kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме : " Весна идёт".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Литературное чтение – "Весна идет" и обобщение  знаний о предложении и о частях речи. 4-й класс

Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу “Весна идет” и по русскому языку обобщить знания о предложении и о частях речи.

Задачи:

-Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями

-Совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом

-Систематизировать знания о предложении, о частях речи

-Прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам

-Учить детей понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образы.

Тип урока: интегрированный урок, обобщение знаний.

Оборудование: тексты произведений о весне , выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне, записи -“Голоса птиц”, “Скворцы прилетели”

и произведение П.И.Чайковского “Подснежник” (из музыкального цикла “Времена года”).

На урок приходит ВЕСНА со своими друзьями - цветами ( подснежник и одуванчик), а также с птицами. В течении урока эти герои , т.е. дети работают и в конце урока подводят итог.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме : " Весна идёт". »

МКОУ Новоспасская СОШ



Открытый

интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 4 классе





Учителя начальных классов

I кв. категории

Кравченко Н.А.







апрель 2014 г.

Тема: Чтение – "Весна идет" и обобщение знаний о предложении и о частях речи. 4-й класс (1сл.)

Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу “Весна идет”.

Задачи:

Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями;

Совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом;

Систематизировать знания о предложении, о частях речи.

Прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам;

Учить детей понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образы.

Тип урока: интегрированный урок обобщение знаний.

Оборудование: тексты произведений о весне выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне, записи “Голоса птиц”, “Скворцы прилетели” и произведение П.И.Чайковского “Подснежник” (из музыкального цикла “Времена года”).

Ход урока

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок - и смолк.

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

На друзей все посмотрели,

Улыбнулись…

И за парты тихо сели.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II.Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня у нас необычный урок, более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок чтения и урок русского языка как один большой урок, но взаимосвязанный, общий по одной теме. Такой урок называется интегрированным.

Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку: (сл 2)

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)


– Это весна, замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну “утром года”.Тема нашего урока: « Обобщение по теме «Весна идёт» и знаний о предложении и о частях речи. ( сл 3 )

Эпиграфом к уроку прочитаем строки А.Толстого на доске хором

«Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит, и поёт…..»

– На уроке мы будем читать тексты и говорить о весне, ее особенностях, сравним её с другими временами года, запишем слова, словосочетания и предложения по этой теме и вспомним всё, что мы знаем о предложении и о частях речи.



(Стук в дверь. В класс входят: ученица в костюме «Весны») ( Включается грамзапись « Голоса птиц») (Сл 4)

III. Основная часть.

Весна: Здравствуйте, ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о весне. Вот я и пришла к вам в гости!

Г. Ладонщиков “Весна”

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня …
Улеглись в полях метели
В свои белые постели.
И весна идёт повсюду
Гонит зиму со двора.

Но я пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Угадайте кто они? (показ на экран) убавить звук

Дети: Это птицы.

- Правильно это птицы. Они вернулись к нам из тёплых стран и радуются своим пением.

– А сейчас вам два цветка загадают загадки, а вы отгадайте и назовите их?

Подснежник:

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (Это подснежник) (сл 5)

Весна: – Верно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.

Одуванчик:

А я цветочек жёлтенький
С зелёным стебельком.
Раскроюсь утром ранним, 
Закроюсь вечерком. (Это одуванчик) (сл 6)

– Вот сколько у меня друзей: и в лесу, и в поле, и на лугах, и на реках, в городах и сёлах. И вы, ребята, тоже мои друзья – любители и защитники природы. Можно я останусь у вас на этот урок? Посмотрю, как вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи и, может быть, узнаю что-нибудь новое о себе. ( присаживаются)

Учитель: - Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано по – человечески, доброжелательно и красиво.

- Ребята, а вам нравится весна? Чем? Почему? Что изменяется с приходом весны. ( Птицы поют, солнце ярко светит)

- Назовите, весенние месяцы.

А кто знает пословицы о каждом месяце? (ученики называют)

-Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

-В апреле земля преет.

-Сухой март, да май мокрый – дают хлеб добрый.

-Зима весну пугает, да сама тает.

-Матушка весна всем красна.

-Птица радуется весне, а младенец матери.

-Увидел грача - весну встречай.

– Какое стихотворение Алексея Плещеева о весне вы знаете?



Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною …
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.


