Учитель начальных классов Витковская Т.Н.
Урок окружающего мира. 1 класс (ФГОС)
Тема: «Радуга»
Цель: формировать первоначальное представления о свете и цвете, познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
Воспитывать интерес к изучению нового.
Формирование УУД:
Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные - слушать и понимать речь других.
Регулятивные - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Ход урока.
- Организационный момент
Сейчас урок окружающего мира. Улыбнитесь друг другу.
2. Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- Актуализация знаний
Ребята с нами на уроке как всегда Мудрая Черепаха, она нам принесла очень интересное задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока.
Начнём наш урок со сказки.
«Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве..
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.)
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти (радуга)
Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.
4. Беседа с учащимися.
-Итак, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
- От какого слова происходит слово радуга? (радость). Почему возникло затруднение? Что нам поможет?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно. Бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» назвали ее в старину и верили, что оно приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
-Дети, кто из вас видел радугу? Какое настроение было, когда вы увидели радугу?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идёт дождь)
5. Чтение стихотворений о радуге.
1. Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
(Ф. Тютчев)
С чем автор сравнил радугу? (с аркой)
2. Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, -
Семицветная дуга.
Заслонила облака
- Сколько цветов у радуги? (семь)
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)
-Все вы видели, что капелька бесцветная, и лучик бесцветный.
Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?
6. Гимнастика для глаз
7. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.
а)-На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.) Что при этом образуется? (Радуга).
б) объяснение учителя.
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Что такое радуга? (Это солнечное свечение) Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.
Причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе появляется радуга.
Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.
Ребята, есть фраза – подсказка: каждый охотник желает знать, где сидят фазаны
8. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (стр.41).
-Что делают Черепаха и Муравьишка? ( Поливают)
- Как вы думаете, что они хотят получить? ( Радугу)
-Может ли получиться у них радуга?
- Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
9. Физминутка.
Радуга.
В небе дождь, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве
Босиком,
Прямо в небо
Прыжком.
10. Работа в тетради.
Давайте покрасим полоски
Тест
- Туча – это темное, густое облако; да нет
- Ситничек – это сильный проливной дождь; да нет
- Ветер дует, потому что качаются деревья; да нет
- В радуге оранжевый цвет идет после синего; да нет
- Радуга состоит из пяти цветов; да нет
- Ветер – это движущийся воздух; да нет
- Эхо бывает только в горах; да нет
- Звуки издают только живые существа; да нет
- Радуга образуется, когда солнечные лучи
попадают в небе на капельки дождя. да нет
-Ребята, почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?
Читаем объяснение Мудрой Черепахи
12. Рефлексия
Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке?
– Кто для себя сделал открытие?
– Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!
– Кому на уроке было интересно?
– Кому урок подарил хорошее настроение?
13. Итог урока.
- Сколько цветов у радуги? Назовите по порядку. Вспомним фразу – подсказку.
- Почему радуга разноцветная.
У вас на парте лежат «солнышки» и «тучки», прикрепите, пожалуйста значки в соответствии с вашим настроением на уроке.