kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 5 классе"Роль музыки в баснях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Урок музыки в 5-м классе «Роль музыки в  басне»

Тема: взаимосвязь музыки и литературы.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: определить  роль музыки в литературном жанре басня.

Задачи:

1.Воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства.

2.Знать термины: кантата, басня, симфонический оркестр, квартет, камерная музыка.

3.Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний и способов в новые ситуации, развивать творческие способности, музыкальное мышление, художественный вкус.

Музыкальный материал:

  1. Поэма – кантата Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина»
  2. «Волшебный смычок», норвежская народная песня.
  3. А.П.Бородин, «Второй квартет», фрагмент.
  4. Е.В.Хомутинина, песня «Новогодняя».

Литературный материал:

И.А.Крылов басня «Квартет»,каталог сказок, составленный учащимися класса.

Оборудование и зрительный ряд: презентация к уроку, таблица эмоциональных характеристик.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Проблемная ситуация.

Виды деятельности учащихся:

1.Слушание музыки.

2.Вокально – хоровая работа.

3.Защита мини-проектов.

4.Анализ басни, музыки.

5.Сюжетно – ролевая игра.

Методы обучения:

  • Частично-поисковый;
  • Наглядно – слуховой, словесный;
  • эмоционального воздействия
  • анализ, сравнение, обобщение

                                                    Ход урока

Перед уроком проверить готовность ребят (ручки, тетради, домашнее задание ).

  1. Орг. момент (музыкальное приветствие).
  2. Мотивация.

Звучит фрагмент из кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима, аукает».

- Ребята, знакома ли вам эта музыка?

- А что такое кантата?

- Кто её исполняет?

- Мы сегодня с вами будем играть в симфонический оркестр. Я – дирижёр, а вы – музыканты. Вот партитура: тетради, оборудованная доска, музыка, домашнее задание. От каждого из нас зависит – красивая получится музыка урока или нет, насколько слаженно и гармонично мы сыграем. Каждый должен постараться стать первой скрипкой. В конце подведем итог. А что играет обычно симфонический оркестр? (симфонию)

Мы сыграем симфонию урока на тему: литература и музыка. А главная цель – найти ответы на вопрос: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

- Итак, как вы считаете, что с ней стало бы? (подвести к стихам)

Давайте напоем фрагмент из кантаты « Памяти С. Есенина», а вы скажите, говорится ли в стихах о музыке? Поём энергично, ярко, мощно. Первый интервал  кварта – призыв.

  1. Исполнение фрагмента из  поэмы – кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поёт зима, аукает». Дать оценку исполнению.

Дети: В стихах говорится о музыке – поёт.

У.: А исчезла бы литература, если бы не было музыки?

Д.: Нет, но такие жанры как сказки, рассказы, где музыка – главное действующее лицо, исчезли бы.

У.: А  вы помните, какими словами говорил А.С. Пушкин о связи музыки и литературы?

Д.: Идёт направо - песнь заводит, налево – сказку говорит.

4.Проверка домашнего задания

У.: Мы с вами провели большую работу за короткий срок и создали несколько мини-проектов на тему «Сказка и музыка».Давайте послушаем соло тех ребят, которые создали каталоги сказок, где музыка – главное действующее лицо.

Одни дети показывают свои каталоги и читают записи, другие дополняют.

Задача составления каталога – исследование, какие музыкальные инструменты звучат в сказках.

  • Викторина по  сказкам, которую предворительно составил учащийся этого класса.

У.: А сейчас посмотрим, как хорошо вы знаете сказки. За правильные ответы вы будете получать жетоны. У кого больше всех, получит «5».

Выходит учащийся и проводит викторину.

  • Составление кластера «Сказка». Главное, чтобы там было слово «мудрость».
  • Настало время послушать и ваши сказки. Кто сочинил?

Дети выходят и зачитывают свои сказки, которые сочинили сами.

У.: Звучит соло….( вызывается ученик), а вы послушайте и скажите какие музыкальные инструменты в них звучат? Что общего между ними и что различного? Чья сказка понравилась?

После слушания дети анализируют, высказывают свою точку зрения.

  1. Инсценировка песни «Волшебный смычок»

У.: Часто в сказках звучит радостная музыка, веселящая народ. А помните, в какой песне подобный сюжет? («Волшебный смычок», норвежская народная песня)

Сегодня Даша по моей просьбе принесла свой волшебный смычок и волшебными ручками  подыграет  нам.

Вокально – хоровая работа над песней «Волшебный смычок». Инсценировка песни с элементами костюмов. Концертное исполнение.

У.: Молодцы, вы очень талантливы и артистичны. А как вы думаете, что объединяло всех героев, играющих  и поющих в сказках?

Д.: Они талантливы, трудолюбивы, способные.

6.Раскрытие темы урока. Проблемная ситуация

Учитель читает отрывок из басни И.А.Крылова  «Осёл и Соловей».

У.:  Из какого произведения этот отрывок?

       Какого баснописца знаете?

Запишите новую тему в тетрадь: « Роль музыки в баснях».

