kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Басня – подруга жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Басня"; повторить основные принципы построения басни;
развивать и совершенствовать творческие способности, навыки и умения выразительного чтения, инсценирования;
повторить знания о теоретико-литературных понятиях: "басня", "аллегория", "афоризм"; уяснение общечеловеческой морали басен И.А. Крылова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.А. Крылов»


Урок литературы в 5-м классе "Басня – подруга жизни"

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме "Басня"; повторить основные принципы построения басни.

  • развивать и совершенствовать творческие способности, навыки и умения выразительного чтения, инсценирования;

  • повторить знания о теоретико-литературных понятиях: "басня", "аллегория", "афоризм";

  • уяснение общечеловеческой морали басен И.А. Крылова

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова;

  • выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням;

  • плакаты: "Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"

  • высказывание А.С.Пушкина о Крылове: "Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев".

  • эпиграф "Его басни переживут века" (К.Н. Батюшков).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

-Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова. Обобщим знания по теме "Басня". Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.

II. Повторение пройденного о басенном жанре.

- В чем особенность жанра басни?

Ответ: Басня - это короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Герои басни - животные, растения, предметы, люди. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.

Разгадывание кроссворда.

1. Человек, пишущий басни. (баснописец)

2. Вид литературного произведения.(басня)

3. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория)

4. Веселая и добродушная насмешка (юмор)

5. Известный русский баснописец XIX века.(Крылов)

6. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления (олицетворение)

- Откуда берет свои истоки басня?

Ответ: родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого баснописца Эзопа. За шесть веков до нашей эры был создан его прозаический сборник басен. Этот сборник обошел весь мир.

В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Жан Лафонтен, в Германии - Готхольд Лессинг, в России - Апполон МайковАлександр Петрович СумароковИван ИвановичХемницер, Михаил Васильевич Ломоносов, позже продолжил традиции баснописцев Иван Иванович Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: "Это ваш род, вы - Иван Андреевич Крылов нашли его"

- Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец.

-Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин,назвав Крылова "Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев".

-Прошло 238 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Басня - подруга жизни.

Разве среди нас нет таких беспечных лентяев, как стрекоза, таких, которые не могут понять, что такое дружная работа? Этим ребятам так и хочется напомнить басню "Лебедь, Щука и Рак".

- Сегодня у нас урок развития речи. Перед нами вновь пройдут герои крыловских басен. Знания по творчеству И.А.Крылова помогут вам сегодня в работе на уроке.

- Расскажите о баснописце И.А.Крылове. Что особенно запомнилось?

Родился И.А.Крылов в Москве. Способностями обладал исключительными, самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Написал 205 басен. Умер в возрасте 76 лет. И был похоронен в Александро - Невской лавре. На деньги, собранные народом, в Летнем саду был установлен памятник работы скульптора Клодта. А басни его актуальны и злободневны сейчас.

- Почему Крылов обращается к басенному жанру?

Ответ: он был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство.

За каждый правильный ответ учащемуся даётся жетон.

III. Обобщение пройденного.

"Выразительное чтение басен "

- Ребята, мы с вами много работали над баснями.

- Очень важно басню прочитать внимательно, а потом уж выразительно. Сначала мы послушаем басню в исполнении народного артиста Игоря Ильинского, а затем попытаемся сами прочесть басню также выразительно.

( принимают участие чтецы, мальчик и девочка) Могут быть прочитаны следующие басни: " Ворона и Лисица" "Мартышка и Очки"; "Волк и Ягнёнок";

"Знаток басен И.А. Крылова"

-А сейчас мы с вами узнаем, кто у нас является лучшим знатоком басен И.А.Крылова За каждый правильный ответ учащемуся даётся жетон.

- Назовите героя басни.

  • Она "наелась желудей досыта, до отвала". (Свинья).

  • Он "виноват уж тем", что кому-то "хочется кушать". (Ягнёнок).

  • Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк).

  • Она "без души лето целое всё пела". (Стрекоза).

  • Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана. (Щука).

  • Она попала "в большие забияки". (Моська).

  • Он "обжора и злодей", по словам его хозяина. (Кот Васька).

  • Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).

  • Его "захлопнула злодейка-западня". (Чиж).

  • У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).

  • Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным. (Журавль

  • Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).

  • Он был перекормлен рыбным супом. (Фока).

  • У него всё вокруг только "моё". (Волк).

"Инсценировка басни"

- Каковым было ваше домашнее задание?

- А теперь попробуем с вами инсценировать басню. Цель нашей работы -показать характеры героев. Костюмы мы специально не готовили, характеры вы должны показать речью, интонацией, жестами. А уважаемых гостей мы попросим выбрать среди вас самых артистичных.

Могут быть инсценированы следующие басни: "Стрекоза и Муравей", "Чиж и Голубь"

- О чем эта басня "Стрекоза и Муравей"? Какой людской порок высмеивает баснописец?

Инсценирование басни "Чиж и голубь".

Ведущий: Наш урок продолжается.

- О чем эта басня? Какой людской порок высмеивает баснописец?

- А в наше время применима басня?

Ответ: Да.

Учитель: Это басня созвучна нашему времени.

