Цель: систематизировать знания учащихся о кошках и собаках.
Задачи:
- Познакомить детей с различными породами кошек и собак, их разнообразием.
- Воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей.
- Учить детей сопереживать, сочувствовать.
- Развивать мышление; творческие, исследовательские способности через серию заданий на уроке; работать самостоятельно и в группах.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, мы начинаем наш урок по окружающему миру. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи и открытия новых знаний. Сегодня мы будем работать в группах. Вспомните правила, которые вы должны соблюдать и выполнять. Главное - работайте дружно, вместе находите правильные решения, терпеливо выслушивайте высказывания других.
- Актуализация знаний.
- Ребята, вы дома готовили сообщения «Моё домашнее животное». Оказалось, что самые любимые животные в нашем классе – это кошки и собаки. Так была выбрана тема проекта. Задача нашего проекта – расширить знания о домашних животных (кошках и собаках). Поэтому были созданы четыре творческие группы. При подготовке проекта мы включили следующие виды работ:
1. научно-исследовательская;
2. литературно-музыкальная;
3. фотомастерская;
4. художественная галерея.
В течение недели вы наблюдали за своими домашними питомцами, что-то узнавали у своих близких, что-то из художественной литературы или телепередачи. Сегодня вы приготовили свои проекты, и мы начинаем урок.
- Сообщение темы и цели урока. Открытие нового.
- Ребята, все ли животные самостоятельно могут добывать пищу и строить себе жилище? Что вы можете сказать про этих животных? Разделите животных на две группы. Какой можно сделать вывод? Есть ли сходство между этими животными?
- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о ком пойдёт речь на нашем уроке.
1. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака)
2. Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. (Кошка)
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Какие новые знания откроем?
- Правильно, это кошка и собака. А всё ли мы знаем об этих животных? Сегодня на уроке мы поговорим о том, как нужно ухаживать за кошками и собаками, познакомимся с разными породами этих животных, узнаем много интересного и полезного. (Слайд 1.)
А начну я урок со слов великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили!» (Слайд 2.)
- На предыдущих уроках окружающего мира мы беседовали об условиях жизни диких животных, но у многих из вас есть кошка или собака.
(Слайд 4-5.)
- Кошка и собака. Чем их жизнь отличается от жизни диких животных?
- Ребята, послушайте стихотворение, и вы поймёте, о ком сейчас пойдёт речь
В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году,
В переулке и саду,
На вокзале,
Во дворе,
На мосту,
На пустыре,
На бульваре,
На проспекте
Всем встречались звери эти.
Может, даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны,
Их отвага, ум и честь?
Вот об этом-то сейчас
И пойдёт у нас рассказ.
- О ком же мы сейчас будем говорить? (Слайд 6.)
- Правильно. Разговор начнём про собак.
- Что вы знаете о собаках?
(Работа детей в группах)
- Эти животные так любимы человеком, что им посвящены многие произведения литературы. Какие стихи о собаках вы знаете?
(Ответы учащихся)
- Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всём. Собака – верный друг и помощник человека с давних пор. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень-очень давно. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. Собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно чутка собака ночью, ведь в прошлом собака была хищником. (Слайд 7.)
Понадобилось много времени, прежде чем собака забыла далёкие привычки и стала настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте: отыскивать дичь и приносит её хозяину, помогала хозяину защищаться.
- На какие группы можно разделить всех собак? (Слайд 8.)
- Ребята, все породы собак делятся на три группы. (Слайд 9.)
- Рассмотрите фотографии собак. Почему эти собаки называются служебными? (Слайд 10.)
- Где они служат? (Слайды 11, 12, 13)
Служебные собаки – очень крупные, мощные животные с оборонительной реакцией, беспредельно преданные человеку.
Породу овчарок знают все: они сильные, умные. И в дом чужого не пустят, и за хозяина постоят, и границу охранять помогают. Если перейдёт враг границу, и тут овчарка поможет найти и задержать. (Слайд 14.)
Колли – собака красивая, умная и добрая. Ещё её называют шотландской овчаркой. В Шотландии она помогает пасти стада овец. Эта собака ласковая, любит маленьких детей. (Слайд 15.)
