Цели:
• познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие,
изученные ранее;
• продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя;
• создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат,
способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;
• развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;
• воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.
Оборудование: слайды с изображением И. Крылова, иллюстрации к басням, инсценировка басен, мультипликационный фильм «КУКУШКА И ПЕТУХ».
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: - Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, скажите какие виды жанров вы знаете?
( Сказка, фольклор, рассказ, комедии, былины, басня)
- Сегодняшний урок посвящен творчеству И. А. Крылова. На уроке мы
познакомимся с басней «Кукушка и Петух», найдём в ней мораль и будем работать над выразительным её чтением. (Слайд 1)
III. Проверка домашнего задания.
- Сейчас мне бы хотелось посмотреть, как вы осуществили литературный поиск. Что вы узнали о И.А. Крылова?
(Дети пересказывают или зачитывают из тетрадей) (Слайд 2)
IV. Работа над новым материалом.
Учитель: Эзоп – первый древнегреческий баснописец.
Его басни передавали из уст в уста, изучали в школах, ставили на сцене. Эзоп был первым, кто под видом животных вывел типы людей, создавая комические ситуации и высмеивая разные пороки, присущие как богатым, так и бедным: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Его насмешливые, острые басни доводили слушателей до слез. И даже великие цари просили рассказать их, чтобы посмешить гостей. (Слайд 3)
Басня - один из древнейших литературных жанров. Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы. Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми.
V. Инсценировка басен
Стрекоза и муравей. (Слайд 4, 5, 6)
- Назовите персонажей.
- Что осуждается в басне? (высказывание детей)
Учитель: В произведении «Стрекоза и Муравей» её смысл заключается в том, что тот, кто не думает о завтрашнем дне, рискует остаться голодным, холодным и без крыши над головой. Крылов воспевает в своём творении трудолюбие и насмехается над беззаботностью, глупостью и ленью.
Квартет (Слайд 7)
- Назовите персонажей.
- Что осуждается в басне? (высказывание детей)
Учитель: Сюжет басни довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант.
Зеркало и обезьяна (Слайд 8)
- Назовите персонажей.
- Что осуждается в басне? (высказывание детей)
Учитель: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» она пропускает мимо ушей.
VI. Физкультминутка (Слайд 9)
VII. Анализ басни «Кукушка и Петух». (Слайд 10)
- Сегодня мы познакомимся с басней «Кукушка и Петух».
- Прочитайте басню «жужжащим» чтением.
- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова.
Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными.
Словарная работа:
Кум – крёстный отец
Отколь – откуда
Невелички – маленькие
Ссылаюсь – сослаться, указать на кого-либо
- Назовите всех персонажей басни. Главных…
- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте. “Во всём лесу такой певицы нет. Поёт как соловей”. (Нет. Она только кукует).
- А как Кукушка обращается к Петуху. - А Петух, он действительно поёт громко, важно, лучше райской птички? (Он только кукарекает).
- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте. …Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Всё ваша музыка плоха!”
- В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?
…За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку…
Учитель: - Вот такое преувеличение или ложное восхваление кого-либо, чьих либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду называется лестью. Где лесть, там и хитрость: одно без неотделимо. Мораль в том, что лесть всегда будет приятна тем людям, которые лишний раз хотят услышать приятное о себе. Они готовы льстить друг другу. Это способ самоутверждения, когда объективное мнение никому не нужно, для поднятия самооценки и самолюбования достаточно определить себе круг общения, где каждый будет восхвалять другого.
- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)
-VIII. Дыхательная гимнастика.
Подготовимся к выразительному чтению басни.
- Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох – 3 раза
- Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)
- Подуйте на свечку на маленькую
- Подуйте на свечку большую.
- Как жужжит пчела (ж-ж-ж).
IX. Выразительное чтение басни.
X. Мультипликационный фильм (Слайд 11)
- Представьте себе, что вы получили задание составить мультипликационный фильм к басне Крылова “Кукушка и Петух”
- Каким будет ваш первый кадр? Где происходят события? (Высказывание детей)
- Подумайте, как автор относится к героям басни?
XI. Рефлексия.(музыка)
- Подумайте, как вы работали на уроке?
- Что нового вы узнали?
- С каким настроением вы уходите с урока?
(оцените свою деятельность, раскрасьте кружочек)
XII. Оценка деятельности учащихся на уроке.
Выставление отметок.
XIII. Домашнее задание: выучить наизусть басню по выбору.