Перед тем как читать строчки из басен И.А. Крылова, учитель знакомит учащихся с книгой М.Г. Ашукиной и Н.С. Ашукина "Крылатые слова", показывает учащимся книгу, объясняет принцип её построения, вводит понятия "литературная цитата" и "афоризм".

"У сильного всегда бессильный виноват" ("Волк и Ягненок").

"Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!" ("Стрекоза и Муравей").

"Прощай, хозяйские горшки" (Обоз")

"Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона" ("Слон и Моська").

Избави бог и нас от этаких судей. ("Осёл и Соловей").

"А Васька слушает да ест" ("Кот и Повар").

"А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!" ("Квартет").

"Сильнее кошки зверя нет" ("Мышь и крыса").

"Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!" ("Кукушка и петух").

Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду. ("Лебедь, Щука и Рак").

- Мы увидели, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.

"Иллюстратор басни"

А сейчас обратимся к нашей выставке.

Авторы иллюстраций должны показать свои работы, называть басню, эпизод в ней.

- Многие художники писали иллюстрации к басням И.А.Крылова. Это Евгений Рачев, Куприянов, а также художник Лаптев Алексей Михайлович, который в свое время иллюстрировал книгу Николая Носова про Незнайку. (На компьютере)

IV. Заключительная часть. Итог урока

- Прошло 200 с лишним лет, а басни И.А.Крылова, полюбившиеся когда-то народу навсегда остались в его сердце. В наши дни слава великого баснописца вышла далеко за пределы нашей страны. Крылов звучит на всех языках мира. И него много последователей, таких, как Л.Н.Толстой, А.Толстой, Д.Бедный, С.Михалков, Л.Филатов:

Ребята, высоко ценил творчество великого баснописца поэт Михаил Исаковский.

Стихотворением поэта Михаила Исаковского "И.А. Крылову" (читает учитель или подготовленный ученик) мы завершаем свой урок:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

- Закончился наш урок. А нам не хочется расставаться с героями удивительного баснописца и его последователей. В школьной программе мы больше не встретимся с произведениями И.А.Крылова. Но не проходите мимо его книг. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.

Домашнее задание: написать рассказ, похожий на басню, прочитать сказку В.А.Жуковского "Спящая царевна" На память об уроке я дарю каждому из вас красочно оформленный лист с крылатыми выражениями знаменитого баснописца.

Афоризмы И.А.Крылова

  • А ларчик просто открывался.

  • Хоть видит око, да зуб неймёт.

  • Слона - то я и не приметил.

  • Рыльце в пуху.

  • Полают, да отстанут.

  • От радости в зобу дыханье спёрло.

  • А Васька слушает да ест.

  • Да только воз и ныне там.

  • Если голова пуста,
    То голове ума не придадут места.

  • Медвежья услуга.

  • Тришкин кафтан.

  • А вы, друзья, как не садитесь,

  • все в музыканты не годитесь.

  • Кукушка хвалит Петуха за то,
    Что хвалит он Кукушку.

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

  • а сапоги тачать пирожник.

  • Демьянова уха.

  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  • Кто про свои дела кричит всем без умолку, 
    В том, верно, мало толку.

  • У сильного всегда бессильный виноват.

Афоризм - краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения).


«Весёлое лукавство ума»

Где нужно, он навесть умеет

Своё волшебное стекло,

И в зеркале его яснеет

Суровой истины чело.

 

Весь мир в руках у чародея,

Все твари дань ему несут:

По дудке нашего Орфея

Все звери пляшут и поют.

 

Длись судьбами всеблагими,

Нить любезных нам годов!

Здравствуй с детками своими,

Здравствуй, дедушка Крылов!

 

П. Вяземский

 



Литературный вечер, посвященный басням И.А. Крылова

Цели:

  • привитие интереса к чтению

  • раскрытие потенциальных возможностей ребенка через игру и инсценировку;

  • расширение и обогащение словарного запаса крылатыми выражениями из басен;

  • развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и развивать их на практике;

  • воспитание у детей навыка общения, культуры поведения и чувства взаимопомощи и ответственность каждого за успех команды.

Оформление кабинета:

1. На доске – эпиграф:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова 
Мы с каждым годом любим все сильней.

(М. Исаковский)

2. Портрет И.А. Крылова, фотография памятника баснописцу в Летнем саду.
3. Выставка книг: разные сборники басен И.А.Крылова, книги о нем и его творчестве
4. Иллюстрации Е.Рачева, А. Лаптева к басням, выставка рисунков ребят
5. Стенгазета "Басни И.А.Крылова" (с вопросами, иллюстрациями, статьями о басне, морали, аллегории)

Программа вечера:

I. Вступительное слово учителя об И.А.Крылове.
II. Представления команд.
III. Конкурсы, викторины, игры.

1. Литературная игра " Из каких басен эти строки?"
(1 балл за каждый правильный ответ)

1. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ("Ворона и лисица")
2. Попался как ворона в суп! ("Ворона и курица")
3. А Ларчик просто открывался! ("Ларчик")
4. У сильного всегда бессильный виноват ("Волк и ягненок")
5. С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой! ("Волк на псарне")
6. … Рыльце у тебя в пуху! ("Лисица и сурок")
7. Ты все пела? Это дело!
    Так поди же, попляши! ("Стрекоза и муравей")
8. Над хвастунами хоть смеются, 
    А часто в деле им доли достаются. ("Заяц на ловле")
9. Прощай, хозяйские горшки! ("Обоз")
10. Невежи судят точно так:
    В чем толку не поймут, то все у них пустяк. ("Петух и жемчужное зерно") 
11. Ай, Моська знать она сильна,
Что лает на Слона! ("Слон и Моська")
12. Трудишься много ты, да пользы в этом нет! ("Обезьяна")
13. Услужливый дурак опаснее врага. ("Пустынник и Медведь")
14. А Васька слушает да ест. ("Кот и Повар")
15. Сильнее кошки зверя нет. ("Мышь и Крыса")
16. Вперед чужой беде не смейся, Голубок! ("Чиж и Голубь")
17. Слона то я и не приметил! ("Любопытный")
18. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.   ("Лев и Человек")
19. Это, щука, тебе наука,
    Вперед умнее быть,
    И за мышами не ходить! ("Щука и Кот")
20. Ты сер, а я, приятель, сед! ("Волк на псарне")

2. Игра "Сума с потерянными и найденными вещами"
(Правильный ответ – 1 очко).

Определить, кому принадлежат вещи, из какой басни И.А.Крылова

1. Кость. ("Собачья дружба", "Волк и Журавль")
2. Очки. ("Мартышка и очки")
3. Зеркало. ("Зеркало и Обезьяна")
4. Ноты. ("Квартет")
5. Жемчужное зерно. ("Петух и Жемчужное зерно")
6. Бочка. ("Обоз", "Две бочки")
7. Тарелка. ("Демьянова уха")
8. Хворостина. ("Гуси")
9. Булыжник. (Пустынник и Медведь)
10. Гребень. ("Гребень")
11. Чурбан. ("Обезьяна")
12. Бумажные цветы. ("Цветы")
13. Топор. ("Дерево")
14. Бабочки. ("Любопытный")
15. Черепок от глиняного горшка. ("Обоз")

3. Вопросы команд друг другу
(Правильный ответ – 1 балл)

Вопросы готовятся заранее, дома. Вопросы могут быть и на знание басен, и на знание фактов из жизни И.А.Крылова.

4. Конкурс знатоков иллюстраций к басням
(За правильный полный ответ – 2 балла).

Назвать автора иллюстрации и басню, к которой выполнена иллюстрация. Заранее в классе проводилась беседа об особенностях творческого метода и художественного видения художников Е.Рачева, А.Лаптева.

5. Игра "Кто больше?"
(Каждая правильно названная басня – 1 балл)

Назвать как можно больше басен, героями которых являются лиса, волк и т.д.

Лиса.

1. Ворона и Лисица.
2. Лисица и Виноград.
3. Добрая Лисица.
4. Лисица и Сурок.
5. Лев и Лисица.
6. Лев, Серна и Лиса.
7. Лисица и Осел.
8. Лиса-строитель.
9. Лиса.
10. Волк и Лисица.

Волк

1. Волк и Ягненок.
2. Волк на псарне.
3. Волк и Волчонок.
4. Волк и Кот. 
5. Лев и Волк.
6. Волк и овцы.
7. Волк и Лисица.
8. Волк и Мышонок.
9. Волк и пастухи.

6. Творческий конкурс

а) Прочитайте басню русского поэта XVIII века И.И.Хемницера и сочините к ней мораль:

Обоз

Шел некогда обоз;
А в том обозе был престранный воз,
Что перед прочими казался он возами,
Какими кажутся слоны перед комарами.
Не возик и не воз, возище то валит.
Но чем сей барин – воз набит?
Пузырями.

б) Составьте центон из басен Крылова.

7. Инсценировка басен
(Высший балл – 5. За оригинальность костюма + 1 балл)

8. Подведение итогов, награждение победителей

Библиография

1. Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости – М., 1974.
2. Иванов В.М. Ларец мудреца. – Л., 1973.
3. Калганова Т. Анализ басен Крылова И.А. // Литература, № 1, 2006, стр.6–8. 
4. Крыловский вечер в школе. – Детгиз, 1969.
5. Крылов И.А. Басни. – М., 1984.
6. Тумакова И. Басни Крылова: играя, учимся // Литература, № 14, 2005 стр. 12–14. 
7. Харина Л. Изучения басен на уроках литературы в 6-м классе // Литература, № 5, 2005, стр. 3–10.



вучит скрипка, на экране запись “Ларец мудрости”. Литературный праздник, посвященный творчеству И.А. Крылова.

“Поэт и мудрец слились в нем воедино”. Н.В. Гоголь

1 вед: В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Андреевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен. О чем он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство?

2 вед: (На экране портрет). Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который докапитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить, в детстве, хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться “из милости”. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения – сеньором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте. Крылов хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. Он активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по немецки и по итальянски, позже изучил английский и греческий языки. У Львовых и, возможно, у драматурга Я.Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г.Р.Державин с женой, покровительствовавший Крылову.

1 вед: Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше было не богата, теперь лишилась последних средств к существованию. ll-летнему Ване пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд – канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машин в то время еще не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались. после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.

