Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Почему идет дождь и дует ветер"»
Аннотация урока
Предметная область: окружающий мир , 1 класс.
Тема урока: Почему идёт дождь, и дует ветер?
Цель урока: сообщение новых знаний о ветре и о дожде; обобщение, систематизация и закрепление знаний об этих природных явлениях.
Задачи урока:
Учебные:
расширить, уточнить представление детей о дожде и ветре;
объяснить причины их возникновения ;
раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных, человека;
объяснить причины их возникновения.
Развивающие:
развитие познавательного интереса к предмету;
развитие мышления, умения выделять наиболее значимый материал;
развивать ораторские и актерские способности, умение общения с аудиторией;
показать последствия этих явлений;
формирование умения выполнять тест для описания подобных явлений.
Воспитательные:
воспитывать чувство долга, ответственности в охране родной природы;
быть внимательным, бдительным и уметь прийти на помощь в любой ситуации.
Форма проведения урока: решение пробных вопросов, выполнение творческих заданий.
Форма организации учащихся: индивидуальная, групповая и коллективная.
Тип урока: урок-исследование.
Оформление урока: учебник, автор А. А.Плешаков «Мир вокруг нас», «Рабочая тетрадь», раздаточный материал ,компьютер, проектор, экран.
Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, нетрадиционная форма его проведения – исследование. Исследование оригинально по форме и тем самым включают один из основных мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Кроме этого оно дает возможность рассмотреть изучаемый вопрос решением проблемных ситуаций. Исследование также позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся. Сама подготовка к уроку приобщает учащихся к чтению научно-популярной литературы, поиску и отбору нужной информации, развивает творческие способности.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовали Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.
Тема урока : « Почему идёт дождь, и дует ветер ?»
Цель урока : 1) Обучающая :
- расширить , уточнить представление детей о дожде и ветре;
- объяснить причины их возникновения ;
- раскрыть значение этих явлений для жизни растений , животных ,человека;
- объяснить причины их возникновения ;
2) Развивающая :
- показать последствия этих явлений;
- развитие умения выполнять тест для описания подобных явлений;
3)Воспитательная:
- воспитать бережное отношение к родной природе,
- бережное отношение к воде;
- быть внимательным , бдительным и умение прийти на помощь в любой ситуации.
Оборудование : А. А .Плешаков «Мир вокруг нас» учебник, « Рабочая тетрадь», раздаточный материал ,компьютер.
Ход урока.
I Оргмомент. Компьютер включен Слайд 1 (кот)
- Добрый день, ребята! Начинаем наш любимый урок.
- Положите ладонь на ладонь друг другу и улыбнемся, подружимся мы друг с другом на целый день, может и на всегда.
-А сейчас мы проверим как вы поняли предыдущую тему.
Поведем игру «Доскажи словечко»
- Солнце- это огромный пылающий …(шар)
- Солнце – это ближайшая к Земле… (звезда)
- Солнце- создает нам…(день)
- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится…(далеко от Земли)
- Звезды – это огромные пылающие …( шары)
- Они кажутся нам маленькими…(точками), потому что находятся …(далеко от Земли)
- Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по …(размеру)
- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в …( в созвездия)
- Чем является Луна для Земли? (спутником) - молодцы!
Целеполагание и мотивация.
О чем пойдет речь сегодня вы поймете если отгадаете загадку
Включить слайд 2 (Загадка)
«Ждали, звали, а показался- все прочь побежали»
Когда ответят еще раз нажать ( Появится дождь)
Молодцы это дождь
- почему же прочь побежали? (ответы детей- потому что можно промокнуть)
-что же такое дождь, и по чему он идет? Сегодня мы будем искать ответ на этот очень интересный вопрос.
- Послушаем, что же пишут поэты о дожде
Включить слайд 3 ( Лягушка)
Мокнет ёжик, мокнет птичка,
Мокнет в поле электричка,
Мокнут ветки и соседки:
Не успели до беседки.
Мокнут зонтики и шляпы,
Мокнут чьи-то мамы, папы,
Мокнут лавочки, ограды.
Лишь лягушки очень рады:
В лужах скачут, песни пляшут,
И зеленым флагом машут…
- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или веселое? (ответы детей)
- Когда летом идет дождь какое настроение у вас? (ответы детей)
- А почему веселое? (ответы детей)
- Почему грустное?( ответы детей)
- А какую пользу приносит нам дождь? (ответы детей- поливает)
- Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь ?(ответы детей- нет)
- А как дождик попадает на небо в тучу?( предложения детей)
- Что же происходит с водой на небе? Кто-то может знает об этом? (ответы детей)
Включить слайд 4 ( испарение воды)
- Да ребята, Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.
- Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху
Включить слайд 5 (пар)
Да, это лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и вышё – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно.
Включить слайд 6 (облако)
Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.
Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.
Включить слайд 7 (туча)
Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут удержаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.
Включить слайд 8 (круговорот )
Это ребята круговорот воды в природе.
Сейчас проведем опыт где можем наглядно увидеть как появляется дождь
Опыт
Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
- Налейте в блюдце воды, возьмите вату, плотно сожмите её Ребята представьте, что у нас в руках меленькое облако, опустите вату в блюдце.
- Ребята что происходит с ватой?
- Она насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превращается в тучу,
- Наше туча понимается вверх, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь
- Туча, туча, что несешь? Отвечает туча….(дети отвечают хором- дождь)
-Вот так появляется дождь.
- нравится ли вам дождь?
- Как думаете, какие дожди бывают? (ответы детей- очень сильный; мелкий; долгий)
Дождь бывает очень сильным он называется ливень.
Включить слайд 9 (Ливень )
Ливень- это проливной дождь
Включить слайд 10 (Косой дождь)
Бывает Косой дождь или косохлёст
Включить слайд 11 (Дождь мелкий)
Так же бывает Ситничек – мелкий и очень долго идущий дождь
- А теперь ребята отдохнем и превратимся в дерево
Включить слайд 12(Физкультминутка)
- Ветер дует нам в лицо
- Закачалось деревцо
- Ветер тише, тише
-Деревцо всё выше, выше
- А теперь отдохнули, отгадайте еще одну загадку
Включить слайд 13 (загадка ветер)
- Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. ребята как вы думаете что это
- Молодцы правильно это ветер.
Нажать еще раз
- Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?
- Что такое ветер? (предложения детей)
Включить слайд 14 ( как возникает ветер)
Ветер- это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
- Ребята, а мы можем сами получить ветер? ( ответ детей)
Опыт 2
- Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветер)
- Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух) - А как еще можно показать ветер?( подуть друг на друга)
Карточки в парах
- А теперь опираясь на ваши наблюдения, выполним задание на карточках, у вас на партах лежат карточки в которых нужно подчеркнуть слова, которыми можно описать ветер. Работать будем в парах.
А сейчас проверим как вы справились (Аня читает слова которые подчеркнули с Дианой. Если ответ правильный, то мы хлопают в ладоши. Если нет, то топаем ногами). Хорошо ребята справились с заданием.
- Сейчас посмотрим какие бывают ветра
Включить слайд 15 (теплый ветер)
Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.
Включить слайд 16 ( ураган)
А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений
- Ребята а вы знаете, что ветер может быть другом человека.
- Как вы думаете как человек может извлечь пользу от ветра (дети отвечают)
Включить слайд 17 (парус)
-Ветер помогает мореплавателям, он раздувает паруса
Включить слайд 18 (мельница)
-ветер приводит в движение ветряные мельницы
Включить слайд 19 (энергия)
- Силу ветра используют, чтобы получить электроэнергию
Включить слайд 20 ( дождь)
- Ветер приноси дождь
Включить слайд 21 ( семена)
- ветер опыляет растения, разносит семена
Рефлексия:
Включить слайд 22 (дети)
- теперь откроем рабочую тетрадь. Нарисуем дождь( показать все работы)
Итоги урока
- Вернемся к учебной задачи урока
- Как вы думаете выяснили мы причину возникновения дождя, ветра?
- Что интересного вы сегодня услышали?
- Какое открытие вы для себя сделали?
- А теперь отдохнем и посмотрим фильм
Включить слайд 23 ( Фильм)
- У каждого на парте своя капелька.
- возьмите свою капельку если вам было скучно на уроке, то поселите её на черную тучку.
- а если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.