- коммуникативных УУД через работу в разновозрастных группах, аргументацию собственного мнения, построение монологических высказываний, постановку вопросов;
- регулятивных УУД через постановку целей и задач урока, контроль и оценку себя и товарищей по группе;
- познавательных УУД через анализ, сравнение, преобразование и обобщение информации, ИКТ;
этап | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся 2 класс | Деятельность учащихся 3 класс | Деятельность учащихся 4 класс |
Вводно - мотивационный | 10 | 1. Фронтальная беседа о времени года.(осень) - Ребята, посмотрите в окно, какое сейчас время года? По каким признакам вы определили? Правда ли, что осень - художница? Докажите! Какие краски использует осень? ( вывешивается картина И.Левитана «Золотая осень».) 2. Работа с транскрипцией и написанием слова «осень». Выделение безударной гласной и объяснение её написания. - Произнесите слово. Сколько звуков в слове? Запишем слово звуками. Запишем слово буквами? Что заметили? ( букв больше чем звуков; звук [и], а буква е, и т.д.) - второклассники, объясните, почему букв больше, чем звуков? Приведите примеры таких же слов. - третьеклассники, почему есть несовпадение звука и буквы? Назовите ошибкоопасное место. Как называется данная орфограмма? Объясните написание безударной гласной в корне слова. - четвероклассники, приведите 2-3 слова на данную орфограмму. ( [осин] осень над картиной вывешивается карточка 3. Работа над лексическим значением слова «осень». - Кто может объяснить лексическое значение слова «осень»? слушайте друг друга внимательно. У кого есть дополнения? Кто думает по-другому? Проверим ваши предположения. Четвероклассники, прочитайте толкование слова в словаре. Все ли правильно объяснили лексическое значение данного слова? 4. Игра «Слово - магнит». (под картиной вывешивается «магнит» - рисунок) -Какие слова притягивает слово - магнит «осень»? ( дети называют слова- существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации, эпитеты, учитель записывает на доске).Молодцы! как много слов мы смогли подобрать все вместе. Они пригодятся нам для дальнейшей работы. - ребята, посмотрите, как хорошо работать всем вместе, помогать товарищам, дополнять друг друга, выслушивать мнение другого. А сейчас вы разделитесь на группы - второклассник, третьеклассник, четвероклассник. (ребята делятся на группы). |
| | 5. Постановка темы и целей урока. - Осень вам принесла интересное задание. Ваша задача - всей группой выполнить задание на карточке. (приложение1 )1. Дети работают в разновозрастных группах. 2. Обсуждение результатов работы. ( результаты выходят на слайде) - посмотрите внимательно на результаты вашей работы. Прочитайте, что у вас получилось. Это будет темой нашего урока. 3. Беседа о том, что дети уже знают. Как вы различили данные группы, по каким признакам? Назовите признаки слова, предложения, текста. Как вы можете находить данные единицы, а ещё что можете делать сами с данными речевыми единицами? Определите цель нашего урока: ( на доске записана цель с пропуском ключевых слов). Цель урока: повторить и актуализировать знания о__________________________________. Закреплять умения ___________ языковые единицы речи на слух и в печатном тексте, называть и ____________ данные языковые единицы, различать по __________признакам, составлять ________________________.(цель высвечивается на слайде) По каким критериям будете оценивать свою работу? (приложение 2).- слайд 4. Минутка чистописания: 1). О, Ь, С,Н,Е Какая буква лишняя, почему? (ь) На какие группы можно разделить остальные буквы? (обозначающие гласные и согласные звуки ) - о,е; с,н чем отличаются гласные? Согласные? Задание для чистописания: 2 класс - ь, ое, ео, сн,нс ,осень, листья 3 класс - соединения, ое, ео, сн,нс, ьн, ьс ,нь, сь, ье, ьо . Наступила золотая осень. 4 класс - всевозможные соединения из двух букв, трёх букв, всех букв. Наступила золотая осень. Шуршат опавшие листья. (взаимопроверка и оценка работы партнёров в группе) |
Основной этап | 25 | 1. Самостоятельная работа по теме урока. (предварительная самооценка )приложение 3. |
Учитель организует работу в одновозрастных группах. Сообщает задание для 2,3 и 4 классов. Наблюдает за работой учащихся. | Учащиеся самостоятельно выполняют задание: Разделите слова, данные на карточке, на группы. 2). осень, день, небо, светит, небо, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор | Учащиеся самостоятельно выполняют задание: С 2). осень, день, небо, светит, небо, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор оставьте из данных на карточке слов предложения, чтобы получился текст. | Учащиеся самостоятельно выполняют задание: Выбери из данных предложений предложение об осени, дополни так, чтоб получился текст из 4-5 предложений. 3). Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. |
2. Обсуждение результатов самостоятельной работы, первичное закрепление |
Учитель организует фронтальную проверку, подключает к обсуждению и дополнению учащихся других классов. Учитель на слайде выводит определения слова, предложения, текста. Учитель организует обсуждение детьми работы товарищей. | Учащиеся сообщают результаты самостоятельной работы, дают комментарии, обсуждают варианты других обучающихся, задают вопросы, отвечают на вопросы других ребят, дополняют. |
Обобщение по результатам самостоятельной работы, основные моменты выносятся на слайд. |
Сообщают, что слова обозначают предмет, признак предмета, действие предмета | Уточняют, что многие слова обозначают предмет, признак предмета, действие предмета, дают им определение (имя существительное, имя прилагательное, глагол) | Сообщают существен-ные признаки данных частей речи) |
