «Волк и Журавль».
- Подумайте, какие качества здесь высмеивает автор?
б) Прослушиваем ф/хрест.
- Какие же людские качества высмеивает автор, изображая волка в этой басне? (Жадность, грубость, неблагодарность).
- Какое чувство у вас вызывает волк? Журавль? (Негодование – волк; жалость, сочувствие – журавль).
5. Конкурс чтецов.
- А сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс чтецов тех басен Крылова, которые вы уже знали, учили, читали выразительно. («Лебедь, Щука и Рак», «Кукушки и Петух», «Слон и Моська», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей»).
6. Итог:
- С творчеством какого писателя вы сегодня продолжили знакомство?
- Какие новые басни вы сегодня узнали?
- Что такое басня?
7.Домашнее задание.
Выучить наизусть одну из басен И.А.Крылова наизусть.