1 | Мотивация к учебной деятельности (2 мин). | 1. Прием “удивляй”(Слайд 1) (цель: настроить на урок, повысить интерес к уроку): Вежливый, старательный, Скромный и внимательный, Добрый, умный, справедливый, И веселый, и счастливый. Фронтальная работа: Про кого так можно сказать? Почему вы так решили? После ответов учеников: Я рада за вас, что у вас есть такие друзья (знакомые, родные, учителя и т.п.). Но сегодня это сказано про вас. Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать такие ученики, потому что только такие, как вы, могут прийти на помощь товарищу, учителю, но и, конечно, русскому языку. 2. Прием “яркая цитата” (Слайд 2) (цель: развитие любви к русскому языку, любви к прекрасному, воспитание эстетических чувств): Русский язык, по мнению замечательного писателя Куприна, “в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”. Фронтальная работа: (Слайд 3) К какой части речи относятся и что обозначают в русском языке такие слова, как вежливый, старательный, умелых, опытных, красив, певуч, гибок, ловок? Где вам чаще всего, кроме уроков русского языка, приходилось встречать имя прилагательное? Зачем же они нужны и какую роль играют? | Готовятся к восприятию информации, отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника |
2 | Актуализация знаний,сообщение темы урока, постановка цели (4-5 мин) | На доске словосочетания (выходят к доске) (цель: активизация мыслительной деятельности, обеспечение высокого уровня умственного развития): | Чуж…й город Храбрый петуш…к Высокое крыльц… Ш…лковые локоны В дремуч…м лесу Укрыть плащ…м Сладкий крыж…вник Парч…вая накидка | Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены? Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова? От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)Итак, приступайте к работе. Желаю удачи! Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс) Какая накидка называется парчовой? Что такое парча? Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем. . | Слушают учителя, выходят к доске, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, затрудняются в орфограмме в слове «парчовая». Работают со словарём СИ.Ожегова. Объясняют лексическое значение слова «парча». | Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД: меть определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
3 | Постановка проблемы (4-5мин.)
| - Посмотрите на эти словосочетания На слайде 4 | Грошовый вклад Сторожевой катер Бежевый костюм Отцовский рюкзак Ежовые рукавицы | Как вы понимаете выражения? Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Назовём их. Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц? -Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-, видеть условия его применения). Это тема нашего урока (Запишите её в тетради. Учитель – на доске: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ- )
-Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели? 1) Познакомимся с правилом правописания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-. 2) Составим алгоритм работы с орфограммой. Закрепим правило в ходе выполнения заданий. 3) Выработаем навык различения правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи | Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока. | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Познавательные УУД: уметь объяснить фразеологизм.. Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи в сотрудничестве с учителем . |
|
4 | Открытие нового знания. (5-6мин.)
| 1. Обратимся к справочному материалу: стр.131 в учебнике. Прочитайте правило, запомните его и воспроизведите с примерами. (Учащиеся говорят правило, на доске в двух словах обозначают орфограмму). На доске слова: Еж..вый ( ), ситц..вый ( ), лиц..вой ( ), торц..вый ( ). - Какой была наша первая задача? Справились ли мы с ней?
| Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму (на доске и в тетради). Подводят итог: справились с первой задачей урока
| Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»). Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. |
5. | Первичное закрепление (4-5мин.)
Релаксационная пауза (цель: снять напряжение, дать разгрузку эмоционально-мышечную, настроить на следующую работу).
| 1. Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в тетради и на доске. -Опираясь на данный алгоритм, в парах выполним задание на карточке. (Учащимся выдаются карточки, тут же включается соответствующий слайд5). Работа в парах: ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ -Проверьте себя! (Слайд 6) Учитель: Повернемся лицом друг к другу. Вам необходимо представить, что на вас ситцевая рубашка, проведем по рукаву рубашки соседа, мысленно произнесем ситцевый – ситцевая. Вы ощущаете гладкую прохладную поверхность, а произнесенные слова только усиливают это ощущение. А сейчас представим, что на вашей левой руке замшевая перчатка, попробуем взять руку своего партнера и про себя проговорить замшевый – замшевая. Вы ощущаете тепло, мягкость. Это ощущение тепла плавно переходит на ваши лица, давайте улыбнемся друг другу, пожмем руку товарищу, пожелаем удачи, успеха и с хорошим настроением снова включимся в работу.
| Работают в парах. Один ученик вызывается к доске. Составляют алгоритм. Работают в парах на плашках, применяя правило. Проверяют себя с помощью ответов на слайде. Закрепляют изученное правило.
