Открытый урок по русскому языку "Двойная роль букв е,ё,ю,я"
Открытый урок по русскому языку "Двойная роль букв е,ё,ю,я"
Данный открытый урок был составлен для учащихся 2 класса.Цель и задачи данного урока:Ознакомление с правилами: буквы е,ё,ю,я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука.Познакомить детей со словом «транскрипция»;Развивать умение отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; Орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление; Воспитывать упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.
Оборудование: Компьютер (показ презентации к уроку), доска, учебник Р.Т. Мендекинова «Русский язык». Раздаточный материал для урока.
Ход урока
Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетради?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку 5.
Работа над темой.
- Сегодня на уроке мы вспомним, при каких обстоятельствах согласный звук становится мягким, познакомимся с первым случаем обозначения буквами е,ё,ю,я двух звуков, познакомимся с новым понятием «транскрипция». И не забудем про главную цель уроков русского языка – развитие орфографической зоркости.
3. Минутка чистописания.
- Посмотрите на доску.
Речь Ключ Мёл Мяч
Е Ю Ё Я
- Найдите связь между верхним и нижними рядами.
- Вместо ? поставьте подходящую букву. Объясните ответ.
4. Словарная работа.
- ветер, зеркало, одежда, узел, теленок.
- Что общего у этих слов?
5. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Сегодня на уроке будет сразу несколько букв - именинниц, которые принесли с собой 3 секрета. Хотите узнать эти секреты? Тогда будьте внимательны.
6. Продолжение работы над темой.
1) Первый секрет вы можете открыть прямо сейчас. Вам нужно только назвать эти буквы по именам.
Итак, я буду показывать буквы, а вы хором их называть.
(показываю только строчные буквы)
- Сколько звуков услышали в имени каждой буквы?
- Вот это и есть первый секрет. В названиях букв е, ё, ю, я по два звука.
- А чтобы лучше закрепить то, что вы сейчас узнали. откроем учебник и прочитаем правило страница 31.
2) Закрепление.
На доске появляется надпись:
Юля –
Яна-
Ель –
Ёж –
- А теперь запишем эти слова в транскрипции. Транскрипция – это совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись.
На доске появляется запись: Юля - [йула], Яна - [йана], Ель -[йэл], Ёж -[ёош].
- Что вы заметили?
7. Физкультминутка.
Если я произнесу слова. Где буквы е, ё, ю, я смягчают согласный, то вы приседаете, если я произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я дают два звука, то вы встаете и поднимаете руки вверх. Будьте очень внимательны: яблоко, Настя, ёжик, море, Юля, книга, ель.
8.Работа с учебником. Стр.33 упр. 78
- Составить из слов каждой строчки предложения. Подчеркнуть 1 чертой слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.
9. Подведение итогов.
- Какую темы мы повторяли сегодня на уроке?
- Что нового узнали? (если буквы е,ё,ю,я стоят в начале слова, то они обозначают 2 звука; если после мягкого знака то 1 звук)