  1. Составление кластера «Басня»( мораль, сатира, юмор, животные символы человеческих свойств …).
  2. Осмысление темы урока.

У.: А звучит ли в баснях Крылова музыка? ( дети называют эти басни).

Послушайте  басню «Квартет» и скажите, какова мораль этой басни.

Слушаем  басню И.А.Крылова «Квартет»

У.: Какое количество исполнителей в квартете?

- Кто входил в состав, какие звери и инструменты?

- Получилась ли у них музыка?

Какой вывод сделаем?

Д.: Прежде чем заняться делом, надо учиться и иметь способности к этому делу.

У.: А как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое – нибудь  отношение к музыке? ( Он был хорошим музыкантом, больше всего он любил играть в квартете).

- А сейчас послушайте фрагмент из другого квартета и сравните с квартетом из басни Крылова. Как звучит музыка вы можете определить по таблице эмоциональных характеристик (таблица на парте).

Д.:  Музыка, в отличии от квартета Крылова звучала стройно, красиво, слаженно……

У.: В состав этого квартета входили 2 скрипки, альт и виолончель. Такую музыку, как  квартет А.П. Бородина называют камерная музыка. Это комнатная музыка, звучащая в небольших помещениях, исполняемая небольшим количеством исполнителей ( дуэты, трио, квартеты и т.д.).

Квартет – ансамбль из 4-х исполнителей.

У.: Итак, что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Д.: Не было бы стихов,рассказов, сказок и басен, где музыка является главным действующим лицом.

У.: Какой сегодня инструмент был главный на уроке? (скрипка).

Скрипке в следующий раз можно посвятить целый урок. Она очень красивая, интересная, в ней много тайн и часто звучит в сказках. А какой праздник не обходится без сказки?

Д.: Новый год,  Рождество.

У.: Давайте вспомним песню, которую мы разучивали на прошлом уроке.

8.Исполнение  «Новогодней» песни.

9.Рефлексия.

У.: Что нового мы узнали на уроке о литературе и  музыке ?

- Чему нас научила басня  И.А.Крылова «Квартет»?

- Как вы думаете, кто был сегодня первой скрипкой? (дети называют одноклассников, объясняют -  почему)

Учитель анализирует работу каждого ученика, выставляет оценки.

У.: Молодцы! Столько первых скрипок нет ни в одном оркестре мира.

Домашнее задание: найти в словаре что такое камерная музыка и какие книги А.П.Гайдара знаете. Спасибо за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе"Роль музыки в баснях" »

Урок музыки в 5-м классе «Роль музыки в басне»

Тема: взаимосвязь музыки и литературы.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: определить роль музыки в литературном жанре басня.

Задачи:

1.Воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства.

2.Знать термины: кантата, басня, симфонический оркестр, квартет, камерная музыка.

3.Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний и способов в новые ситуации, развивать творческие способности, музыкальное мышление, художественный вкус.

Музыкальный материал:

  1. Поэма – кантата Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина»

  2. «Волшебный смычок», норвежская народная песня.

  3. А.П.Бородин, «Второй квартет», фрагмент.

  4. Е.В.Хомутинина, песня «Новогодняя».

Литературный материал:

И.А.Крылов басня «Квартет»

Оборудование и зрительный ряд: презентация к уроку, таблица эмоциональных характеристик,

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

  3. Проблемная ситуация.

Виды деятельности учащихся:

1.Слушание музыки.

2.Вокально – хоровая работа.

3.Защита мини-проектов.

4.Анализ басни, музыки.

5.Сюжетно – ролевая игра.

Методы обучения:

  • Частично-поисковый;

  • Наглядно – слуховой, словесный;

  • эмоционального воздействия

  • анализ, сравнение, обобщение

Ход урока

Перед уроком проверить готовность ребят (ручки, тетради, домашнее задание ).

  1. Орг. момент (музыкальное приветствие).

  2. Мотивация.

Звучит фрагмент из кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима, аукает».

- Ребята, знакома ли вам эта музыка?

- А что такое кантата?

- Кто её исполняет?

- Мы сегодня с вами будем играть в симфонический оркестр. Я – дирижёр, а вы – музыканты. Вот партитура: тетради, оборудованная доска, музыка, домашнее задание. От каждого из нас зависит – красивая получится музыка урока или нет, насколько слаженно и гармонично мы сыграем. Каждый должен постараться стать первой скрипкой. В конце подведем итог. А что играет обычно симфонический оркестр? (симфонию)

Мы сыграем симфонию урока на тему: литература и музыка. А главная цель – найти ответы на вопрос: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

- Итак, как вы считаете, что с ней стало бы? (подвести к стихам)

Давайте напоем фрагмент из кантаты « Памяти С. Есенина», а вы скажите, говорится ли в стихах о музыке? Поём энергично, ярко, мощно. Первый интервал кварта – призыв.

  1. Исполнение фрагмента из поэмы – кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поёт зима, аукает». Дать оценку исполнению.

