Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме : " Весна идёт".
Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме : " Весна идёт".
Тема: Литературное чтение – "Весна идет" и обобщение знаний о предложении и о частях речи. 4-й класс
Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу “Весна идет” и по русскому языку обобщить знания о предложении и о частях речи.
Задачи:
-Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями
-Совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом
-Систематизировать знания о предложении, о частях речи
-Прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам
-Учить детей понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образы.
Тип урока: интегрированный урок, обобщение знаний.
Оборудование: тексты произведений о весне , выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне, записи -“Голоса птиц”, “Скворцы прилетели”
и произведение П.И.Чайковского “Подснежник” (из музыкального цикла “Времена года”).
На урок приходит ВЕСНА со своими друзьями - цветами ( подснежник и одуванчик), а также с птицами. В течении урока эти герои , т.е. дети работают и в конце урока подводят итог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме : " Весна идёт". »
МКОУ Новоспасская СОШ
Открытый
интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 4 классе
Учителя начальных классов
I кв. категории
Кравченко Н.А.
апрель 2014 г.
Тема: Чтение – "Весна идет" и обобщение знаний о предложении и о частях речи. 4-й класс(1сл.)
Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу “Весна идет”.
Задачи:
Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями;
Совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом;
Систематизировать знания о предложении, о частях речи.
Прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам;
Учить детей понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образы.
Тип урока: интегрированный урок обобщение знаний.
Оборудование: тексты произведений о весне выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне, записи “Голоса птиц”, “Скворцы прилетели” и произведение П.И.Чайковского “Подснежник” (из музыкального цикла “Времена года”).
Ход урока
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок - и смолк.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
На друзей все посмотрели,
Улыбнулись…
И за парты тихо сели.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II.Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня у нас необычный урок, более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок чтения и урок русского языка как один большой урок, но взаимосвязанный, общий по одной теме. Такой урок называется интегрированным.
Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку: (сл 2)
Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
– Это весна, замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну “утром года”.Тема нашего урока: « Обобщение по теме «Весна идёт» и знаний о предложении и о частях речи. ( сл 3 )
Эпиграфом к уроку прочитаем строки А.Толстого на доске хором
«Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит, и поёт…..»
– На уроке мы будем читать тексты и говорить о весне, ее особенностях, сравним её с другими временами года, запишем слова, словосочетания и предложения по этой теме и вспомним всё, что мы знаем о предложении и о частях речи.
(Стук в дверь. В класс входят: ученица в костюме «Весны») ( Включается грамзапись « Голоса птиц») (Сл 4)
III. Основная часть.
Весна: Здравствуйте, ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о весне. Вот я и пришла к вам в гости!
Г. Ладонщиков “Весна”
Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Тёплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня … Улеглись в полях метели В свои белые постели. И весна идёт повсюду Гонит зиму со двора.
Но я пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Угадайте кто они? (показ на экран) убавить звук
Дети: Это птицы.
- Правильно это птицы. Они вернулись к нам из тёплых стран и радуются своим пением.
– А сейчас вам два цветка загадают загадки, а вы отгадайте и назовите их?
Подснежник:
По тонкой нитке ручейка Сбежал с пригорка снег. И на пригорке вдруг цветок Раскрылся раньше всех. (Это подснежник) (сл 5)
Весна: – Верно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.
Одуванчик:
А я цветочек жёлтенький С зелёным стебельком. Раскроюсь утром ранним, Закроюсь вечерком. (Это одуванчик) (сл 6)
– Вот сколько у меня друзей: и в лесу, и в поле, и на лугах, и на реках, в городах и сёлах. И вы, ребята, тоже мои друзья – любители и защитники природы. Можно я останусь у вас на этот урок? Посмотрю, как вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи и, может быть, узнаю что-нибудь новое о себе. ( присаживаются)
Учитель: - Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано по – человечески, доброжелательно и красиво.
- Ребята, а вам нравится весна? Чем? Почему? Что изменяется с приходом весны. ( Птицы поют, солнце ярко светит)
- Назовите, весенние месяцы.
А кто знает пословицы о каждом месяце? (ученики называют)
-Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
-В апреле земля преет.
-Сухой март, да май мокрый – дают хлеб добрый.
-Зима весну пугает, да сама тает.
-Матушка весна всем красна.
-Птица радуется весне, а младенец матери.
-Увидел грача - весну встречай.
– Какое стихотворение Алексея Плещеева о весне вы знаете?
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною … Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало. Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1.) Работа в тетради. ( число, классная работа)
– Откройте свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку.(сл 7)
Вспомним правило о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением и запишем слова на это правило. Эти слова нам встретятся в текстах. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
З . лёный, скв . рцы, л . сточки, д . лёкая, нар . дилась, з.лень, в.сенние, м.сяц.
Проверим свою работу с тем, что написано на слайде, называя проверочные слова и какой частью речи являются эти слова? Какое слово лишнее?
2.) Работа с 1-м текстом.
Сейчас мы будем читать и разбирать тексты о весне. Взяли карточку № 1.
а) Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.
– Почему говорят, что “март– это особенный месяц года”?(зима не хочет сдаваться….) (сл 8)
– Как всё изменилось вокруг с приходом весны? (ожил лес, деревья, птицы щебечут, солнце греет дольше и теплее)
б) Повторное чтение текста вслух по абзацам “цепочкой”(4 ч)
- Вы обратили внимание, что текст дан без названия. Давайте попробуем озаглавить.
в) Озаглавливание текста.
– “Весна пришла”, “Начало весны”, “Голубой март”.
г) Ответы на вопросы
– Как изменилась неживая природа с началом весны? Какое стало небо?(небо голубое, стало выше, греет солнце)
– Как ведут себя живые существа?( птицы щебечут)
– Почему март называют голубым? Докажите. (потому что всё стало светло,всё голубое – снега, дали, льды и т.д.)
д) Выборочное чтение
– Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес.(ожил лес, но ещё не одет)
– Найдите слова, которыми описывается первая зелень.( чуть дымится первая зелень……)
– Найдите в тексте предложения, в которых выражается восхищения тем, что наконец-то пришла весна. Прочитайте их правильно, выразительно.
– Объясните постановку знаков препинания в конце этих предложений.
е) Работа с предложением.
Наконец-то пришла долгожданная весна!
– Какое это предложение по цели высказывания? (побудительное), по интонации? (восклицательное), по составу? (простое)
– Разобрать по членам предложения. Найдите и выпишите глаголы неопределённой формы.
– Значит о чём мы прочитали в этом тексте? Что узнали? (О начале весны, об изменениях в природе…….)
–Правильно. Мы прочитали рассказ о начале весны, о её признаках, об изменениях в природе с приходом весны …
Посмотрите на картину И.И.Левитан « Весна. Большая вода» (сл 9)
и скажите, можно ли отнести его к нашему тексту. ( лес ожил, небо голубое,)
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение о начале весны в природе, её « первых шагах».
В.Татаринов “Весна близка”
Розовый, берёзовый В роще встал рассвет. Лютыми морозами Старый клён раздет. Ветер невидимкою, Плачет и поёт, В синем небе льдинкою Облачко плывёт. Но теплом повеяло Утром из леска, И земля поверила, Что весна близка! Покружит, уляжется И растает снег … Это только кажется, Что зима навек!
- Вот каким увидел поэт приход весны.
V. Физминутка. (сл10)
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад.
3) Работа над 2-м текстом. ( Парная работа)
А сейчас послушаем другой рассказ и скажем, к какому периоду весны он относится.
а) Чтение текста сильным учащимся.
– Скажите, к какому периоду весны он относится? ( Весна в полном разгаре)
б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам
-Как изменилась природа в самый разгар весны по сравнению с её началом?( распустились первые вес.цветы, над растениями порхают бабочки)
– Этот текст без названия. Как его можно озаглавить?
Как эти пары слов называются в русском языке? Что такое словосочетания? Из каких частей речи они состоят? (прилаг+сущ)
- Разбор как часть речи слова – прилетела.( нф-прилететь, I спр, п.в, 3 л, ед.ч, ж.р., сказуемое) с комментированием.
7.) Только что мы прочитали прекрасные произведения о весне, написанные разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Художники особенно чувствуют картины родной природы. (сл 11)
- Посмотрите на репродукцию знакомой картины Саврасова « Грачи прилетели». Художник воспринимает природу, как живое существо, даже неподвижный камень у него может смеяться от солнечного тепла или страдать от зимней стужи.
- Что вы видите ребята на картине, что изобразил художник?
- Да, мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревенским домом, нераспустившими берёзами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи.
- Послушайте стихотворение Э. Мошковской, а о чём оно догадайтесь и потом скажите, есть ли это на картинке.
Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он не из ваты,
Он ноздреватый,
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый,
Старый и добрый.
- ПРАВИЛЬНО. Серый снег на картинке. Какая часть речи здесь в основном используется? Перечислить какие запомнили.
- Смотря на эту картину, составьте любые предложения о весне, используя разные части речи.
(Наступила долгожданная весна. Белый снег потемнел и начал таять. Потекли весёлые ручьи. На деревьях сидят грачи) Запишите любое.
8) Творческое задание в группах.
Я раздаю всем по предложению. Вам нужно составить связный рассказ.
1 группа Ранняя весна.
Наступает радостное время года.
Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг.
Синее небо высокое.
По небу плывёт лёгкое облачко.
В вершинах деревьев шумит весенний ветер.
Счастливое время!
2 группа Приход весны. Светит яркое солнце. По небу бегут голубые облака. На деревьях появляются зелёные листочки. Из тёплых стран прилетают птицы.
9) Не только художники изображали весну, но и ведь многие композиторы тоже описывали природу. Очень любил природу композитор Пётр Ильич Чайковский. Послушайте отрывок из произведения « Времена года» этого композитора, а вы потом скажите, как она называется смотря на слайды (сл12) (« Подснежник»)
-«Прощай,зима, здравствуй , весна» - такие чувства, такие мысли вложил композитор в свою музыку.
Чтение стихотворения П. Соловьёва “Подснежник”
В саду, где берёзы столпились гурьбой, Подснежника глянул Глазок голубой. Сперва понемножку Зелёную выставил ножку. Потом потянулся Из всех своих маленьких сил И тихо спросил: “Я вижу, погода тепла и ясна, Скажите, ведь, правда, Что это весна?”
VI. Итог урока
- Итак, о чём мы сегодня говорили? (о весне, какая бывает в начале периода и в самом разгаре)Что мы писали? ( предложения, повторили части речи, разбор как часть речи)
- Что нового узнала гостья весна. (Сколько много пословиц, стихов знают о весне.) И я призываю вас беречь, любить и охранять природу.)
- Вы хорошо поработали. Посмотрите сколько книг о весне пишут писатели.