Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку " Безударные гласные в корне" »
Открытый урок по русскому языку
"Безударные гласные в корне". 2-й класс
Цель: ознакомление с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова (проверяемые)».
Задачи:
формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки;
уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
расширять словарный запас учащихся;
развивать внимание, мышление, речь учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Ребята, давайте улыбнёмся. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только радость общения друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
2. Чистописание
– Как-то в прекрасную страну Грамматика прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал.
а о и е я аоиея___________________________________________ @ и @ и ___________________________________________
– Запишите красиво буквы в тетрадь. Повторите до конца строчки. – Как вы думаете, почему в минутке чистописания буквы расположились на двух строчках? – Чтобы расколдовать буквы нам придется потрудиться.
Отгадайте загадку:
Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова)
Учитель пишет слово сова на доске, а учащиеся пишут в тетрадь.
Учитель пишет слово коза на доске, а учащиеся пишут в тетради, например:
сова коза
3. Повторение и постановка учебной задачи
– Сравните записанные слова по произношению и написанию. Чем они похожи? (Ударение падает на 2-й слог, безударный гласный звук [а]) Чем отличаются? (В первом слоге слышится звук а, а пишется буква о). – Какое правило нужно знать, чтобы правильно записать эти слова?(Повторение ранее изученного правила) – Сегодня мы узнаем, ещё один способ проверки и будем учиться грамотно писать.
– Обозначь ударение в словах под картинками. Назови безударные гласные звуки. – Устно подбери слова и назови корень. – Назови те слова, в корне которых слышатся похожие безударные гласные звуки. – Одинаково ли будут обозначаться эти похожие звуки буквами на письме? – Вы предложили разные варианты написания этих слов, значит мы столкнулись с новой орфограммой. Посмотрите, как пишутся эти слова.
Запись на доске открывается:
шкафы столы мячи следы листы
– Если мы научимся грамотно писать, то спасем наши буквы от злого волшебника.
Рабочая тетрадь по русскому языку с.6 №6
– Выпишите из слов, которые на доске, безударную гласную в схему. Устно подберите проверочные слова и укажите на схеме буквы, которыми эти звуки могут обозначаться на письме.
Рабочая тетрадь по русскому языку с.7-8 №7 (заполнение таблицы)
– Как узнать орфограмму «Безударные гласные в корне слова»? Что мы слышим и видим, если в слове есть эта орфограмма? – Почему в таблице есть и Ушастик и Глазастик? (Потому что на слух можно услышать звук, а глазами увидеть букву для обозначения и её записать). – Что должны понять?
4. Физкультминутка для глаз «Раскрашивание»
– Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
5. Наблюдение над языковым материалом (подготовка к усвоению правила)
– Нам придётся расколдовать гласные буквы и пройти испытания. – Прочитайте слова вслух.
л.сок в.терок м.ряк зв.нок гр.бной
Слова написаны заранее на доске, но закрыты.
– Назовите безударные звуки в словах.
Учащиеся называют звуки, а учитель записывает их на доске:
[и] [и], [а], [а], [и]
– Как вы думаете, будут ли одинаково обозначаться эти похожие звуки буквами на письме? (Учащиеся могут предложить разные варианты ответов).
– Вы предложили разные варианты написания этих слов, значит мы столкнулись с новой орфограммой. Посмотрите, как пишутся эти слова.
– А где в слове находится безударный гласный звук?
Учитель записывает. (В корне)
– Попытайтесь сами сформулировать правило о правописании безударных гласных в корне слова.
Учитель выслушивает ответы 2-3 учащихся.
6. Работа над формулировкой правила
А) – Прочитайте правило в учебнике на с.148. (Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное). – Как можно назвать новую орфограмму и правило? (Орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова», правило «Правописание безударных гласных в корне слова»).
Б) Работа по составлению алгоритма.
– Какой признак поможет обнаруживать её в словах на слух? (Безударные гласные звуки [и], [а] или похожие на них). – А что нужно знать ещё? (Безударные гласные звуки обозначаются буквами: а, о, е, и, я) – Верно. Это первый признак орфограммы. – Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (Место в слове). – Правильно. Это второй признак орфограммы.
По ходу анализа признаков орфограммы учитель записывает их на доске или открывает заранее подготовленную запись:
Признаки орфограммы
1.
2. Место в слове – в корне
Если есть возможность, то можно посмотреть мультфильм «Безударные гласные в корне»
– Составим алгоритм работы по правилу «Правописание безударных гласных в корне слова».
1) Произношу слово и слышу безударный гласный звук [и] или [а]. 2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова. 3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне. 4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.
7. Физкультминутка«Зимняя зарядка»
(следить за положением туловища и рук)
Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке. Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже, а потом Шаг на месте, не спеша. Как погода хороша! Не боимся мы пороши, Ловим снег – хлопок в ладоши. Руки в стороны, по швам. Хватит снега нам и вам. Мы теперь метатели, Бьем по неприятелю. Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок.
8. Упражнения в применении правила
а). Задание на обнаружение орфограммы (слуховое и зрительное восприятие).
– Сейчас будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух. Послушайте слова. Если в них есть новая орфограмма, то вы делаете хлопок руками, а если нет, то топните один раз ногой.
б) А теперь задание сложнее. Я буду диктовать слова, а вы записывайте только те, в которых есть новая орфограмма.
Учитель диктует слова: полёт, цветок, ночник, ночь, весело, камнями. После выполнения задания осуществляется проверка. Учащиеся читают вслух выписанные слова, объясняют их написание, опираясь на признаки орфограммы. Обоснование написания может звучать следующим образом: « В слово цветок есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова», так как безударный гласный стоит в корне слова. Проверочное слово цветик. Пишу букву е ».
1) Произношу слово и слышу безударный гласный звук [и].
2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова. Подбираю однокоренные слова: цветок – цвет, цветик, цветочки. Безударный гласный звук [и] находится в корне слова.
3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне цветок – цветик.
4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове (е).
– Почему не выписали слова полёт? (Первый признак орфограммы есть, а второй отсутствуют). – Почему не выписали слово ночь? (Нет первого признака).
в) Рабочая тетрадь по русскому языку с.10 №10 (работа в парах)
– Объясни соседу, почему в отмеченных тобой словах нет орфограммы. ( пользуясь признаками орфограммы).
г) Работа по учебнику с. 149 №312
– Прочитайте задание. – Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Обозначь ударение. Выдели корень. (Обозначь новую орфограмму). Объясняй по алгоритму.
Зверь – зв.рьки, …
Обоснование написания может звучать следующим образом: «Словозверьки с безударным гласным в корне слова».
1) Произношу слово и слышу безударный гласный звук [и]. 2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова. Подбираю однокоренные слова. Безударный гласный звук [и] находится в корне слова. 3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне зверь – зверьки. 4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове (е).
Дополнительное задание для тех, кто справится раньше других – запиши предложение, которое ты составил устно в тетрадь и найдите в нём слова с новой орфограммой, обозначьте её.
9. Домашнее задание
Правило на с.148; упр. №313.
– Прочитайте задание к упражнению. С чего начнёте выполнение задания? Что сделаете потом?
10. Обобщение
– Мы с вами успешно прошли все испытания, расколдовали буквы и научились грамотно писать. – С какой орфограммой познакомились на уроке? – По каким признакам можно обнаружить эту орфограмму?
11. Рефлексия
– У вас есть листочек, на котором нарисованы ступеньки. Оцените свою работу на уроке.