2 вед: (На экране: “Его басни переживут века” К.Н. Батюшков). Позже, в 1782 году, семья – Крылов с матерью и младшим братом Левушкой, перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре.

Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: “Нави Волырк”. Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.

1 вед: А теперь давайте вспомним некоторые басни И.А. Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь. А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь.

2 вед: (На экране демонстрация работ учащихся (иллюстрации). “В галерее художников-гимназистов”).

С 1812 года Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в Петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги спутники всей его жизни. Крылов заведовал русским отделом. Вначале работы в библиотеке было всего 4 русских книги. Понадобилось много труда, чтобы приобрести книги журналы прошлых лет, следить за тем, чтобы в библиотеку попадали всё вновь печатавшиеся книги. Надо было великолепно знать литературу, чтобы разыскивать peдкие недостающие издания, составить списки книг, указателей, одних только каталожных карточек “чистым почерком” надо было написать много тысяч. Библиотека росла и множилась, в этом немалая заслуга принадлежала Ивану Андреевичу. 30 лет жизни Крылова связаны с Петербургской Публичной библиотекой, с 1812 по 1841 годы. Этот труд, конечно, заслуживает большого уважения. В 1841 году Крылов вышел в отставку, но продолжал трудиться: готовил новое издание своих басен – выправлял, переделывал, переписывал их.

1 вед: Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

2 вед: Мы представляем вашему вниманию еще несколько басен. Послушайте их. В них мудрость, суть которой распространяется и на прошлое, и на будущее.

(Инсценировка басен “Две собаки”, “Демьянова уха”).

1 вед: Ну а теперь мы приглашаем вас принять участие в конкурсе знатоков творчества Крылова.

Кто сказал такие слова:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!

(Лисица, “Ворона и лисица”)

Все про очки мне лишь налгали, 
А проку на волос нет в них.

(Мартышка, “Мартышка и очки”)

Друзья! К чему весь этот шум? 
Я, ваш старинный сват и кум.

(Волк, “Волк на псарне”)

Не оставь меня, кум милый! 
Дай ты мне собраться с силой.

(Стрекоза, “Стрекоза и муравей”)

Погодите!
Как музыке идти? 
Ведь вы не так сидите.

(Мартышка, “Квартет”)

2 вед: К кому обращены эти слова?

Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(К соловью, “Осел и соловей”)

Смори-ка, – говорит, – кум милый мой! 
Что это там за рожа?

(К медведю, “Зеркало и обезьяна”)

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

(К стрекозе, “Стрекоза и муравей”)

Соседушка, я сыт по горло.

(К Демьяну, “Демьянова уха”)

1 вед: В какой басне:

“К кому-то принесли от мастера ларец...”

(“Ларчик”)

“Кошка... попалась в когти льву”

(“Мышь и крыса”)

“Голодная кума лиса залезла в сад...”

(“Лиса и виноград”)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

(“Лебедь, щука и рак”)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад.

(“Щука и кот”)

1 вед: Из каких произведений Крылова собрана эта универсальная басня? Подсказываем – их шесть.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался.
На тысячу ладов тянул, переливался.
увидевши слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться.
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
Прощай хозяйские горшки!

2 вед: А у меня для вас загадка.

Один герой-малютка был удал:
Он два зерна ячменных подымал,
И силой пред людьми решил хвалиться.
Но люди не заметили его 
Козявку, что под кочкой суетится.

К то это и из какой басни?

(Муравей из басни “Муравей”)

1 вед: А сейчас мы приглашаем вас в импровизированный музей персонажей басен Крылова.

Экскурсовод: Друзья, я приглашаю вас в музей дедушки Крылова. Вы, наверное, уже догадались, с какими экспонатами здесь можно встретиться. Это и ворона, и лисица, и осел, кот, заяц, пчела, комар и множество других героев. Сегодня необычный день. Наши экспонаты ожили и хотят рассказать о себе.

Лисица: Я – лисица, пожалуй, самая популярная героиня басен дедушки Крылова. Я и плутовка, что с вороны глаз не сводит, заговорю – и сыр в руках, и в курятнике судья, “терплю напраслину и выслана за взятки”. Курятники я строить большая мастерица.

Смотрели, видели: строенье-загляденье!
А сверх того, все есть, чего не спросишь тут: 
Корм под носом, везде натыкано насесток, 
От голоду и жару есть приют,
И укромонные местечки для наседок,
Вся слава лисоньке и честь!
А вот какая беда случилась со мной однажды:
у проруби пила в большой мороз.
Меж тем оплошность ли, судьба ль (не в этом сила),
Но  кончик хвостика я замочила,
И ко льду он примерз./
Беда невелика, легко б ее поправить:
Рвануться только посильней
И волосков хотя десятка два оставить,
Но до людей домой убраться поскорей.
Да как испортить хвост? 
А хвост такой пушистый!
Раскидистый и золотистый!
Хвост примерз, и люди появились.
По счастью волк бежал.
Прием его был очень прост:
Он начисто отгрыз мне хвост.
Щепотки волосков я не пожалей,
Остался б хвост при мне.
Нетрудно догадаться, каких я басен героиня.

Экс: Конечно, ты героиня басен “Ворона и лисица”, “Лисица и сурок”, “Лиса-строитель” и “Лиса”.

Волк:

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом 
Здесь чистое мутить питье мое с песком и с илом? 
За дерзость такову я голову с тебя сорву.
Хоть говорят, волкам и не спускают,
Что будь овца ответчик иль истец,
А только волки все-таки овец в леса таскают. 
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда костей не разбирает.

Эск: А сейчас прозвучали слова из басен “Волк и овцы”, “Волк и журавль”, “Волк и ягненок”. Но наш экспонат-главный герой многих басен. Таких, как: “Волк и кукушка”, “Волк и лисица”, “Волк и пастух”, “Лев и волк”, где он выступает коварным, злобным, кровожадным, но часто сам становится жертвой хитрой, изворотливой лисы, свирепого льва. И оказывается, как в басне “Кот и волю”, жертвой собственной ненасытности.

Петух: (кукарекает)

Пою я громко, важно,
Тяну я плавно и протяжно.
Во всем лесу певца такого нет. 
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок.
Зерну ячменному я рад.
Оно не столь хоть видно, да сытно.

Меня нельзя не узнать.

Я – герой басен “Жемчужное зерно”, “Кукушка и петух”.

Мартышка:

Стой, братцы. Стойте.
Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите!
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей-то я слыхала, что нужно завести очки.
Очков с полдюжины себе достала,
Верчу я ими так и сяк. (Прикладывает к разным частям тела).
Тьфу, пропасть!
Тот дурак, что слушает людских всех драк!

Экс: А этот экспонат из басен “Квартет”, “Мартышка и очки”, “Обезьяна”

Лягушка:

О боги! Меня вы бедную не погубите!
И землю вровень хоть с горою затопите,
Чтобы в моих поместьях никогда не высыхала бы вода!

Быть может я не такая популярная, как лиса или волк, но Крылов и мне отвел место в баснях.

Экс: Лягушка – героиня басен “Лягушка и вол”, “Лягушки, просящие царя”, “Лягушка и Юпитер”.

Медведь: Я могу похвалиться тем, что именно с моим образом связаны такие крылатые фразы, как “услужливый дурак, опаснее врага”, “отставку мишке дали”, “ждет у моря погоды”, “а мишенька и ухом не ведет”. Если хотите убедиться, то прочтите басни “Медведь у пчел”, “Трудолюбивый медведь”, “Медведь в сетях”, “Пустынник и медведь”. И еще немного о себе: я к меду падок, деревьятаки я ломать могу, Но не согну ни одного в дугу, во мне нетглавного уменья – терпенья.

Ну что ж, друзья,
Пора со светом распрощаться, в берлогу теплую забраться
И лапу с медом там сосать и у моря погоды ждать.

Экс: Вот и подошла к концу" наша экскурсия по музею оживших экспонатов. Надеюсь, вы интересно провели время, вспомнили известных с раннего детства басенных героев, извлекли мораль из вышесказанного. До новых встреч!

Чинов я пышных не искал
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе,
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был, 
Который я ношу в природе, 
Чин человека; в нем лишь быть
Я ставил должностью, забавой. 
Его достойно сохранить
Считал одной не ложной славой.

2 вед: Александр Сергеевич Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”. Он восхищался тем, как Крылов мог в нескольких строчках показать характер: “какой-то муравей был силой непомерной... и даже хаживал один на паука”. Эти строчки особенно нравились Пушкину.

Есть дача за Невой.
Верст двадцать от столицы,
У Выборгской границы,
Близ Пар голы крутой 
Поэт, лентяй, счастливец и тонкий философ, 
Мечтает там Крылов под тению березы
О басенных зверях и рвет парнасски розы 
В приютинских лесах. (1817-1818г.)

Это стихотворение К.Н.Батюшкова: “Послание к А.И. Тургеневу”. А вот отрывок стихотворения Вяземского к юбилею Крылова.

Где нужно, он навесть умеет
Свое волшебное стекло,
И в зеркале его яснеет 
Суровой истины чело.
Весь мир в руках у чародея, 
Все твари дань ему несут, 
По дудке нашего Орфея 
Все звери пляшут и поют.

Длись судьбами всеблагими, 
Нить любезных нам годов! 
Здравствуй с детками своими,
Здравствуй, дедушка Крылов!

Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил, 
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили, 
Ее и внуки затвердят.

1 вед:

ТворчествоКрыловамногогранно,бессмертно.Оно находит отражение в современной поэзии .Мы представляем стихотворение Виктора Пицмана “Лебедь, щука и рак”(Смотри приложение)

2 вед: Официальное признание Крылова двором можно сравнить лишь с признанием Карамзина и Жуковского: в феврале 1812 года ему назначено: пожизненная пенсия, в 1820 году он получает ордена Св. Владимира IV степени, в 1838 году – Станислава II степени, в 1830 году в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования и не сдавал экзамен) писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 году был торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова – 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности. В 1841 году Крылов оставил службу и поселился с семьей своей “усыновленной крестницы” (вероятнее всего, родной дочери). 9 ноября 1844 года Крылова не стало. К сожалению, Крылов страдал от того, что любил плотно покушать. Умер от переедания.