Сообщают, что в предложении: - в конце предложения ставится точка - первое слово в предложении пишется с большой буквы. - предложения состоят из слов | уточняют, что в предложении: - слова связаны между собой по смыслу - в конце предложения ставится точка, вопроси-тельный или восклица-тельный знак - первое слово в предложении пишется с большой буквы. | Уточняют, что по цели высказывания предложения делятся на: - повествовательные, - вопросительные, - побудительные По интонации: - невосклицательные, - восклицательные |
Доказывают, что слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. |
Сообщают, что текст состоит из предложений. | Уточняют, что текст состоит из предложений, связанных по смыслу и общей темой. | Уточняют, что - в тексте предложения связаны темой и главной мыслью - в тексте выражается законченный смысл - текст можно озаглавить |
| | | 3. Совместная коллективная работа с текстом карточки.(4) |
Называют слова - предметы, признаки, действия | Дают определение имени сущ-ного, имени прил-ого, глагола | Определяют род, число, склонение сущ-ых, род, число прил-ых, время глагола, уточняют определения |
Основной этап | | |
Считают количество предложений в тексте, устанавливают последовательность расположения предложений в тексте | Характеризуют предложения по цели высказывания и интонации. |
Работают с текстом. Выделяют тему и основную мысль текста. Озаглавливают текст. Выделяют предложения разные по цели высказывания и интонации. |
4. Работа с учебником. |
Учитель организует работу в одновозрастных группах. Сообщает задание для 2,3 и 4 классов. Наблюдает за работой учащихся. Корректирует. | Упражнение 2. Дополнительное задание: -составляют ли данные предложения текст? Докажите. Определите тему. Озаглавьте текст. Во 2 предложении найди подлежащее и сказуемое. | Упражнение 6. Дополнительное задание: Докажите, что это текст. Как найти в предложении главные члены? | Упражнение 7 Дополнительное задание: Докажите, что это текст. В 1 и последнем предложении найди главные и второстепенные члены. |
Учащиеся задают вопросы по заданию друг другу в одновозрастных группах. |
5. анализ и обобщение результатов работы. Каждая группа делает обобщение самостоятельно с помощью слайда. Ребята задают вопросы другим возрастным группам. Оценивают работу себя и своих товарищей. Учитель организует детей, направляет с помощью вопросов. |
| | 5. Работа с книгой. |
Основной этап | | Учитель организует работу в разно-возрастных группах, оценку детьми работы своих товарищей, постановку вопросов по материалам урока в соответствии с целью и задачами урока. | Дети находят текст в книге «Приметы осени». Характеризуют его. Работают над жанром произведения. |
Называют слова - предметы, признаки, действия. Находят предложения. | Находят предложения разные по цели высказывания. Устанавливают связь слов в одном из предложений. | Указывают в произведении приметы осени. Обсуждают, какие слова использует автор для описания примет осени. Находят постоянные эпитеты. |
Задают вопросы по ходу работы. Уточняют ответы товарищей, дополняют их. Оценивают работу себя и товарищей. |
6. Работа со словами, записанными на доске в начале урока. (разновозрастные группы). Каждая группа составляет из данных слов небольшой текст. Озаглавливает его. Доказывает другой группе, что это текст. Называет разные по цели высказывания и интонации предложения. Задаёт вопросы по материалам урока в соответствии с целью и задачами урока. |
| Учитель объясняет правила игры, распределяет роли. | 7. Игра «Шапка вопросов». - у каждого из вас на столе полоски красного, синего, зелёного цвета. На них вы напишете вопросы по теме урока: на красных - для второго класса, на синих - для третьего класса, на зелёных - для 4 класса. Ребята, не стесняйтесь писать вопросы для ребят другого класса. Они тоже должны знать то, что вы проходите сейчас. Положите их в шапку вопросов. |
| | | (Каждая группа вытаскивает по одной карточке каждого цвета и отвечает.) - что сделаем с оставшимися вопросами? (ответим в начале следующего урока, проведём проверку знаний на следующем уроке) - у вас на столах ещё остались полоски. Дома придумайте и составьте ещё по 3 вопроса. |
Рефлексивный этап | 5 | Организует рефлексию на основе метода неоконченных предложений. | 1. Коллективная рефлексия целей урока. |
Прочитайте цель урока, поставленную в начале урока. Какие задачи были перед вами поставлены? Все ли они достигнуты? По каким критериям вы оцените свою работу? Выполните самооценку в оценочном листе. Сравните прогностическую самооценку с оценкой в конце урока. -Всё ли получилось? |
2. Неоконченные предложения. |
Дети высказываются: «Мне понравилось, мне не понравилось, я почувствовал…» Высказывают пожелания коллегам по группе и одноклассникам. |
Организация домашнего задания. |
Упражнение 5. дать определения слова, предложения, текста с помощью карточки (приложение 4) | Упражнение 12. найти и выучить определения слова, предложения, текста. | Упражнение 11. составить определения слова, предложения, текста, указав их существенные признаки. |
1). О, Ь, С,Н,Е
4).Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршит разноцветный ковёр из опавших листьев. Блестят серебром на ветках нежные паутинки. Белой ватой плывёт над рекой туман. Чудная пора! Осень - настоящая художница! А вам нравится осень?
2). осень, день, небо, светит, небо, золотая, яркое,
3). Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.
- это ______________________________________ речи.
- Уметь устанавливать связь слов в предложении по смыслу и грамматическим признакам.
- Уметь устанавливать связь предложений в тексте по смыслу и грамматическим признакам.
- Уметь определять члены предложения и выделять их.
………………….. - это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
………………….. - это название предмета, признака предмета, действия предмета.
………………….. - это два или несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых общей темой.