kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему: Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

• познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие,

изученные ранее;

• продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя;

• создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат,

способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;

• развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;

• воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.

Оборудование: слайды с изображением И. Крылова, иллюстрации к басням, инсценировка басен, мультипликационный фильм «КУКУШКА И ПЕТУХ».

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: - Перемена пролетела,
                    Дверь певуче заскрипела.
                    Мы вошли тихонько в класс
                    И урок начнем сейчас.

                    Начинается урок,
                    Он пойдет ребятам впрок.
                    Постарайтесь все понять,
                    Хорошо запоминать.

II. Сообщение темы и целей урока.

-  Ребята, скажите какие виды жанров вы знаете?

( Сказка, фольклор, рассказ, комедии, былины, басня)

- Сегодняшний урок посвящен творчеству И. А. Крылова. На уроке мы

познакомимся с басней «Кукушка и Петух», найдём в ней мораль и будем работать над выразительным её чтением. (Слайд 1)

III. Проверка домашнего задания.

- Сейчас мне бы хотелось посмотреть, как вы осуществили литературный поиск. Что вы узнали о И.А. Крылова?

(Дети пересказывают или зачитывают из тетрадей) (Слайд 2)

IV. Работа над новым материалом.

Учитель: Эзоп – первый древнегреческий баснописец.

Его басни передавали из уст в уста, изучали в школах, ставили на сцене. Эзоп был первым, кто под видом животных вывел типы людей, создавая комические ситуации и высмеивая разные пороки, присущие как богатым, так и бедным: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Его насмешливые, острые басни доводили слушателей до слез. И даже великие цари просили рассказать их, чтобы посмешить гостей. (Слайд 3)

      Басня - один из древнейших литературных жанров. Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы. Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми.

V. Инсценировка басен

Стрекоза и муравей.  (Слайд 4, 5, 6)

- Назовите персонажей.

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

Учитель:  В произведении «Стрекоза и Муравей» её смысл заключается в том, что тот, кто не думает о завтрашнем дне, рискует остаться голодным, холодным и без крыши над головой. Крылов воспевает в своём творении трудолюбие и насмехается над беззаботностью, глупостью и ленью.

Квартет (Слайд 7)

- Назовите персонажей.

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

Учитель: Сюжет басни довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант.

Зеркало и обезьяна (Слайд 8)

- Назовите персонажей.

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

Учитель: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» она пропускает мимо ушей.

VI. Физкультминутка (Слайд 9)

VII. Анализ басни «Кукушка и Петух». (Слайд 10)

- Сегодня мы познакомимся с басней «Кукушка и Петух».

- Прочитайте басню «жужжащим» чтением.

- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова.

Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными.

Словарная работа:

Кум – крёстный отец

Отколь – откуда

Невелички – маленькие

Ссылаюсь – сослаться, указать на кого-либо

- Назовите всех персонажей басни. Главных…

- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте. “Во всём лесу такой певицы нет. Поёт как соловей”. (Нет. Она только кукует).

- А как Кукушка обращается к Петуху. - А Петух, он действительно поёт громко, важно, лучше райской птички? (Он только кукарекает).

- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте. …Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Всё ваша музыка плоха!”

- В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?

…За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку…

Учитель: - Вот такое преувеличение или ложное восхваление кого-либо, чьих либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду называется лестью. Где лесть, там и хитрость: одно без неотделимо. Мораль в том, что лесть всегда будет приятна тем людям, которые лишний раз хотят услышать приятное о себе. Они готовы льстить друг другу. Это способ самоутверждения, когда объективное мнение никому не нужно, для поднятия самооценки и самолюбования достаточно определить себе круг общения, где каждый будет восхвалять другого.

- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

-VIII. Дыхательная гимнастика.

Подготовимся к выразительному чтению басни.

- Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох – 3 раза

- Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

- Подуйте на свечку на маленькую

- Подуйте на свечку большую.

- Как жужжит пчела (ж-ж-ж).

IX. Выразительное чтение басни.

X. Мультипликационный фильм (Слайд 11)

- Представьте себе, что вы получили задание составить мультипликационный фильм к басне Крылова “Кукушка и Петух”

- Каким будет ваш первый кадр? Где происходят события? (Высказывание детей)

- Подумайте, как автор относится к героям басни?

XI. Рефлексия.(музыка)

- Подумайте, как вы работали на уроке?

- Что нового вы узнали?

- С каким настроением вы уходите с урока?

(оцените свою деятельность, раскрасьте кружочек)

XII. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Выставление отметок.

XIII. Домашнее задание: выучить наизусть басню по выбору.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок на тему: Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух».»

Тема: Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух».

Цели:

• познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие,

изученные ранее;

• продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя;

• создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат,

способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;

• развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;

• воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.

Оборудование: слайды с изображением И. Крылова, иллюстрации к басням, инсценировка басен, мультипликационный фильм «КУКУШКА И ПЕТУХ».


Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: - Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, скажите какие виды жанров вы знаете?

