Тема : « Обобщение об имени прилагательном»
Цели : обобщить знания учащихся по теме: « Имя прилагательное»;
Задачи : способствовать закреплению знаний по теме;
- развивать умение употреблять в речи имена прилагательные, внимание, память;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.
Тип урока : закрепление пройденного.
Методы: словесный, наглядный, практический, « Кластер»
Формы : коллективные, индивидуальные.
Оборудование: таблицы, карточки, тест, интерактивная доска.
Дата: 12.05.2015г.
Ход урока :
Проверка домашнего задания .
Организационный момент .
Встаньте ровно
Повернитесь
Головою вы кивните
Поприветствуйте гостей
Нашей школы учителей.
А теперь друг другу улыбнитесь
И на места свои садитесь.
Будьте очень внимательными.
Вспомним сейчас прилагательные:
Котёнок – маленький, пушистый,
Ручей – прохладный, серебристый,
Весна красивая, зелёная,
А мама - добрая и нежная,
Слова в рифмовке очень дружные,
Они приятные и нужные.
И среди них ты обязательно
Узнаешь быстро прилагательное.
Сообщение темы, задач.
Работа по теме урока .
Слайд. Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее:
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
Слайд. Имя прилагательное.
Вспомните, что вы знаете о прилагательном и составьте Кластер :
Имя прилагательное
1. Часть речи
2. Какой? Какая? Какое? Какие?
3. В предложении является определением.
4. Изменяется по числам.
5. Изменяется по родам.
6. Признак предмета.
7. Изменяется по падежам.
Вывод: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?
- Изменяется по числам: ед.ч., мн.ч.
- Изменяется по родам: ж.р., м.р, ср. р.
- Изменяется по падежам.
-Слайд . Чему я научусь?
Мудрым никто не родился, а научился.
- Оформление тетрадей .
Минутка чистописания .
Словарная работа .
Проверка . Погода, пироги, облака, газета, корабль.
- Проблемный вопрос :
На какие группы можно разделить эти словосочетания?
Слайд. Прекрасная, солнечная, морозная погода.
Свежая, интересная, еженедельная газета.
Водный, белый, комфортабельный корабль.
Сладкие, яблочные, пышные, вкусные пироги.
Белые, лёгкие, пушистые, кучевые облака.
- Вывод : По числу, по роду, имя прилагательное, имя существительное, падеж.
Тест.
В каком ряду у имён прилагательных на месте пропуска пишется буква Е.
А. линейка, весёлый.
Б. смельчак, ленивый.
В. Лисёнок, удивить.
Г. Кричать, плясать.
2. Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа:
А. по зимней дороге
Б. на нижней полке
В. Вечерние сумерки
Г. У заднего колеса
3. Найди имя прилагательное, имеющее в составе
Приставку, корень, суффикс, окончание:
А. заботливый
Б. жёлтенький
В. Прибрежный
Г. Праздничный
4. Определи падеж имён прилагательных в предложении.
Корни яблони тянут из земли питательные вещества.
А. И.п.
Б. Д.п.
В. В.п.
Г. П.п.
-Проверь товарища .
1. А,Б.
2. Б.
3. В.
4. В.
- Проблемный вопрос :
Склоняются ли имена прилагательные?
-Задание: Определить падеж имён прилагательных.
Пушистым снегом Т.п.
Прекрасная погода И.п.
Солнечному дню Д.п.
О белой берёзе П.п.
У яркого цветочка Р.п.
Сочную траву В.п.
Вывод : Имена прилагательные изменяются по падежам ( склоняются)
- Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное к которому оно относится.
Физминутка .
Работа по учебнику . Стр . 108, упр. 282, стр. 109 , упр. 284.
- Игра « Да и нет ». Ответить словами «да» и «нет».
1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?
2. Имя прилагательное согласуется с именем существительным.
3. Имя прилагательное не изменяется по числам.
4. В предложении является второстепенным членом – определением.
5. Имя прилагательное изменяется по родам.
6. Имена прилагательные женского рода: богатая, близкая, синяя, домашняя.
7. Имя прилагательное склоняется.
- Рефлексия.
-- Кому сегодня было трудно?
-- Кому сегодня было легко?
-- Кому надо что-то ещё повторить.
Итог урока .
Оценки за урок .
Домашнее задание стр. 109, упр. 283