Тема. «Почему идет дождь и дует ветер».
Цели. Расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека; формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определенную тему.
Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас» (1 кл.), авт. А.А. Плешаков;
оборудование для опытов: свеча, бумажная змейка, блюдце с водой, вата,
карточки со словами,
изображение тучек и облаков, капельки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы первой части урока
Учитель. Ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Без пути и без дороги
Ходит парень длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
Дети. Дождь.
У. В первой части урока мы будем говорить о дожде.
III. Работа по теме урока
У. Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье».
Дождик, дождик, что ты льешь?
Льешь и дни и ночи.
Ждали мы тебя, но все ж
Надоел ты очень!
В гнездах птенчики пищат,
Плачут окон стекла,
Невозможно выйти в сад –
Вся земля промокла...
У. Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или веселое?
Д. Грустное.
У. Почему грустное настроение?
Д. Дождь льет день и ночь. Надоел он.
– Холодно. В гнездах пищат птенчики. Земля промокла, нельзя гулять.
У. А всегда ли дождь вызывает грустное настроение?
Д. Нет.
У. А когда дождь приносит радость?
Дети рассказывают о том, какую пользу приносит дождь: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора... (если есть затруднения, рассказывает, помогает учитель).
У. Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь?
Д. Он льет из тучи.
У. А как дождик попадает в тучу?
Д. Не знаем. Или: варианты ответа детей. Учитель уточняет, направляет ответы детей в нужном направлении, что привести к понятию испарения влаги.
У. То же происходит и на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения.
Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.
На доску прикрепляется карточка со словом облако.
– Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.
На доске появляется слово туча.
– Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.
Вывешивается карточка со словом дождь.
– Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.
Учитель показывает опыт.
Опыт № 1
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Учитель поясняет детям все действия:
– Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
– Туча, туча, что несешь?
Отвечает туча...
Д. (хором). Дождь!
У. Вот так появляется дождь. Давайте проверим наше предположение и прочитаем слова Мудрой Черепахи на с. 92 учебника.
Дети читают.
Что такое туча? Это темное, густое облако. Если появились тучи – жди дождя. Капельки воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.
Вывод, рефлексия.
– Что же такое туча?
Д. Темное, густое облако.
У. Из чего состоят тучи?
Д. Из тяжелых капель воды.
У. Почему они падают на землю и что из них образуется?
Д. Капельки тяжелые и не могут долго держаться в небе. Они падают, и образуется дождь.
IV. Физкультминутка
Дождик, дождик,
Дождик, лей!
Нам с тобою веселей!
Не боимся сырости,
Только лучше вырастем.
V. Работа по теме (продолжение)
У. Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?
Д. Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.
У. Давайте рассмотрим рисунки с различными видами дождя и соотнесем их с названиями.
На доске – рисунки с видами дождей: ливень, ситничек, косохлест.
После того как будет дана характеристика дождю, вывешиваются таблички под каждым рисунком (как в учебнике на с. 92).
– Почему так назвали дожди? Прочитайте.
Д. Ливень, или проливной дождь. Говорят, что дождь льет как из ведра.
– Ситничек – мелкий дождь, как из сита.
– Косой дождь, или косохлест.
VI. Физкультминутка
Приплыли тучи дождевые.
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые.
Пей, рожь, пей!
А дождик теплый, дождь неугомонный
Льет, льет, льет!
VII. Сообщение темы второй части урока
У. Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе? Вспомните, какие сказки рассказывали ребята о дожде. Кто же тучку пригнал на лесную полянку? Отгадайте загадки. О чем они?
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой,
Бежал по речке голубой –
И речка сделалась рябой.
Ученик 6.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Д. Ветер.
У. Правильно, ветер. О нем пойдет речь во второй части нашего урока.
VIII. Работа по теме урока
У. Что такое ветер?
Д. Это движущийся воздух.
У. А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке.
Учитель показывает опыты.
Опыт № 2
У. Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?
Д. Ветерок.
У. А откуда он взялся?
Д. Мы заставили рукой двигаться воздух.
У. Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
.Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается и ветер в природе.
Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами
Опыт № 3
Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.
У. Ребята, какой можно сделать вывод о том, как движется воздух.
Д. Теплый воздух поднимается вверх, он легкий. А тяжелый, холодный воздух устремляется на его место.
У. А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха.
Дети читают текст учебника на с. 93.
Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
IX. Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише!
Деревцо все выше, выше!
Х. Работа по теме урока (продолжение)
У. Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.
Д. Валит деревья.
– Обрывает провода.
– Срывает крыши домов.
У. Но человек воспользовался силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.
Дети рассматривают рисунки в учебнике.
– Еще в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперед.
Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче. В холодных странах стало бы еще холоднее. Но ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных – теплее. Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.
Вот такую помощь оказывает ветер.
Какой же бывает ветер?
Выберите слова, с помощью которых можно описывать ветер.
Дети работают со с. 93 учебника.
Д. Сильный, холодный, порывистый, слабый.
ХI. Итог урока
У. Почему идет дождь и дует ветер?
Что интересного вы сегодня услышали, узнали?
Какие открытия вы для себя сделали?
Дети отвечают на вопросы.