Проводят под руководством учителя релаксационную паузу.
| Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор. Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5мин.)
| 1. Продолжая работу над орфограммой №37, (работая в группе), замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.” , Обозначьте орфограмму.(Выдаю иллюстративный материал). Выполнив, прикрепите на доске.(Образец на слайде7) Пишут на иллюстрации Правило повторить | |
2. - Какой была наша вторая задача? Справились ли мы с ней?
| Работают в группе с иллюстративным материалом, подбирают синонимичное сочетание с изучаемой орфограммой. Вывешивают на доску результат своей работы. Подводят итог: справились со второй задачей урока. | Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. |
7 | Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.) | 1. Работаем индивидуально. “Найдите ошибку” - Какие сочетания написаны верно? Какие написаны с ошибкой? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием? НА слайде8 Плюшевый мишка песцовый воротник кумачевая рубаха ситцевая занавеска свинцовая пуля моржовый клык ландышовый запах камышовые заросли глянцовая бумага 2. На экране текст (слайд9) В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки. (Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999
| Работают индивидуально, находят ошибки на выданных плашках. Выстраивают последовательный ответ, подкреплённый правилом. Отвечает один ученик, класс оценивает по критериям, размещённым на доске. Читают текст. Обдумывают задание.
| Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других. Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой) Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию. |
|
| - Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали. ? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием? (Слайд 10)демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.) 3. - Какой была наша третья задача? Справились ли мы с ней? -Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-, видеть условия его применения). (Слайд 11) -Достигли ли мы цели?
4. Учитель: А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать словосочетания гласными вместо точек (цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний). Для этого еще раз вспомним правило. Раздаточный материал (карточка-тест) (слайд12): 1)Глянц…вая бумага, 2)оранж…вая люстра ,3)саранч…вый набег, 4)беж…вый цвет, 5)вещ…вой рынок, 6)ландыш…вый аромат, 7)пунц…вые розы, 8)бахч…вая культура. 9)кварц…вые часы, 10)замш…вый перчатки, 11)ключ…вая вода, 12)куч…вые облака, 13)ерш…вая уха. Слайд к нему.
Проверка закрытого теста (взаимопроверка).(Слайд 14) 5. Сообщите результат-балл: 13 баллов –«5» 10-12 баллов – «4» 6-9 баллов –«3» 0-8 баллов – «2»
| Работая в парах, находят изучаемую орфограмму в тексте. Отвечает один ученик, класс оценивает по критериям, размещённым на доске. Подводят итог: справились с третьей задачей урока. Делают вывод: достигли цели урока. Используют полученные знания, выполняя задание «Программисты». С помощью взаимопроверки выставляют друг другу оценки в соответствии с количеством баллов.
|
|
|
| Ответ:1)Е, 2)Е, 3)О, 4)Е, 5)Е, 6)Е, 7)О, 8)Е, 9)Е, 10)Е, 11)Е, 12)Е, 13)О. (Слайд 13)
Проверка закрытого теста (взаимопроверка).(Слайд 14) 5. Сообщите результат-балл: 13 баллов –«5» 10-12 баллов – «4» 6-9 баллов –«3» 0-8 баллов – «2»
|
|
|
8. | Итог урока. Рефлексия (2-3мин.)
| На слайде – критерии оценки: 1.Что открыли для себя? 2.Чему научились? 3.Какую оценку поставишь себе за работу на уроке? -Составьте синквейн на тему «Урок», вложив в него впечатления прошедшего урока.
| Ученик оценивает свою работу по критериям. Составляют и зачитывают синквейн, дополняя друг друга.
| Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других. Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой) Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало. |
9 | Домашнее задание (1-2 мин.)
| На слайде: п.55 (знать правило), упр.314 (по заданию учебника) или «Составить грамматическую сказку «Разговор суффиксов –ов-, -ев»
| Выбирают задание из предложенного. | Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возожности.
|
10 | Рефлексия (1мин.) | - Заполните плашку, оценив себя за работу на уроке.
1) На уроке я работал … активно/пассивно 2) Своей работой на уроке я … доволен/недоволен 3) Урок для меня показался … коротким/длинным 4) За урок я … устал/не устал 5) Домашнее задание мне кажется … лёгким/трудным
| Заполняют плашку, оценивая себя в уроке. | Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей)
|