Дети: В стихах говорится о музыке – поёт.

У.: А исчезла бы литература, если бы не было музыки?

Д.: Нет, но такие жанры как сказки, рассказы, где музыка – главное действующее лицо, исчезли бы.

У.: А вы помните, какими словами говорил А.С. Пушкин о связи музыки и литературы?

Д.: Идёт направо - песнь заводит, налево – сказку говорит.

4.Проверка Домашнего задания

У.: Мы с вами провели большую работу за короткий срок и создали несколько мини-проектов на тему «Сказка и музыка».Давайте послушаем соло тех ребят, которые создали каталоги сказок , где музыка – главное действующее лицо.

Одни дети показывают свои каталоги и читают записи, другие дополняют .

Задача составления каталога – исследование, какие музыкальные инструменты звучат в сказках.

  • Викторина по сказкам, которую предворительно составил учащийся этого класса.

У.: А сейчас посмотрим, как хорошо вы знаете сказки. За правильные ответы вы будете получать жетоны. У кого больше всех, получит «5».

Выходит учащийся и проводит викторину.

  • Составление кластера «Сказка». Главное, чтобы там было слово «мудрость».

  • Настало время послушать и ваши сказки. Кто сочинил?

Дети выходят и зачитывают свои сказки, которые сочинили сами.

У.: Звучит соло…..( вызывается ученик) , а вы послушайте и скажите какие музыкальные инструменты в них звучат? Что общего между ними и что различного? Чья сказка понравилась?

После слушания дети анализируют, высказывают свою точку зрения.

  1. Инсценировка песни «Волшебный смычок»

У.: Часто в сказках звучит радостная музыка, веселящая народ. А помните,в какой песне подобный сюжет? («Волшебный смычок», норвежская народная песня)

Сегодня Даша по моей просьбе принесла свой волшебный смычок и волшебными ручками подыграет нам.

Вокально – хоровая работа над песней «Волшебный смычок». Инсценировка песни с элементами костюмов. Концертное исполнение.

У.: Молодцы, вы очень талантливы и артистичны. А как вы думаете, что объединяло всех героев, играющих и поющих в сказках?

Д.: Они талантливы, трудолюбивы, способные.

6.Раскрытие темы урока. Проблемная ситуация

Учитель читает отрывок из басни И.А.Крылова «Осёл и Соловей».

У.: Из какого произведения этот отрывок?

Какого баснописца знаете?

Запишите новую тему в тетрадь: « Роль музыки в баснях».

  1. Составление кластера «Басня»( мораль, сатира, юмор, животные символы человеческих свойств …).

  2. Осмысление темы урока.

У.: А звучит ли в баснях Крылова музыка? ( дети называют эти басни).

Послушайте басню «Квартет» и скажите, какова мораль этой басни.

Слушаем басню И.А.Крылова «Квартет»

У.: Какое количество исполнителей в квартете?

- Кто входил в состав, какие звери и инструменты?

- Получилась ли у них музыка?

Какой вывод сделаем?

Д.: Прежде чем заняться делом, надо учиться и иметь способности к этому делу.

У.: А как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое – нибудь отношение к музыке? ( Он был хорошим музыкантом, больше всего он любил играть в квартете).

- А сейчас послушайте фрагмент из другого квартета и сравните с квартетом из басни Крылова. Как звучит музыка вы можете определить по таблице эмоциональных характеристик (таблица на парте).

Д.: Музыка , в отличии от квартета Крылова звучала стройно, красиво, слаженно……

У.: В состав этого квартета входили 2 скрипки, альт и виолончель. Такую музыку, как квартет А.П. Бородина называют камерная музыка. Это комнатная музыка, звучащая в небольших помещениях, исполняемая небольшим количеством исполнителей ( дуэты, трио, квартеты и т.д.).

Квартет – ансамбль из 4-х исполнителей.

У.: Итак, что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Д.: Не было бы стихов ,рассказов, сказок и басен, где музыка является главным действующим лицом.

У.: Какой сегодня инструмент был главный на уроке? (скрипка).

Скрипке в следующий раз можно посвятить целый урок. Она очень красивая, интересная, в ней много тайн и часто звучит в сказках. А какой праздник не обходится без сказки?

Д.: Новый год, Рождество.

У.: Давайте вспомним песню, которую мы разучивали на прошлом уроке.

8.Исполнение «Новогодней» песни.

9.Рефлексия.

У.: Что нового мы узнали на уроке о литературе и музыке ?

- Чему нас научила басня И.А.Крылова «Квартет»?

- Как вы думаете, кто был сегодня первой скрипкой? (дети называют одноклассников, объясняют - почему)

Учитель анализирует работу каждого ученика, выставляет оценки.

У.: Молодцы! Столько первых скрипок нет ни в одном оркестре мира.

Домашнее задание: найти в словаре что такое камерная музыка и какие книги А.П.Гайдара знаете. Спасибо за урок!
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок в 5 классе"Роль музыки в баснях"

Автор: Хомутинина Елена Владимировна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198981


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства