Тема урока «Окружающий мир»
2 класс « В гости к весне».
Общедидактическая цель урока:
- создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
- применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;
- Образовательная цель:
- познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
- формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки.
- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
- показать связь изучаемых предметов с жизнью;
- обогащать и расширять словарный запас;
- Развивающие цели:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- воспитывать эстетический вкус детей;
Воспитательные цели:
формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;
Домашнее задание к открытому уроку:
- Готовили к уроку сообщение о перелетных птицах.
- Отрывки стихов о весне.
Конспект урока.
1. Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! И вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.
2. Актуализация знаний детей.
Учитель:
На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
Учитель:
Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.
3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.
Учитель:
Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. А сейчас послушайте стихотворение.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной. И название у него замечательное “В гости к весне” А работать мы будем в группах.
Напоминаю вам правила работы в группах:
· Убедись, что в разговоре участвует каждый.
· Говори спокойно и ясно.
· Говори в полголоса.
· Говори только по делу.
4. Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.
-Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Слайд.
- В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.
- Кто объяснит названия этого месяца?
-Послушайте, ребята, как прекрасно изобразил в своей музыке П.И.Чайковский этот месяц(отрывок произведения).
- Следующая загадка:
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Слайд.
- А вот апрель в народе называют снегогон, водолей.
- Кто объяснит названия этого месяца?
- Следующая загадка:
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?.(Май)
Слайд.
- Май называют в народе цветень.
- Как вы думаете, почему его так назвали?
Солнце
- Как светит солнце весной?
- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?
- Изменилась ли продолжительность дня?
(Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой;
дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?
Небо
- Какое по цвету весеннее небо?
- Какое небо по характеру облачности?
- Какие осадки выпадают весной?
(Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).
- Что происходит со снегом весной?
Снег и лед
- Что произошло со снегом, льдом на реках весной?
- Почему?
- Где осталось больше снега?
- Почему?
(Поскольку становится теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. )
-Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?
Почва
-Что происходит весной с почвой?
(Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине
остается влажной).
- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над
линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).
Слайд.
- Что такое ледоход?
(В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.
Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться. ) А у нас бывает ледоход на реках?(Нет)
Слайд.
- Что такое проталины?
(В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь
снег растаивает.)
Слайд.
- Что такое половодье?
(В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода
затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)
4. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5. Изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются
сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
Слайд.
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: медуница, мать-и-мачеха).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых
с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им
требуется немного).
Краткий рассказ учителя о первоцветах.
- Какие цветы расцветают в середине весны, в апреле? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?: (Нет).
- Почему не следует рвать цветы?
Слайд.
- Что происходит с насекомыми?
(С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
А какие насекомые не названы, но вы их знаете?
6. Изменения в жизни птиц.
- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные
птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).
- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом
тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица. (Грач)
Слайд.
Март — время прилета грачей в Россию. А для нас грач это перелетная птица или зимующая? (Зимующая.)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Время прилета в родные края — май.
Слайд.
Конец марта — время прилета скворцов.
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Время прилета жаворонков - начало апреля.
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)
Соловьи прилетают в середине мая в Россию, а к нам раньше.
7. Изменения в жизни животных.
- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)
- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.
- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои
гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)
8. Закрепление изученного материала.
9. Подведение итогов.
— Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем
зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках
ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются
почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери
выводят потомство.)
Какое настроение у вас было в течение урока?
10. Домашнее задание стр.86-87.