1 вед: Незадолго до смерти врачи предложили Крылову придерживаться строгой диеты. Большой любитель поесть, баснописец невыразимо страдал от этого. Однажды в гостях он с жадностью смотрел на различные недоступные ему яства. Это заметил один из молодых франтов и воскликнул: “Господи! Посмотрите, как разгорелся Иван Андреевич! Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть!” Крылов, услышав направленную против него колкость, ответил лениво: “За себя не беспокойтесь, мне свинина запрещена”.

2 вед: Похоронен писатель в Александро-Невской лавре. Во время погребального шествия народ занял весь Невский проспект. Один из прохожих спросил идущего за гробом поэта Нестора Кукольника (не отличавшегося, скажем прямо, прогрессивностью):

- Кого это хоронят?

- Министра народного просвещения.

- Разве граф Уваров скончался?

- Это не Уваров, а Иван Андреевич Крылов.

- Но ведь министр Уваров, а Крылов был баснописцем.

- Это их путают, – ответил Кукольник.

- Настоящим министром народного просвещения был Крылов, а Уваров в своих отчетах писал басни.

Творчество Ивана Андреевича Крылова не утратило своих актуальностей, интерес к нему растет во все времена. Мы представляем вам творчество учащихся нашей гимназии. (Смотри приложение)





Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

оя любимая басня И. А. Крылова Из басен Ивана Андреевича Крылова больше всего мне нравится басня «Свинья под Дубом». В ней автор высмеивает невежество, глупость, эгоизм, неблагодар­ность, лень. Все эти человеческие недостатки и пороки вопло­щены в образе главного героя басни — Свиньи. Всё, что нужно Свинье, — жёлуди. Но она не понимает даже того, что их даёт ей Дуб, корни которого Сви­нья подрывает. Её эгоизм Крылову помогают передать такие слова: «наелась желудей досыта, до отвала», «на­евшись, выспалась под ним», «жирею». Свинье всё безразлично, даже то, что она губит дерево, которое даёт ей пищу: «Пусть сохнет, — говорит Свинья, — Ничуть меня то не тревожит; В нём проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». Противопоставлением образу Свиньи является об раз Ворона, который олицетворяет воспитанность знания. Ещё один герой басни — Дуб — называет Свиньи «неблагодарной». Ведь она питается благодаря Дубу спит под ним, однако не только не благодарит его за это, но и подрывает его корни! Читая басню, мы понимаем, что её герои не случайно наделены человеческими чертами, ведь в дей­ствительности Свинья, Ворон и Дуб не умеют разго­варивать. Используя приём аллегории, через образ животных Крылов высмеивает человеческие недостатки Так, Свинья — это олицетворение невежества. Мораль басни заключается в следующих строках: Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. С героем басни — Свиньёй — Крылов сравнивает людей, которые не замечают даже очевидного, не це­нят того, что дает им природа, не стремятся к знани­ям. Из-за своей ограниченности такие люди не понима­ют, что всё окружающее их — это «плоды» природы и знаний, которыми они неблагодарно пользуются. Мне нравятся басни Крылова, потому что, обли­чая в них людские пороки, автор призывает людей стать лучше. Его произведения не потеряли свою зна­чимость и сегодня.

И. А. Крылов - известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Мне кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого, как в прозрачном зеркале, мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления.

Мораль басни "Волк и Ягненок" заключена уже в самой первой строчке: "У сильного всегда бессильный виноват". Что может доказать огромному голодному Волку маленький беззащитный Ягненок? Волк живет по принципу "кто сильнее - тот и прав", но ведь давно известно, что на любую силу может найтись сила еще большая, и тогда уже не сдобровать злому Волку.

В басне "Квартет" автор высмеивает людей, которые готовы взяться за дело, не имея ни знаний, ни умений, ни способностей к нему. И мы прекрасно понимаем, что в каком бы порядке ни рассаживались проказница Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка, никакого толка от их "игры" на музыкальных инструментах не будет.

Читая басню "Щука", нельзя не удивиться, как много человеческих пороков И. А. Крылов сумел изобличить в такой маленькой стихотворной истории. Здесь и глупые безответственные судьи, которые никогда не смогут защитных слабых, наказать виновных, хотя на главную преступницу Щуку и был представлен "целый воз" улик. Здесь и хитрость, продажность прокурора Лисы, которой подсудимая Щука давно "снабжала рыбный стол".

