Просмотр содержимого документа
«открытый урок по русскому языку "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"»
Урок-путешествие «Зимний лес»
Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Цели:
познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я;
выявить уровень знаний учащихся;
развивать познавательный интерес к предмету;
воспитывать речевую культуру;
тип урока: изучение нового урока
метод: репродуктивный
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Ход урока
Организационный момент
Псих. настрой (звуки природы)
2. Слово учителя
– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить гулять. Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Вот наш лес, но в нем кого-то не хватает. Правильно. Зверей, которых не пускают в лес. А для того , чтобы их пустили ,мы должны помочь им-выполнить некоторые задания по теме. Угадайте, о чем идет речь
Загадки:
На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква ... зато осталась... (Е)
Буква Е передохнула, Как тотчас же на неё Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква… (Ё)
Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотрите-ка, Что случилось: Получилась буква… (Ю)
Поглядите-ка, друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички – буква... (Я)
– Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну они скрывают?
Слайд№1Тема нашего урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я
Откройте тетради и запишите число, тему урока, -работа по таблице (определите какую первоначальную роль, а какую вторую роль играют буквы е, ё, ю, я)
Слайд №2
Днём
Ёжик
Рядом
Семья
Люди
Поёт
Лес
Вывод:
– Где стоят буквы е, ё, ю, я в словах первого столбика? (После согласного.) – Сколько и какие звуки они обозначают? (Один звук [ о, а, у, э].) – Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие.)
-Обозначают мягкость стоящего перед ними согласного.
Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной.
Из полученных наблюдений сделайте вывод по второму ряду
Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука.
3.Отправляемся в путешествие по зимнему лесу вместе с нашими зверями
-Для зайчика приготовили следующие вопросы:
Слайд №3
1.Какой раздел языка мы изучаем?
2.Из какого языка к нам пришел этот термин? (из греческого. Фоне-звук)
3. в чем разница между буквами и звуками.
4. Назовите парные согласные
5.Что такое алфавит?
6.Сколько букв в русском алфавите?
7.Сколько гласных букв,а сколько звуков ? (10-6)
(мы помогли зайчику и он отправляется в лес)
-Для Лисы приготовили работу по тексту (работаем по группам)
Слайд № 4
В ожидании зимы.
Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.4
Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.
Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» - кричат им вслед ребята.
Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.
Задания
Озаглавить текст
Определить стиль и тип текста.
1 группа-слова, где буквы е, ё, ю, я для смягчения согласных, а вторая группа выписывает слова, где буквы е, ё, ю, я имеют 2 звука
Творческое задание
Продолжите текст. 3-4 предложения
(мы справились с заданием, значит Лиса может тоже спокойно отправляться в лес)
Физкультминутка-игра
Я произношу слова , в которых есть гласные Е,Ё,Ю,Я. Если гласный обозначает 2 звука, то вы поднимаете вверх обе руки, а если 1, то только правую руку