Данный файл содержит презентацию к уроку по окружающему миру и пояснительную записку. УМК "Школа России", 2 класс
Пояснительная записка
к уроку №5 окружающего мира по теме: «Живая и неживая природа», 2 класс
I. Место урока: изучение темы «Живая и неживая природа» входит в раздел «Природа» по программе «Окружающий мир» А.А.Плешаков.
II. Цель урока: дать представление о живой и неживой природе.
III. Задачи урока: планируемые результаты:
личностные результаты
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, учащиеся осознают ценность природы;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. (Сборник рабочих программ. УМК «Школа России» (стр.372-374).
IV. Характеристика урока.
Методы обучения: подводящий диалог, проблемный, деятельностный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Этапы урока:
Организационный момент, эмоциональный настрой.
Актуализация знаний.
Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.
Работа по теме урока. Совместное «открытие» новых знаний.
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
V. Оборудование: тест (для каждого ученика на отдельном листочке), компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» часть I, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» часть I, сигнальные карточки-кружки, цветные карандаши, фишки (красные, синие).
VI. Структура урока:
Организационный момент: при показе презентации, на слайде, появляется солнышко, учитель просит детей улыбнуться друг другу и зачитывает весёлое стихотворение, создавая положительный психологический настрой учащихся.
Актуализация знаний: во время этапа актуализации знаний используется тест, благодаря которому учащиеся смогут определить, что одни объекты относятся к живой природе, а другие к неживой.
Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы: на данном этапе ребятам предлагается отгадать несколько загадок Муравьишки и составить из первых букв отгадок слово. Затем из слов отгадок нужно составить две группы «Живая природа» и «Неживая природа». Во время выполнения данного задания у детей может возникнуть затруднение в какую группу нужно отнести тот или иной объект. Поэтому вместе с учащимися называем признаки сначала живой природы, а затем неживой. На основании полученных знаний ребята сначала пытаются сделать вывод самостоятельно, затем читают его в учебнике. Перед учениками возникает проблемный вопрос: может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Дети должны обосновать свой ответ. (Живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.)
Дети могут предположить, о чём пойдёт речь на уроке, прочитать тему урока на с. 24 учебника. Озвучить учебные задачи.
Работа по теме урока. Совместное «открытие» новых знаний:
1)Беседа, работа по учебнику. Дети вспоминают, что относится к природе (это то, что нас окружает и не создано руками человека), что необходимо растениям и животным для жизни (солнце, воздух, вода). Рассматривают фотографии на с. 24-25. Красными фишками обозначают то, что относится к живой природе, а синими – к неживой. Взаимопроверка.
2)Выполняется задание в рабочей тетради (с.7, №1). Проверка в парах.
Физкультминутка. Способствует повышению интереса к изучению нового материала, потому что ребята вместе с Муравьишкой выполняют движения, если объект живой природы – шагают, прыгают и т.п., а если объект неживой природы – останавливаются.
Продолжение работы по теме урока. Класс делится на группы (1 ряд - одна группа и т.д.). Каждой группе предлагается разгадать кроссворд, вписав в клеточки названия объектов живой и неживой природы. После чего учитель задаёт вопрос:
- По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых предметов? Дети обобщают полученные знания. Учителю необходимо спросить у ребят, возникли ли у них затруднения во время выполнения самостоятельной работы.
Рефлексия. Учащимся нужно объяснить схему в учебнике (с. 27, в рамке, взаимосвязь неживой и живой природы). Оценивают свои достижения на уроке, поднимая сигнальные карточки определённого цвета.
Подведение итогов урока. Ребятам предлагается ответить на вопросы учителя. Вспомнить какие учебные задачи они ставили в начале урока, все ли выполнили.
Домашнее задание. Выполнить задание №2, 5 (с.7-8) в рабочей тетради (показать связь живой и неживой природы).
Просмотр содержимого документа
«пояснит. записка к уроку.»
Пояснительная записка
к уроку №5 окружающего мира по теме: «Живая и неживая природа», 2 класс
I. Место урока: изучение темы «Живая и неживая природа» входит в раздел «Природа» по программе «Окружающий мир» А.А.Плешаков.
II. Цель урока: дать представление о живой и неживой природе.
III. Задачи урока: планируемые результаты:
личностные результаты
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, учащиеся осознают ценность природы;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. (Сборник рабочих программ. УМК «Школа России» (стр.372-374).
IV. Характеристика урока.
Методы обучения: подводящий диалог, проблемный, деятельностный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Этапы урока:
Организационный момент, эмоциональный настрой.
Актуализация знаний.
Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.
Работа по теме урока. Совместное «открытие» новых знаний.
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
V. Оборудование: тест (для каждого ученика на отдельном листочке), компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» часть I, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» часть I, сигнальные карточки-кружки, цветные карандаши, фишки (красные, синие).
VI. Структура урока:
Организационный момент: при показе презентации, на слайде, появляется солнышко, учитель просит детей улыбнуться друг другу и зачитывает весёлое стихотворение, создавая положительный психологический настрой учащихся.
Актуализация знаний: во время этапа актуализации знаний используется тест, благодаря которому учащиеся смогут определить, что одни объекты относятся к живой природе, а другие к неживой.
Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы: на данном этапе ребятам предлагается отгадать несколько загадок Муравьишки и составить из первых букв отгадок слово. Затем из слов отгадок нужно составить две группы «Живая природа» и «Неживая природа». Во время выполнения данного задания у детей может возникнуть затруднение в какую группу нужно отнести тот или иной объект. Поэтому вместе с учащимися называем признаки сначала живой природы, а затем неживой. На основании полученных знаний ребята сначала пытаются сделать вывод самостоятельно, затем читают его в учебнике. Перед учениками возникает проблемный вопрос: может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Дети должны обосновать свой ответ. (Живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.)
Дети могут предположить, о чём пойдёт речь на уроке, прочитать тему урока на с. 24 учебника. Озвучить учебные задачи.
Работа по теме урока. Совместное «открытие» новых знаний:
1)Беседа, работа по учебнику. Дети вспоминают, что относится к природе (это то, что нас окружает и не создано руками человека), что необходимо растениям и животным для жизни (солнце, воздух, вода). Рассматривают фотографии на с. 24-25. Красными фишками обозначают то, что относится к живой природе, а синими – к неживой. Взаимопроверка.
2)Выполняется задание в рабочей тетради (с.7, №1). Проверка в парах.
Физкультминутка. Способствует повышению интереса к изучению нового материала, потому что ребята вместе с Муравьишкой выполняют движения, если объект живой природы – шагают, прыгают и т.п., а если объект неживой природы – останавливаются.
Продолжение работы по теме урока. Класс делится на группы (1 ряд - одна группа и т.д.). Каждой группе предлагается разгадать кроссворд, вписав в клеточки названия объектов живой и неживой природы. После чего учитель задаёт вопрос:
- По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых предметов? Дети обобщают полученные знания. Учителю необходимо спросить у ребят, возникли ли у них затруднения во время выполнения самостоятельной работы.
Рефлексия. Учащимся нужно объяснить схему в учебнике (с. 27, в рамке, взаимосвязь неживой и живой природы). Оценивают свои достижения на уроке, поднимая сигнальные карточки определённого цвета.
Подведение итогов урока. Ребятам предлагается ответить на вопросы учителя. Вспомнить какие учебные задачи они ставили в начале урока, все ли выполнили.
Домашнее задание. Выполнить задание №2, 5 (с.7-8) в рабочей тетради (показать связь живой и неживой природы).
Кроссворд «Живая и неживая природа»
Просмотр содержимого презентации
«Урок 5. Неживая и живая природа.»
ПРИРОДА
Урок 5. НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»
УМК А.А. Плешакова, 2 класс
Еськова Юлия Борисовна,
учитель начальных классов,
II квалификационная категория.
I. Организационный момент (эмоциональный настрой)
Всё ль на месте? Всё ль в порядке – Книжка, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Актуализация знаний
Букву ответа записываем на листке!
- Укажите, что сделано руками человека:
а) облако;
б) космический корабль;
в) стол;
г) трава;
д)воробей;
е) солнце.
2. Укажите, что не сделано руками человека:
а) река;
б) кит;
в) парта;
г)вода;
д) небо;
е) дом.
3. Какое утверждение верно?
а) Природой называется всё то, что окружает человека.
б) Природой называется всё то, что сделано руками человека.
в) Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.
4. Укажите ряд, в котором указаны только объекты природы:
а)
б)
в)
IV. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки Муравьишки.
Не по рыбам, а сети расставляет .
У родителей и деток вся одежда из монеток.
Ходит, спесь надуваючи.
Без языка, а говорит, без ног, а бежит.
По синему морю белые гуси плывут.
И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
П АУК
Р ЫБА
И НДЮК
Р УЧЕЙ
О БЛАКА
Д ОЖДЬ
А РБУЗ
ЖИВОЕ
ПАУК, РЫБА, ИНДЮК
НЕЖИВОЕ
РУЧЕЙ, ОБЛАКА, ДОЖДЬ, АРБУЗ
Может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы?
V. Работа по теме урока 1. Беседа, работа по учебнику
- Давайте вспомним, что относится к природе.
Это то, что нас окружает и не создано руками человека.
- Что необходимо растениям и животным для жизни.
Солнце, воздух, вода.
2. Выполнение задания в рабочей тетради (с.7, №1), проверка в парах.
Вариант 1 Вариант2
Подчеркните объекты Подчеркните объекты
живой природы. неживой природы.
Сделаем вывод!
- Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VII. Продолжение работы по теме урока
КРОССВОРД
«Живая и неживая природа»
VIII. Рефлексия (учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.27, в рамке).
- Оцените свои достижения на уроке.
- ВСЕ ОТВЕТЫ ПРАВИЛЬНЫЕ!
- ДОПУЩЕНА ОШИБКА. НАДО ЕЩЁ ПОРАБОТАТЬ!
- МНОГО ОШИБОК. ПРИДЁТСЯ НАЧАТЬ СНАЧАЛА!
IX. Подведение итогов
- О чём говорили сегодня на уроке?
- Какие учебные задачи ставили?
- Все ли выполнили?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ:
№ 2, 5 (с.7-8)
СПАСИБО ЗА УРОК!