Тема урока: «Имя прилагательное».
Выполнила: Кабелькова Н.Л.учитель начальных классов МБОУ Гимназии№1 Г.Кумертау РБ
Оборудование, наглядность:
- учебник Поляковой А. В.. Русский язык 2 класс (1-4); Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, выполненная в программе Power Point. (Приложение )
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с новой частью речи – именем прилагательным, - показать связь между прилагательным и существительным, - доказать значимость имен прилагательных, - совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, глагола, имени прилагательного, - обогатить словарных запас детей, - закрепить орфографические навыки правописания изученных правил.
Развивающие:
- развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, память, внимание, творческое мышление, навыки работы с тестом.
Воспитательные:
- создать условия для проявления творческих способностей учащихся, самостоятельности и активности на уроке,
- прививать интерес к предмету.
Результаты занятия:
Личностные: - переосмысление отношения к групповой и парной деятельности, выработка учебно-познавательного интереса.
Метапредметные: умение принимать и сохранять задачу; планировка своих действий в зависимости от поставленной задачи, умение быстро найти ответ; проконтролировать уровень своих знаний а также знаний соседа; проведение рефлексий действий на занятии; проявление познавательных инициатив; умение находить и анализировать те или иные данные, используя два и более источников; представление результатов работы в соответствии с планом.
Коммуникативные: умение говорить и слушать, запоминать и вести диалог с учителем и сверстниками; высказывать и отстаивать точку зрения; уметь работать с группой; договариваться и распределять функции для облегчения совместной деятельности
Предметные: нахождение прилагательных среди разных частей речи. Определение грамматических признаков прилагательного: нахождение связей с существительным, определение числа и роль в предложении.
ХОД УРОКА.
Организационный момент
Целеполагание и мотивация.
Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:
Запрещается лениться!
Не болтать и не крутиться!
Лишь учиться и трудиться!
В жизни это пригодится!
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Посмотрите внимательно на запись:
Большой - маленький
Старый - … (молодой)
Жёсткий - … (мягкий)
- Какое задание вы можете предложить? (К словам нужно подобрать антонимы).
- Как вы это определили? (По первой паре слов)
- Какие слова называются антонимами? (Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами)
- Выполните это задание.
Самоопределение к деятельности.
-Что объединяет все антонимы? (Они отвечают на вопрос какой? обозначают признаки предметов, значит, являются именами прилагательными)
Тема нашего урока….. Имена прилагательные
- Сегодня мы продолжаем добывать знания об именах прилагательных.
Посмотрите на слова 2-го столбика. Что общего?
Сегодня на мин. Чистописания мы работаем над буквами М,м.
Минутка чистописания.
- Напишите так, чтобы заглавных букв было на 2 больше, чем строчных, а всего 10.
- Кому понравились свои буквы?
Словарная работа.
- Отгадайте загадку
Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ...
Ответ (Мороз)
Запишите это слово.
- Какое это слово? (словарное. Назовите орфограммы)
- К какой части речи относится слово? (Имя сущ)
-Что знаете об именах сущ?
- Как можно заменить слово мороз? ( стужа, холод)
- Как называются слова близкие по значению? (синонимы)
Работа над предложением.
Составьте предложения со словами мороз, стужа, холод (на выбор)
Проверка предложений
- У всех получились красивые предложения, но особенно у кого? Кто использовал имена прилагательные
- А теперь, у кого есть в предложении имя прилагательное, подчеркните его волнистой линией.
Посмотрите на свои рисунки о зиме. Какая ваша зима?
(Ответы детей)
Вывод. Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Работа над темой урока
А сейчас я вам предлагаю отправиться в зимний лес. Закрыли глазки.
Зимой во время небольшого потепления начинается снегопад. А у нас нападали слова. Как можно назвать это явление? («словопад»)
- Прочитайте слова
Снег ветер белый холодный скрипучий воздух
морозный свежий колючий
- На какие группы можно разделить слова?
(Имена сущ. И имена прил.)
- Запишите в 1 столбик имена сущ.
- А теперь выберете подходящие имена прилагательные
Проверка (Записываю на доске)
Снег – белый, скрипучий
Ветер – холодный, колючий
Воздух – свежий, морозный.
- А всегда ли так? (Нет, только зимой, когда холодно)
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
Физминутка.
- А что означает слово прилагательное?
- К чему оно прилагается?
Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.
Давайте - это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.
Мороз-
Солнце-
Погода-
-Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.
- Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?
- Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.
-Какой вывод можете сделать?
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?
Работа по учебнику. упр.58 Подбери прилагательное к имени сущ.
Проверка
На экране. Подберите имена прилагательные
Пришла ____ зима. Земля покрылась_________ снегом. Деревья надели ________ шапки. Стоят____________ морозы. Птицы спрятались.
Выбрать любое задание.
- Кто выбрал задание в учебнике? Почему?
- Кто выбрал задание на экране? Почему?
Проверяем задание из учебника.
Зачитываем предложения с экрана.
- Какое задание выполняли? К именам существительным подбирали имена прилагательные.
- Какие слова помощники использовали?
(Вопросы какой какая?, какое? какие? каким?)
- Прочитайте последнее предложение. (Птицы спрятались).
- А куда могут спрятаться птицы?
- Действительно, птицы не боятся морозов, еду умудряются найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти только одна или две доживают до весны. Вот тут –то на помощь им приходит человек. Как мы можем помочь птицам зимой?
Ученик читает стихотворение.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну.
Чтоб без песен
не пришлось
Нам встречать весну.
Итог урока.
Рефлексия . Приклеивание птиц на кормушку. (если урок понравился то красные птички)
Красная птичка –у кого всё получалось
Жёлтая птичка – были трудности.
Дом. Задание
У. Составьте портрет своего одноклассника.
Лицо – (бледное, узкое, смуглое, красивое, приятное)
Глаза – (голубые, зеленые, карие, задумчивые, серые)
Нос – (курносый, прямой, маленький, длинный)
Волосы – (прямые, русые, густые, черные)
Улыбка – (радостная, счастливая, грустная, добрая, приветливая)