Сенбернар – большая красивая собака, служит как сторож и спасатель. (Слайд 16.)
Охотничьи собаки – кокер-спаниель, лайка, такса. (Слайды 17, 18, 19, 20) Почему они так называются?
Эти собаки преимущественно используются для различных видов охоты. У них хорошо развит охотничий инстинкт, направляемый человеком, путём умелой дрессировки.
Такса – чудо-собака. У неё лапки коротенькие, туловище длинное – будто червяк на лапках, зато в лисью нору она свободно влезет и лису выгонит.
Декоративные собаки. (Слайды 21, 22, 23.)
Назначение этих собак – дарить людям тепло и ласку. Общение с этими животными приносит радость человеку.
Пудель – собака декоративная. Сама по себе собака весёлая, сообразительная. Часто её можно встретить в цирке: она кувыркается, и через обруч прыгает, и танцует.
(Работа в группах «Найди породу»)
- Релаксация. (Собачий вальс)
- Продолжение изучения нового материала.
- Ребята, о каком животном можно сказать: «Животное с бархатными лапками»? (Слайд 24.)
- А почему говорят, что лапки у них бархатные?
- Что вы знаете об этих животных?
(Работа детей в группах)
- Какие стихи о кошках вы знаете?
(Ответы учащихся)
- Невозможно определить время, когда человек приручил кошку. Кошки очень умные, чистоплотные животные. Они постоянно чистятся и вылизывают свою шерсть. Это единственное животное, у которого отсутствует запах. Кошка обладает острой наблюдательностью, легко приспосабливаются к условиям обитания, поддаётся выучке и дрессировке.
Любовь человека к кошкам безгранична. Подтверждением тому служит разнообразие кошачьих пород, созданных на любой вкус. Среди них есть однотонные и полосатые, но все они усатые. Различаются кошкой окраской и длиной шерсти, а также цветом глаз. (Слайд 25.)
Итак, какую кошку выбрать? (Слайд 26.)
Очаровательные персидские кошки с длинной и густой шерстью. Глаза у них круглые и бездонные. (Слайд 27.) Если вам не нравится такая порода, то есть бесхвостые или совсем без шерсти. Выбирайте! (Слайды 28, 29, 30, 31.)
- Ребята, о каком литературном герое пойдёт речь?
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит).
- А в каком произведении мы его встречали?
- Кто по профессии Айболит?
- Словарная работа.
- Кого мы называем ветеринаром? (Слайд 32.)
Ветеринар – это человек, который помогает животным, если они заболели.
Уход за животными – это трудное, но интересное занятие. Мы должны ухаживать за ними, как за собой. Владелец животного обязательно должен периодически обращаться к ветеринару для осмотра животного, обследования и прививок. Эти меры предохраняют человека от заражения.
Кошки и собаки, как это не удивительно, очень любят позировать перед объективами фото и видео камер.
- Релаксация. «Кисонька»
- Итак, я слово предоставляю ребятам от каждой группы, и мы подводим итог нашей большой работы, будем представлять проект по теме «Про кошек и собак».
- Обобщение.
- Ребята, ответьте на вопрос: «Откуда берутся бездомные кошки и собаки?»
- Ребята, если ваша семья решила взять бездомного котёнка или щенка домой, как надо поступать?
(Ответы детей)
- Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия.
(Работа детей в группах)
- Назовите личные вещи вашего питомца. (Слайд 33.)
Доктор Айболит: Я приготовил небольшие памятки «Как ухаживать за кошкой и собакой». Прочитайте. Что нового вы узнали?
(Работа детей в группах)
- Рефлексия.
- Что нового и интересного вы узнали на нашем уроке?
- Будете ли вы пользоваться полученными знаниями?
- Хотелось бы вам ещё что-то узнать о кошках и собаках?
- Что понравилось больше всего на уроке?
- Вы правы, ребята, надо всегда помнить слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
(Слайд 34.)
- Какое настроение было у вас на уроке?
- Я предлагаю взять листочки с изображениями кошек и собак и дорисовать им мордашки так, чтобы стало понятно состояние вашей души, сердца и мыслей во время урока. Ведь не даром говорят, какой хозяин – такой у него и домашний питомец!