( Сказка, фольклор, рассказ, комедии, былины, басня)

- Сегодняшний урок посвящен творчеству И. А. Крылова. На уроке мы

познакомимся с басней «Кукушка и Петух», найдём в ней мораль и будем работать над выразительным её чтением. (Слайд 1)

III. Проверка домашнего задания.

- Сейчас мне бы хотелось посмотреть, как вы осуществили литературный поиск. Что вы узнали о И.А. Крылова?

(Дети пересказывают или зачитывают из тетрадей) (Слайд 2)


IV. Работа над новым материалом.

Учитель: Эзоп – первый древнегреческий баснописец.

Его басни передавали из уст в уста, изучали в школах, ставили на сцене. Эзоп был первым, кто под видом животных вывел типы людей, создавая комические ситуации и высмеивая разные пороки, присущие как богатым, так и бедным: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Его насмешливые, острые басни доводили слушателей до слез. И даже великие цари просили рассказать их, чтобы посмешить гостей. (Слайд 3)

Басня - один из древнейших литературных жанров. Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы. Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми.

V. Инсценировка басен

Стрекоза и муравей. (Слайд 4, 5, 6)

- Назовите персонажей.

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

Учитель: В произведении «Стрекоза и Муравей» её смысл заключается в том, что тот, кто не думает о завтрашнем дне, рискует остаться голодным, холодным и без крыши над головой. Крылов воспевает в своём творении трудолюбие и насмехается над беззаботностью, глупостью и ленью.

Квартет (Слайд 7)

- Назовите персонажей.

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

Учитель: Сюжет басни довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант.

Зеркало и обезьяна (Слайд 8)

- Назовите персонажей.

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

Учитель: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» она пропускает мимо ушей.

VI. Физкультминутка (Слайд 9)

VII. Анализ басни «Кукушка и Петух». (Слайд 10)

- Сегодня мы познакомимся с басней «Кукушка и Петух».

- Прочитайте басню «жужжащим» чтением.

- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова.

Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными.

Словарная работа:

Кум – крёстный отец

Отколь – откуда

Невелички – маленькие

Ссылаюсь – сослаться, указать на кого-либо

- Назовите всех персонажей басни. Главных…

- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте. “Во всём лесу такой певицы нет. Поёт как соловей”. (Нет. Она только кукует).

- А как Кукушка обращается к Петуху. - А Петух, он действительно поёт громко, важно, лучше райской птички? (Он только кукарекает).

- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте. …Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Всё ваша музыка плоха!”

- В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?

…За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку…

Учитель: - Вот такое преувеличение или ложное восхваление кого-либо, чьих либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду называется лестью. Где лесть, там и хитрость: одно без неотделимо. Мораль в том, что лесть всегда будет приятна тем людям, которые лишний раз хотят услышать приятное о себе. Они готовы льстить друг другу. Это способ самоутверждения, когда объективное мнение никому не нужно, для поднятия самооценки и самолюбования достаточно определить себе круг общения, где каждый будет восхвалять другого.

- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

-VIII. Дыхательная гимнастика.

Подготовимся к выразительному чтению басни.

- Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох – 3 раза

- Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

- Подуйте на свечку на маленькую

- Подуйте на свечку большую.

- Как жужжит пчела (ж-ж-ж).

IX. Выразительное чтение басни.

X. Мультипликационный фильм (Слайд 11)

- Представьте себе, что вы получили задание составить мультипликационный фильм к басне Крылова “Кукушка и Петух”

- Каким будет ваш первый кадр? Где происходят события? (Высказывание детей)

- Подумайте, как автор относится к героям басни?


XI. Рефлексия.(музыка)

- Подумайте, как вы работали на уроке?

- Что нового вы узнали?

- С каким настроением вы уходите с урока?

(оцените свою деятельность, раскрасьте кружочек)

XII. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Выставление отметок.

XIII. Домашнее задание: выучить наизусть басню по выбору.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
открытый урок на тему: Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух».

Автор: Хаджиева Булбул Ибрагимовна

Дата: 06.03.2016

Номер свидетельства: 302622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "И.Крылов «Кукушка и Петух»."
    ["seo_title"] => string(27) "i_krylov_kukushka_i_pietukh"
    ["file_id"] => string(6) "352926"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477648228"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Дедушка Крылов и его басни "
    ["seo_title"] => string(30) "diedushka-krylov-i-iegho-basni"
    ["file_id"] => string(6) "163571"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422513283"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича  Крылова" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-basni-ivana-andrieievicha-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "151724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420735336"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Творчество И. А. Крылова. Басня "Лягушки, просящие Царя". "
    ["seo_title"] => string(63) "tvorchiestvo-i-a-krylova-basnia-liaghushki-prosiashchiie-tsaria"
    ["file_id"] => string(6) "231366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442482099"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Творчество И. А. Крылова. Басня "Лягушки,просящие Царя" "
    ["seo_title"] => string(65) "tvorchiestvo-i-a-krylova-basnia-liaghushki-prosiashchiie-tsaria-1"
    ["file_id"] => string(6) "231373"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442483782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства