Тема: Басни И.А.Крылова
Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.
Задачи урока: 1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;
2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;
формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;
3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль.
Он баснями себя прославил
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят! (Слайд №1)
Итак, кому посвятил эти строки П. А. Вяземский?
Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока?
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?
(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.) (Слайд №2)
А как нам достичь этой цели?
(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)
1I. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»
(Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1
(Ответ:
- «Демьянова уха»,
- «Обоз»,
- «Две бочки»,
- «Слон и Моська»,
- «Кошка и Соловей»,
- «Волк и Журавль»,
- «Ворона и Курица»,
- «Тришкин кафтан»,
- «Слон на воеводстве»,
- «Мор зверей»,
- «Квартет».
(Отправитель - Мартышка))
К какому роду литературы относится басня?
Что лежит в основе басни? (аллегория)
А что такое аллегория?
Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)
А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом) (Слайд №3)
- Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп) (Слайд №4)
- А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?
( поэт Жан де Лафонтен) (Слайд №5)
- Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?
( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)
(Слайды №6-7)
- Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов. (Слайды №8-9)
А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?
( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).
- Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде) (Слайд №10)
До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.
Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Обратите внимание, как изображён Крылов?
А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?
III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания) Приложение №2
IV. Задание «Найди пару»
Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен.
(Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый лист бумаги, клей-карандаш.)
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты. (Слайд №11)
V. «Доска объявлений»
– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой. После каждой угаданной басни ребята читают наизусть каждую из них. Первую слушаем в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись)
1.Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.
2. Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!
3. Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!
4. Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!
5.Срочно сниму тёплую квартиру до весны!
6.Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, - Верните, пожалуйста, на ель!
Видеопауза.
После прочтения последнего объявления обучающиеся смотрят мультфильм «Ворона и Лисица».
VI. Физминутка.
VII. Творческий отчёт.
- Ребята, басни И.А. Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Многие художники писали иллюстрации к его басням. А известны ли вам их имена? (А.М.Суворов, Г.Куприянов, Е.М.Рачев)
- Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Чьи это рисунки?
В своих рисунках вы тоже отразили сюжеты из басен И. А. Крылова. Перед началом урока вы с ними познакомились. Какой из рисунков больше всего понравился? Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?
VIII. Литературное состязание.
(Слайды 12-22)
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А.Крылова? (Слайд 23)
X. Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.
(Разгадать кроссворд или сочинить басню.)