Тема урока: «Истоки басенного творчества. Басни И.А.Крылова».
Цели и задачи урока:
углубить знания о жанре басни как одном из старейших жанров литературы;
развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других;
воспитывать доброту, честность, справедливость;
Форма урока: объяснение нового.
Методическое обеспечение:
О.А. Ерёмина. Уроки литературы в 5 классе. – М. : Просвещение, 2008.
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2009.
Ход урока:
I. Организационный момент. Объявление целей урока.
Учитель. В 2009 году 15 февраля исполнилось 240 лет со дня рождения И. А. Крылова, великого русского баснописца. И сегодня на уроке мы не только поговорим об этом великом человеке, но и вспомним истоки басенного творчества, проанализируем некоторые басни Крылова. (Слайды №1, 2, 3).
II. Актуализация знаний.
Учитель: Каким человеком был И. А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня?
Начнем с портрета. Художник К. Брюллов изобразил баснописца сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. (Слайд №4)
1)Знакомство с биографией Крылова.
Родословная Крылова.(Слайд №5).
Из биографии. В Санкт-Петербурге. (Слайды № 6,7).
Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени.
Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.
И. А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки. (Слайд № 8).
В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. (Слайд №9)
2) У истоков басенного творчества.
Учитель. На предыдущем уроке вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? Один из самых известных баснописцев –Эзоп – жил в Древней Греции в 6 веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными. Прочитаем одну из басен Эзопа. Например, «Ворон и лисица»( читает заранее подготовленный ученик). В 18веке во Франции жил писатель Жан де Лафонтен. Он также сочинял и перерабатывал басни. Его басни написаны стихами (слайд №10). В России басни также писали М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер (Слайд 11). Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И. А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова? ( Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В. Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым»).
Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о баснях? Какие басни вы читали? (слайд № 12) Мы нашли высказывание Н. В. Гоголя, который сказал о баснях Крылова так: « Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: (демонстрируются слайды №13-16 с афоризмами из басен).
3)Представление басни Крылова «Волк на псарне» (Группа ребят инсценируют басню и объясняют ее смысл)
В басне «Волк на псарне» выражено патриотическое чувство, готовность народа бороться с напавшим на родину врагом. Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. В описании псарни передана картина общенародного движения, борьбы с врагом. В то же время Автор показывает злобную коварность Волка-Наполеона, понявшего, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает он мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего-Кутузова полон достоинства и мужества (Слайды №17 – 20).
4)Выразительное чтение басни «Свинья под Дубом». Объяснение ее морали. В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью (слайд №21). 5)Инсценирование басни «Ворона и Лисица» и сравнение ее с басней Эзопа.
В этой басне высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной (Слайд №22).
Басни Крылова иллюстрировали многие художники. В пособии использованы иллюстрации Г. Куприянова, А. Лаптева, М. Алексеева, Е. Рачёва. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова. (Слайд №23,24,25).
IV. Итог урока. Чему учат басни Крылова?
Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше. (Слайд №26, 27).