Открытый урок
по окружающему миру
во 2 классе на тему
«Домашние животные враги или друзья»
Учитель Латыпова Н.В.
Цели урока:
ü учить классификации животных на группы;
ü отрабатывать умения безошибочно распределять животных на диких и домашних;
ü закреплять знания о живой и неживой природе;
ü расширять словарный запас учащихся;
ü развивать речь, память, логическое мышление;
ü содействовать воспитанию любви к животным, бережного отношения к природе.
Оборудование:
рабочие тетради учащихся; клей, рисунки, учебники
сообщения о животных,
иллюстрации домашних и диких животных;
выставка детских книг о животных,
Ход урока:
1. Организационный момент. ( Проверка готовности к уроку)
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Учитель: Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
2 Постановка темы и целей урока.
А, тему урока вы, ребята, сформулируете сами, разгадав кроссворд.
Кто я - догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу.
(Лошадь)
И сметану, и кефир,
Молоко и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пестрая …
(Корова)
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
(Кошка)
У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкать: «Хрю-хрю-хрю!»
(Свинья)
Дети формулируют тему урока.
3. Изучение нового материала
- Каких животных называют домашними?
- Как ты отличишь их от диких?
Дикие животные сами добывают себе пищу, сами спасаются от врагов, сами заботятся о жилье и потомстве.
-Где проводят зиму дикие гуси?
- А, где – домашние? Могут ли они перезимовать без заботы человека?
Домашних животных человек кормит, оберегает от врагов и болезней, разводит для собственных нужд.
-Может ли человек прожить без домашних животных? Почему?
Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку.
-Какую помощь человеку оказывают эти животные?
4. Работа с учебником стр.30-31.
5. Игра «Бюро находок».
-Как же человеку удалось приручить диких зверей?
Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Древние охотники, загоняя крупного зверя в глубокую яму-ловчину, нередко брали на помощь собак, ценя их удивительно тонкое чутье, способность выслеживать и поднимать с лёжки зверей. Часть добычи люди отдавали собакам. Так, с общей охоты и началась дружба человека и собаки.
Когда первобытные люди охотились на кабанов, диких козлов, быков и баранов, они приносили детенышей этих зверей — поросят, козлят, телят, ягнят в свои стойбища . Дети играли с ними, животные привыкали брать пищу из рук людей и постепенно становились ручными. Прирученных животных держали в загонах и на волю не отпускали.
Шло время, столетие проходило за столетием, домашние животные стали сильно отличаться от своих диких сородичей и по внешнему виду, и по характеру. Они миролюбивы и покладисты, не боятся человека, привыкли получать от него пищу, помощь и защиту. В то же время домашние животные растеряли качества, необходимые для выживания в дикой природе. Зато у них выработались свойства, полезные для человека: домашние коровы и козы стали давать больше молока, чем их дикие предки, овцы — больше пуха и шерсти, свиньи — больше мяса и сала.
Во все времена люди с любовью и заботой относились к четвероногим помощникам, кормильцам и друзьям. Люди изображали своих любимцев сначала на наскальных рисунках, потом на глиняной посуде, вышивали их на занавесках, полотенцах, скатертях, вырезали из дерева и камня.
Они и сейчас живут рядом с нами — наши верные друзья и неизменные спутники — домашние животные.
О них слагали стихи, сказки и легенды. О кошках, собаках, коровах, лошадях, овцах, козах и свиньях придумано множество пословиц и поговорок, а поведение этих животных отразилось в большом количестве народных примет, связанных с природными явлениями и жизнью человека.
- Ребята, а какие вы знаете пословицы и приметы?
Есть ли среди домашних животных хищники?
6. Работа с учебником
Ответ давайте найдем в учебнике Стр.31
7. Работа с толковым словарём. ПОВАДКИ ЖИВОТНЫХ, ПРЕДКИ.
Правило: Не трогай чужое домашнее животное, каким бы симпатичным оно ни было!!!
8. Работа в тетрадях Стр.27 № 36, 37.
9. Подведение итогов:
Инсценировка сказки «Про котенка который забыл как просить есть»
Утром котёнок проснулся и захотел есть.
Он побежал к хозяйке, но вдруг забыл, как надо сказать по-кошачьи, что он голоден. Поэтому хозяйка не поняла, зачем он пришёл, и котёнок с плачем выбежал во двор. Во дворе он увидел свинью.
-Ты кто? - спросил котенок.
- Я свинья, у меня есть маленькие поросята, я живу в свинарнике, Даю человеку мясо и сало, Люблю поесть свеклу, картошку, зерно. А почему ты плачешь?
-Я забыл, как попросить поесть.
- Ну это просто, ты похрюкай: хрю-хрю-хрю!
Нет, я так не умею.
И котенок пошел дальше.
(Ему встречались разные домашние животные) и только кошка научила его мяукать)
10. Оценки. Домашнее задание. Стр. 29-31. Т. Стр.26 №34,35.