Урок музыки в 5-м классе «Роль музыки в басне»
Тема: взаимосвязь музыки и литературы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: определить роль музыки в литературном жанре басня.
Задачи:
1.Воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства.
2.Знать термины: кантата, басня, симфонический оркестр, квартет, камерная музыка.
3.Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний и способов в новые ситуации, развивать творческие способности, музыкальное мышление, художественный вкус.
Музыкальный материал:
- Поэма – кантата Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина»
- «Волшебный смычок», норвежская народная песня.
- А.П.Бородин, «Второй квартет», фрагмент.
- Е.В.Хомутинина, песня «Новогодняя».
Литературный материал:
И.А.Крылов басня «Квартет»,каталог сказок, составленный учащимися класса.
Оборудование и зрительный ряд: презентация к уроку, таблица эмоциональных характеристик.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Проблемная ситуация.
Виды деятельности учащихся:
1.Слушание музыки.
2.Вокально – хоровая работа.
3.Защита мини-проектов.
4.Анализ басни, музыки.
5.Сюжетно – ролевая игра.
Методы обучения:
- Частично-поисковый;
- Наглядно – слуховой, словесный;
- эмоционального воздействия
- анализ, сравнение, обобщение
Ход урока
Перед уроком проверить готовность ребят (ручки, тетради, домашнее задание ).
- Орг. момент (музыкальное приветствие).
- Мотивация.
Звучит фрагмент из кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима, аукает».
- Ребята, знакома ли вам эта музыка?
- А что такое кантата?
- Кто её исполняет?
- Мы сегодня с вами будем играть в симфонический оркестр. Я – дирижёр, а вы – музыканты. Вот партитура: тетради, оборудованная доска, музыка, домашнее задание. От каждого из нас зависит – красивая получится музыка урока или нет, насколько слаженно и гармонично мы сыграем. Каждый должен постараться стать первой скрипкой. В конце подведем итог. А что играет обычно симфонический оркестр? (симфонию)
Мы сыграем симфонию урока на тему: литература и музыка. А главная цель – найти ответы на вопрос: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
- Итак, как вы считаете, что с ней стало бы? (подвести к стихам)
Давайте напоем фрагмент из кантаты « Памяти С. Есенина», а вы скажите, говорится ли в стихах о музыке? Поём энергично, ярко, мощно. Первый интервал кварта – призыв.
- Исполнение фрагмента из поэмы – кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поёт зима, аукает». Дать оценку исполнению.
Дети: В стихах говорится о музыке – поёт.
У.: А исчезла бы литература, если бы не было музыки?
Д.: Нет, но такие жанры как сказки, рассказы, где музыка – главное действующее лицо, исчезли бы.
У.: А вы помните, какими словами говорил А.С. Пушкин о связи музыки и литературы?
Д.: Идёт направо - песнь заводит, налево – сказку говорит.
4.Проверка домашнего задания
У.: Мы с вами провели большую работу за короткий срок и создали несколько мини-проектов на тему «Сказка и музыка».Давайте послушаем соло тех ребят, которые создали каталоги сказок, где музыка – главное действующее лицо.
Одни дети показывают свои каталоги и читают записи, другие дополняют.
Задача составления каталога – исследование, какие музыкальные инструменты звучат в сказках.
- Викторина по сказкам, которую предворительно составил учащийся этого класса.
У.: А сейчас посмотрим, как хорошо вы знаете сказки. За правильные ответы вы будете получать жетоны. У кого больше всех, получит «5».
Выходит учащийся и проводит викторину.
- Составление кластера «Сказка». Главное, чтобы там было слово «мудрость».
- Настало время послушать и ваши сказки. Кто сочинил?
Дети выходят и зачитывают свои сказки, которые сочинили сами.
У.: Звучит соло….( вызывается ученик), а вы послушайте и скажите какие музыкальные инструменты в них звучат? Что общего между ними и что различного? Чья сказка понравилась?
После слушания дети анализируют, высказывают свою точку зрения.
- Инсценировка песни «Волшебный смычок»
У.: Часто в сказках звучит радостная музыка, веселящая народ. А помните, в какой песне подобный сюжет? («Волшебный смычок», норвежская народная песня)
Сегодня Даша по моей просьбе принесла свой волшебный смычок и волшебными ручками подыграет нам.
Вокально – хоровая работа над песней «Волшебный смычок». Инсценировка песни с элементами костюмов. Концертное исполнение.
У.: Молодцы, вы очень талантливы и артистичны. А как вы думаете, что объединяло всех героев, играющих и поющих в сказках?
Д.: Они талантливы, трудолюбивы, способные.
6.Раскрытие темы урока. Проблемная ситуация
Учитель читает отрывок из басни И.А.Крылова «Осёл и Соловей».
У.: Из какого произведения этот отрывок?
Какого баснописца знаете?
Запишите новую тему в тетрадь: « Роль музыки в баснях».
- Составление кластера «Басня»( мораль, сатира, юмор, животные символы человеческих свойств …).
- Осмысление темы урока.
У.: А звучит ли в баснях Крылова музыка? ( дети называют эти басни).
Послушайте басню «Квартет» и скажите, какова мораль этой басни.
Слушаем басню И.А.Крылова «Квартет»
У.: Какое количество исполнителей в квартете?
- Кто входил в состав, какие звери и инструменты?
- Получилась ли у них музыка?
Какой вывод сделаем?
Д.: Прежде чем заняться делом, надо учиться и иметь способности к этому делу.
У.: А как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое – нибудь отношение к музыке? ( Он был хорошим музыкантом, больше всего он любил играть в квартете).
- А сейчас послушайте фрагмент из другого квартета и сравните с квартетом из басни Крылова. Как звучит музыка вы можете определить по таблице эмоциональных характеристик (таблица на парте).
Д.: Музыка, в отличии от квартета Крылова звучала стройно, красиво, слаженно……
У.: В состав этого квартета входили 2 скрипки, альт и виолончель. Такую музыку, как квартет А.П. Бородина называют камерная музыка. Это комнатная музыка, звучащая в небольших помещениях, исполняемая небольшим количеством исполнителей ( дуэты, трио, квартеты и т.д.).
Квартет – ансамбль из 4-х исполнителей.
У.: Итак, что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
Д.: Не было бы стихов,рассказов, сказок и басен, где музыка является главным действующим лицом.
У.: Какой сегодня инструмент был главный на уроке? (скрипка).
Скрипке в следующий раз можно посвятить целый урок. Она очень красивая, интересная, в ней много тайн и часто звучит в сказках. А какой праздник не обходится без сказки?
Д.: Новый год, Рождество.
У.: Давайте вспомним песню, которую мы разучивали на прошлом уроке.
8.Исполнение «Новогодней» песни.
9.Рефлексия.
У.: Что нового мы узнали на уроке о литературе и музыке ?
- Чему нас научила басня И.А.Крылова «Квартет»?
- Как вы думаете, кто был сегодня первой скрипкой? (дети называют одноклассников, объясняют - почему)
Учитель анализирует работу каждого ученика, выставляет оценки.
У.: Молодцы! Столько первых скрипок нет ни в одном оркестре мира.
Домашнее задание: найти в словаре что такое камерная музыка и какие книги А.П.Гайдара знаете. Спасибо за урок!