Я уверен, что многие люди, прочитав произведения замечательного баснописца И. А. Крылова, смогут увидеть свои недостатки со стороны, а это уже первый щаг к их исправлению. му учат басни Крылова».
Басни И.А. Крылова учат быть добрыми, умными, честными. Хотя в баснях действуют птицы, животные, предметы, мы понимаем, что речь идет о людях.
Мною прочитано много басен Крылова, в которых под маской животных удачно передается быт, поведение, образ жизни, характер людей. Из его басен можно взять для себя очень много мудрого и поучительного.
Вот, например, басня « Стрекоза и Муравей». На первый взгляд, кажется, что она детская.
« Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза…»
То, что под насекомыми подразумеваются люди – мы понимаем. Но вот задумывался ли кто-либо из нас такое уж страшное преступление совершила Стрекоза. Ну пела, ну плясала, но ведь никому от этого не было вреда. А Муравей рассудительный, трудолюбивый – положительный герой во всех отношениях , но оказывается по отношению к Стрекозе жестоким:
« Я без души
Лето целое все пела? –
Ты все пела? Это дело:
Так, поди же попляши!»
Таким образом, Крылов в образе порхающей Стрекозы воплотил не просто легкомыслие и беззаботность резвушки, а выразил протест против тех людей, которые, не хотят трудиться, а хотят только веселиться и отдыхать.
Хочу, проанализировать басню « Ворона и Лисица». В данной басне мораль предвкушает повествование:
« Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
От льстивых похвал Лисицы « вскружилась голова», «от радости дыханье сперло», «Ворона решила спеть», т.е. « Каркнула во все воронье горло». Сыр, конечно, выпал, и Лиса добилась результата. «С ним была плутовка такова». 
Данная басня говорит о том, что не стоит поддаваться льстивым речам, потому что за ними всегда стоит желание добиться какой-либо выгоды в пользу льстеца. Лисица хорошо понимает, что сыр ей силой не отнять и поэтому она решается выманить его у Вороны хитро и говорит, «так сладко, чуть дыша». И Ворона, совсем не глупая птица, попадается на эту лесть!
Автор осуждает не только того, кто льстит, но и того, кто поддается лести, того у кого вскружилась голова и от радости дыханье сперло.
Нельзя поддаваться лести, переоценивая свои силы. « Ведь ты б была царь – птица». То есть Ворона была бы орлом. Лисица просто издевается над Вороной.
Особенность Ивана Андреевича Крылова в том, что он не поучает, а наблюдает за своими героями и выносит на суд нам, читателям свои наблюдения. 
Меня привлекает творчество баснописца тем, что автор – рассказчик всегда находится рядом со своими персонажами, а не над нами. Даже когда его герои делаю явные глупости, автор впрямую не осуждает их , а лишь показывает нелепости их поведения. Но это не значит, что Крылов сочувствует всем своим героям. Он поддерживает простых людей, живущих в мире естественных ценностей. Сочувствуют своим персонажам, не приукрашивает их. Я бы посоветовала почитать басни, если вы хотите стать умнее и мудрее. Ивана Андреевича Крылова можно считать нашим наставником и учителем.

Избави бог и нас от этаких судей (судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более)

Басня Осёл и соловей - анализ

В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека - мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов – не просто баснописец, он – великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.

Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенн

Урок-игра по басням И.А. Крылова для 5-го класса

К уроку пятиклассники должны были перечитать следующие басни И.А.Крылова:

“Ворона и Лисица”;

“Ларчик”;

“Волк и Ягненок”;

“Мартышка и Очки”;

“Волк на псарне”;

“Стрекоза и Муравей”;

“Петух и Жемчужное Зерно”;

“Слон и Моська”;

“Квартет”;

“Демьянова уха”;

“Лисица и Виноград”;

“Кукушка и Петух”;

“Зеркало и Обезьяна”;

“Свинья под Дубом”;

“Лебедь, Рак и Щука”.

В игре принимают участие две команды, которые приготовили к уроку свою визитную карточку, эмблемы, инсценировку басни Крылова (домашнее задание).

1-й конкурс – Представление команд.

Защита эмблем, связанных с темой урока.

2-й конкурс – Конкурс капитанов.

Вчера я получила посылку, в которой обнаружила очень странный набор предметов и письмо. Вот оно (показываю ребятам письмо):

“Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы, что иллюстрируют эти рисунки.
С благодарностью ученики 5 “Б” класса СОШ № 1.” (Приложение 1, Приложение 2)

Капитаны, я думаю, помогут разобраться с предметами (каждому по три).

Предметы из посылки

Название басни

Жемчужина

“Петух и Жемчужное Зерно”

Сыр

“Ворона и Лисица”

Очки

“Мартышка и Очки”

Ларец

“Ларчик”

Тарелка и ложка

“Демьянова уха”

Зеркало

“Зеркало и Обезьяна”

А команды в это время сделают надписи к рисункам и вспомнят названия басен (по четыре иллюстрации каждой команде).

Лебедь, Рак и Щука”

Квартет”

Ворона и Лисица”

Демьянова уха”

Волк и Ягненок”

Волк на псарне”

Свинья под Дубом”

Мартышка и Очки”

3-й конкурс – “РОМАШКИ”.

Команды получают “РОМАШКИ”. На каждом лепестке слова из басен Крылова. Вы должны прочитать их и назвать басню.

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!,,

(Ворона и Лисица”)

А Ларчик просто открывался.

(“Ларчик”)

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

(“Волк и Ягненок”)

У сильного всегда бессильный виноват.

(“Волк и Ягненок”)

Ты сер, а приятель, сед.

(“Волк на псарне”)

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?..

(“Стрекоза и Муравей”)

Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!

(“Слон и Моська”)

Стой, братцы, стой!

(“Квартет”)

А вы, друзья, как ни садитесь, 
Все в музыканты не годитесь.

(“Квартет”)

Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.

(“Демьянова уха”)

Хоть видит око, да зуб неймет.

(“Лисица и Виноград”)

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

(“Кукушка и Петух”)

4-й конкурс – НАЗОВИ ГЕРОЯ.

Теперь, когда мы вспомнили названия басен И.А.Крылова, пришло время поговорить и о героях. Вы должны определить, кто из персонажей басен сказал следующие слова (помощники ведущего читают наизусть).