IV. Обобщение и систематизация знаний.

1.) Работа в тетради. ( число, классная работа)

– Откройте свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку.(сл 7)

Вспомним правило о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением и запишем слова на это правило. Эти слова нам встретятся в текстах. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

З . лёный, скв . рцы, л . сточки, д . лёкая, нар . дилась, з.лень, в.сенние, м.сяц.

Проверим свою работу с тем, что написано на слайде, называя проверочные слова и какой частью речи являются эти слова? Какое слово лишнее?

2.) Работа с 1-м текстом.

Сейчас мы будем читать и разбирать тексты о весне. Взяли карточку № 1.

а) Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.

– Почему говорят, что “март– это особенный месяц года”?(зима не хочет сдаваться….) (сл 8)

– Как всё изменилось вокруг с приходом весны? (ожил лес, деревья, птицы щебечут, солнце греет дольше и теплее)

б) Повторное чтение текста вслух по абзацам “цепочкой”(4 ч)

- Вы обратили внимание, что текст дан без названия. Давайте попробуем озаглавить.

в) Озаглавливание текста.

– “Весна пришла”, “Начало весны”, “Голубой март”.

г) Ответы на вопросы

– Как изменилась неживая природа с началом весны? Какое стало небо?(небо голубое, стало выше, греет солнце)

– Как ведут себя живые существа?( птицы щебечут)

– Почему март называют голубым? Докажите. (потому что всё стало светло,всё голубое – снега, дали, льды и т.д.)

д) Выборочное чтение

– Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес.(ожил лес, но ещё не одет)

– Найдите слова, которыми описывается первая зелень.( чуть дымится первая зелень……)

– Найдите в тексте предложения, в которых выражается восхищения тем, что наконец-то пришла весна. Прочитайте их правильно, выразительно.

– Объясните постановку знаков препинания в конце этих предложений.

е) Работа с предложением.

Наконец-то пришла долгожданная весна!

– Какое это предложение по цели высказывания? (побудительное), по интонации? (восклицательное), по составу? (простое)

– Разобрать по членам предложения. Найдите и выпишите глаголы неопределённой формы.

– Значит о чём мы прочитали в этом тексте? Что узнали? (О начале весны, об изменениях в природе…….)



–Правильно. Мы прочитали рассказ о начале весны, о её признаках, об изменениях в природе с приходом весны …

Посмотрите на картину И.И.Левитан « Весна. Большая вода» (сл 9)

и скажите, можно ли отнести его к нашему тексту. ( лес ожил, небо голубое,)

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение о начале весны в природе, её « первых шагах».

В.Татаринов “Весна близка”

Розовый, берёзовый
В роще встал рассвет.
Лютыми морозами
Старый клён раздет.
Ветер невидимкою,
Плачет и поёт,
В синем небе льдинкою
Облачко плывёт.
Но теплом повеяло
Утром из леска,
И земля поверила,
Что весна близка!
Покружит, уляжется
И растает снег …
Это только кажется,
Что зима навек!

- Вот каким увидел поэт приход весны.

V. Физминутка. (сл10)

Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад.


3) Работа над 2-м текстом. ( Парная работа)

А сейчас послушаем другой рассказ и скажем, к какому периоду весны он относится.

а) Чтение текста сильным учащимся.

– Скажите, к какому периоду весны он относится? ( Весна в полном разгаре)

б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам

-Как изменилась природа в самый разгар весны по сравнению с её началом?( распустились первые вес.цветы, над растениями порхают бабочки)

– Этот текст без названия. Как его можно озаглавить?

– “Разгар весны”, “Весна-красна”, “Весенние краски”

в) Чтение текста учащимися про себя

г) Ответы на вопросы с тексту с выборочным чтением.

– Каким теперь стал лес? (преобразился полностью) Как?

– Какие цвета использовала природа, чтобы показать красоту весны? Найдите их в тексте и запишите их в тетрадь самостоятельно.

(Зелёный, жёлтый, голубой, малиновый, коричневый, сиреневый, бордовый, оранжевый, розовый, лимонный, чёрный, серебристый.)

Какой частью речи являются эти слова? В каком числе они стоят?

- Вот видите, какими красивыми и яркими оттенками цветов природа щедро раскрасила весну ( прилагательными), оживила всё вокруг.




5.) Найдите и назовите понравившиеся вам образные слова и выражения. Запишем их в тетради.(парная работа)

Изумрудные листочки, величественная ель, зелёные кружева.

Как эти пары слов называются в русском языке? Что такое словосочетания? Из каких частей речи они состоят? (прилаг+сущ)

- Разбор как часть речи слова – прилетела.( нф-прилететь, I спр, п.в, 3 л, ед.ч, ж.р., сказуемое) с комментированием.

7.) Только что мы прочитали прекрасные произведения о весне, написанные разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Художники особенно чувствуют картины родной природы. (сл 11)

- Посмотрите на репродукцию знакомой картины Саврасова « Грачи прилетели». Художник воспринимает природу, как живое существо, даже неподвижный камень у него может смеяться от солнечного тепла или страдать от зимней стужи.

- Что вы видите ребята на картине, что изобразил художник?

- Да, мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревенским домом, нераспустившими берёзами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи.

- Послушайте стихотворение Э. Мошковской, а о чём оно догадайтесь и потом скажите, есть ли это на картинке.

Он уже не пышный,

Он уже не лыжный,

Он не из ваты,

Он ноздреватый,

Он уже не белый,

Он потемнелый,

Серый и мокрый,

Старый и добрый.

- ПРАВИЛЬНО. Серый снег на картинке. Какая часть речи здесь в основном используется? Перечислить какие запомнили.

- Смотря на эту картину, составьте любые предложения о весне, используя разные части речи.

(Наступила долгожданная весна. Белый снег потемнел и начал таять. Потекли весёлые ручьи. На деревьях сидят грачи) Запишите любое.

8) Творческое задание в группах.

Я раздаю всем по предложению. Вам нужно составить связный рассказ.

1 группа Ранняя весна.

Наступает радостное время года.

Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг.

Синее небо высокое.

По небу плывёт лёгкое облачко.

В вершинах деревьев шумит весенний ветер.

Счастливое время!

2 группа Приход весны.                                                                                                     
Светит яркое солнце.
По небу бегут голубые облака.
На деревьях появляются зелёные листочки.
Из тёплых стран прилетают птицы.

9) Не только художники изображали весну, но и ведь многие композиторы тоже описывали природу. Очень любил природу композитор Пётр Ильич Чайковский. Послушайте отрывок из произведения « Времена года» этого композитора, а вы потом скажите, как она называется смотря на слайды (сл12) (« Подснежник»)




-«Прощай,зима, здравствуй , весна» - такие чувства, такие мысли вложил композитор в свою музыку.

Чтение стихотворения П. Соловьёва “Подснежник”

В саду, где берёзы столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда,
Что это весна?”

VI. Итог урока

- Итак, о чём мы сегодня говорили? (о весне, какая бывает в начале периода и в самом разгаре)Что мы писали? ( предложения, повторили части речи, разбор как часть речи)

- Что нового узнала гостья весна. (Сколько много пословиц, стихов знают о весне.) И я призываю вас беречь, любить и охранять природу.)

- Вы хорошо поработали. Посмотрите сколько книг о весне пишут писатели.

( выставка книг)

Выставление оценок.






























Приход весны.                                               

Светит яркое солнце.


По небу бегут голубые облака.


На деревьях появляются зелёные листочки.


Из тёплых стран прилетают птицы.















Ранняя весна.

Наступает радостное время года.

Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг.


Синее небо высокое.




















По небу плывёт лёгкое облачко.

В вершинах деревьев шумит весенний ветер.


Счастливое время!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме : " Весна идёт".

Автор: Кравченко Надежда Анатольевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока  литературного  чтения в 1 классе  УМК «Начальная школа 21 века» "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "109363"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404416220"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок литературного чтения Х.К. Андерсена "Гадкий утенок" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-litieraturnogho-chtieniia-kh-k-andiersiena-gadkii-utienok"
    ["file_id"] => string(6) "156406"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421420688"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Открытый урок по литературному чтению на тему стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало.""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_litieraturnomu_chtieniiu_na_tiemu_stikhotvorieniie_a_s_pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "377350"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484038480"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема: В.Д. Берестов «Честное Гусеничное» "
    ["seo_title"] => string(45) "tiema-v-d-bieriestov-chiestnoie-gusienichnoie"
    ["file_id"] => string(6) "154674"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421176319"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка "Упражнение в применении приобретенных знаний" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uprazhnieniie-v-primienienii-priobrietiennykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "206421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430162723"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства