Гимназия №10 г. Зеленодольска РТ
Лутфуллина Рафика Ураловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Урок литературного чтения во 2 классе с использованием элементов критического мышления и ИКТ по проекту «Дети и родители,
жить в сказке не хотите ли?»
(Е. В. Бунеева «Маленькая дверь в большой мир»
Образовательная система «Школа 2100 )
Тема: В.Д. Берестов «Честное Гусеничное»
Цель: Формирование у детей соответственного отношения к природе.
Задачи:
- познакомить с творчеством Берестова В. Д.;
- формировать навыки правильного, выразительного чтения;
- закреплять умение прогнозировать и анализировать, развивать креативность мышления;
- учить задавать вопросы, которые стимулируют диалог, желание что-то узнать и критический подход;
- учить видеть чудо, видеть красоту во всем, быть щедрыми чуткими.
Эмоциональный настрой.
Доброе утро, дорогие ребята.
Сегодня у нас необычный урок. Вместе с вами мы отправимся в увлекательное путешествие, в котором вас ждёт много нового, интересного, необычного. Вам интересно узнать, куда мы отправляемся?
А сейчас каждый из вас побывает в стране Вообразили. Знаете такую? Приготовились. Закройте глазки. Попробуйте представить себе такую картину: ранее летнее утро. Тишина. Вы медленно идете по цветущему лугу. Каждый цветок, каждая травинка приветствует вас легким поклоном. Солнышко проснулось и ласково улыбается, посылая свои лучики на землю. Вокруг летают красивые бабочки. Все в радостном ожидании чего-то необыкновенного. Вам передается это радостное настроение. Вы улыбаетесь и думаете только о приятном.
Откройте глазки. Я думаю, что это прекрасное настроение вы принесете через весь урок.
Ребята, как вы думаете, каждый ли человек может заметить эту красоту в обычной жизни?
Я согласна с вами, только очень внимательный, наблюдательный человек способен это заметить.
Слова Паскаля (слайд №1)
Воображаемая картина (слайд №2)
Как эту красоту увидел автор В. Берестов, мы сегодня и узнаем на уроке. Об авторе. (Слайд №3)
Валентин Дмитриевич Берестов
В. Д. Берестов родился в городе Мещовске Калужской области в семье учителя истории-человека доброго и талантливого. Научившись в 4 года читать, он часто стоял у ворот и ждал почтальона со свежим номером «Чижа» или «Дружных ребят». С тех самых пор он навсегда полюбил детскую литературу. Детство прошло в военные годы. Эвакуация в Ташкент оказалась для будущего поэта решающим этапом в судьбе. В далеком трудном военном году на улице Самарканда знаменитый поэт Корней Чуковский повстречал мальчика. Мальчик писал стихи и почти умирал от голода. Корней Иванович был человеком очень чутким к беде, он помог Вале Берестову. Так подросток встретился с Чуковским, которому решился показать тетрадку со стихами, героическими балладами и поэмами. Благодаря Чуковскому его стихи стали появляться на страницах журналов и газет. Лучшие детские писатели страны-С. Маршак, А. Толстой, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер - дарили молодого поэта своей дружбой. Помимо поэзии Берестов увлекался историей, археологией, путешествиями. Он окончил исторический факультет МГУ, много путешествовал, принимал участие в раскопках Великого Новгорода, затерянного в Туркменской пустыне древнего Харезма. Увлеченный археолог писал повести, занимался переводом и адресовал это взрослым, а свои первые строки для малышей он написал, когда у него появилась маленькая дочь Марина. Так неожиданно для самого себя он начал писать для детей. Берестов – человек открытия. Наука и искусство прекрасно уживаются в его душе. А еще поэт открыл в себе два новых дара – композитора, певца, исполнителя собственных песен.
Берестов детям (слайд №4)
Кукольная песенка (слайд №5)
Артисты, кукловоды, петрушка (слайд №6)
Прием «Вызов»
(Слайд №7)
Учитель: Эта загадка, которая поможет узнать, кто является главным героем следующего рассказа.
Загадка
Расту червячком, питаюсь листком,
__Г______________________________
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу, но снова весной
__К______________________________
Я вдруг оживаю, свой дом покидаю.
__Б______________________________
Учитель: Представьте себе, что гусеница умеет говорить.
Значит какое произведение мы будем читать? (сказку)
Честное гусеничное В. Берестов (Слайд №8)
Учитель: Какое интересное заглавие, так и хочется его закончить. Добавьте подходящее по смыслу слово «Честное …»
Ч е с т н о е с л о в о
Ч е с т н о е г у с е н и ч н о е
Учитель: А кто так мог сказать? (Гусеница)
Рассматривание иллюстраций (стр. 128 Бунеева «Маленькая дверь в большой мир»)
- О какой героине мы узнали? (О гусенице)
- А где же здесь гусеница? (Превратилась в бабочку)
- Предположите чем могла закончить клятву гусеница?
Гусеница: «Честное гусеничное слово, что…»
Метод «логические цепи» (слайд №9)
- Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо. Я стала бабочкой.
- Дал слово надо его держать, даже если ты гусеница.
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно.
Учитель: А верно ли выстроена цепь, мы узнаем позже, когда прочитаем сказку.
Самостоятельное чтение на своих местах.
Чтение с остановками.
Работа в парах. Анализ содержания по вопросам. Метод «толстые и тонкие» вопросы.
1-2 абзацы: Чему радовалась гусеница? Какая она?
Согласны ли Вы с ее мнением?
О чем сожалела гусеница? (Что никто не замечает ее красоты)
3-4 абзацы: «Но однажды ей повезло»
В чем выражалась это везенье? (ее увидели)
Что ожидала услышать гусеница? (Какие у тебя красивые полоски!)
А что услышала она? (Какая гадость…)
Обрадовали ли ее слова девочки? (Расстроили)
Что решила гусеница? (Даю честное гусеничное слово)
5-7 абзацы: Как гусеница держала слово? (она решила спрятаться в кокон)
Легко ли было сделать кокон?
Как она трудилась?
Каким словом играет писатель? (замоталась)
Словарная работа (Слайд №10)
Что имела в виду гусеница, говоря, что она совершенно замоталась?
(Устала, утомилась, замотала себя шелковой ниткой)
8-9 абзацы: Что происходила с гусеницей в коконе?
Как она выбралась из кокона?
Догадались ли Вы, почему она «падала вверх»?
С 11 абзаца до конца:
Почему девочка восхищалась бывшей гусеницей?
Почему гусеница не поверила девочке? (она еще не знала, что превратилась в бабочку)
Какой увидела себя гусеница в капле росы?
После чтения
О чем вы узнали в этой сказке? (О жизненном цикле бабочки)
А кроме превращения гусеницы в бабочку. Что вы узнали вообще о жизни?
Работа со сказкой после чтения.
Работа в группах, центрах.
Центр «Читатели».
Задание: деление сказки на части.
В загадке и в сказке – 3 части. Разделить сказку так, что бы они соответствовали частям загадки
1 часть загадки
1 часть сказки
озаглавливание 1 части сказки
Чтение главной мысли между строк (слайд №11)
Ключевые слова (слайд №12)
Научно-исследовательский центр «Исследователи».
Задание: используя энциклопедию расскажи о жизненном цикле бабочки
Центр «Языковеды».
(Слайд №13) Задание: написать эссе «Для чего нужна людям красота? Что она может?»
(Слайд №14) Высказывание Жан Жак Руссо.
Беседа. Вы слышите последние слова бабочки.
Что она называет самым обыкновенным чудом? (Я стала бабочкой!)
(Слайд №15) Сказка Берестова напоминает по идеи сказку Г. Х. Андерсона «Гадкий утенок».
Чудо в том, что в сером слоне можно увидеть розового слона, если он добр, весел и великодушен. Чудо – это надежда автора. А надежда может совершать чудо!
Что бы наша земля, планета оставалась цветущей, поющей на разные голоса, чтобы люди умели видеть красоту во всем, были щедрыми, чуткими. Надо научится беречь нашу землю, ведь ее передают в твои руки!
Бережное отношение к природе (слайд №16)
Как много чудес в природе! Надо быть внимательным, что бы они тебе открывались. (Слайд №17)
Красота спасет мир! Достоевский (Слайд №18)
Красота глазами детей (Слайд №19)
Домашнее задание. Ответь на вопрос: «За что наша планета может сказать тебе спасибо?»