Что за уха! Да как жирна: 
Как будто янтарем подернулась она. 
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! 
Еще хоть ложечку!..

(Демьян, “Демьянова уха”)

Тьфу пропасть! – говорит она – 
И тот дурак, кто слушает людских всех врак:
Все про очки лишь мне налгали, 
А проку на волос нет в них.

(Мартышка, “Мартышка и Очки”)

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней прокорми и обогрей.

(Стрекоза, “Стрекоза и Муравей”)

И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так право, сказки!

(Лисица, “Ворона и Лисица”)

5-й конкурс – ОТГАДАЙ КРОССВОРД.

Каждая команда получает кроссворд, побеждает в этом конкурсе тот, кто сделает быстро и правильно.

По горизонтали.

1. Злая насмешка (литературоведческий термин).

2. Изображение неживого предмета как живой.

3. Известный русский баснописец ХIХ века.

4. Насмешка (литературоведческий термин).

По вертикали.

1. Главная мысль басни, которая находится в начале или в конце произведения, высказана автором в форме нравоучительного вывода.

2. Иносказание, изображение чего–либо со скрытым смыслом.

3. Аллегорический рассказ с поучительным смыслом.

6-й конкурс – ИНСЦЕНИРОВКА БАСНИ.

Домашнее задание.

Подведение итогов урока-игры, награждение победителей





Просмотр содержимого презентации
«И.А.Крылов»

Подруга жизни –басня. Учитель русского языка и литературы Агнаева Светлана Георгиевна

Подруга жизни –басня.

Учитель русского языка и литературы

Агнаева Светлана Георгиевна

Б А С Н О П И С Е Ц 1   6 3 4 5 2                 А Л Л Е Г О Р И Я Б А С Н Я Ю М О Р Л И Ц Т В Р Е И Е К Ы Л О В

Б

А

С

Н

О

П

И

С

Е

Ц

1

 

6

3

4

5

2

 

 

 

 

 

 

 

 

А

Л

Л

Е

Г

О

Р

И

Я

Б

А

С

Н

Я

Ю

М

О

Р

Л

И

Ц

Т

В

Р

Е

И

Е

К

Ы

Л

О

В

Лафонтен

Лафонтен

Ломоносов

Ломоносов

Дмитриев

Дмитриев

“ А ларчик просто открывался ”  Так говорят, когда находится простое объяснение происходящему.

А ларчик просто открывался

Так говорят, когда находится простое объяснение происходящему.

“ А Васька слушает, да ест ”  Эту фразу говорят, когда один человек стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то своё.

А Васька слушает, да ест

Эту фразу говорят, когда один человек стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то своё.

“ А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь ”  Произносится обычно иронически в ситуации, когда за дело берутся не специалисты. “ Квартет ” 1811г.

А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь

Произносится обычно иронически в ситуации, когда за дело берутся не специалисты.

Квартет 1811г.

“ Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник ”  Используется, когда человек берётся не за своё дело.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник

Используется, когда человек берётся не за своё дело.

“ Демьянова уха ”  Употребляют в ситуации, когда гость уже не в состоянии съесть всё то, что ему предлагают.

Демьянова уха

Употребляют в ситуации, когда гость уже не в состоянии съесть всё то, что ему предлагают.

“ Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку ”  Используется, когда два человека просто так хвалят друг друга.

Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку

Используется, когда два человека просто так хвалят друг друга.

“ От радости в зобу дыханье спёрло ”  Применяется, когда человек очень чему-то обрадовался и в первый момент не может произнести ни слова. “ Ворона и Лисица ” 1808 г.

От радости в зобу дыханье спёрло

Применяется, когда человек очень чему-то обрадовался и в первый момент не может произнести ни слова.

“ Ворона и Лисица ” 1808 г.

“ Чем кумушек  считать труди ться, не лучше ль на себя, кума, оборотит ься ”  Говорится обычно в ситуации, когда кто-либо указывает другому человеку на недостатки, которые есть и у него самого.

Чем кумушек считать труди ться, не лучше ль на себя, кума, оборотит ься

Говорится обычно в ситуации, когда кто-либо указывает другому человеку на недостатки, которые есть и у него самого.

“ Тришкин кафтан ”  Употребляется в ситуации, когда кто-либо, желая исправить одну вещь, портит при этом другую. “ Тришкин кафтан ” 1815 г.

Тришкин кафтан

Употребляется в ситуации, когда кто-либо, желая исправить одну вещь, портит при этом другую.

“ Тришкин кафтан ” 1815 г.

Язык басен И. А. Крылова очень богат афоризмами. Они меткие, образные. Употребляя афоризмы в своей речи, мы делаем её более выразительной и эмоциональной.

Язык басен И. А. Крылова очень богат афоризмами. Они меткие, образные. Употребляя афоризмы в своей речи, мы делаем её более выразительной и эмоциональной.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Басня – подруга жизни"

Автор: Агнаева Светлана Георгиевна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Классный час «Как завоевать друзей» "
    ["seo_title"] => string(35) "klassnyi-chas-kak-zavoievat-druziei"
    ["file_id"] => string(6) "161144"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422185364"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства