Тема: произведения о животных. Ю. Дмитриев «Медвежата»; Г. Снегирёв «Медвежата»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучающего чтения.
Цели:
Познавательные: - ознакомление с рассказом Ю. Дмитриева «Медвежата»,
Г. Снегирёва «Медвежата»;
- осознанное восприятие литературного произведения;
- формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного
и прослушанного произведения;
- построение рассуждений;
Регулятивные: - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходи
мые действия, операции, действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые
коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности,
искать их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в
общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою
точку зрения;
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с
учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся,
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- участвовать в творческом процессе.
Дидактические средства:
для учителя: средства ИКТ (презентация), фрагмент видеофильма, интерактивная доска.
для учащихся: учебник, карточки для парной работы, смайлики для определения настроения
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Мы учим их – они учат нас.
-Чему учимся на уроках литературного чтения
- С чего начнём урок?
1. Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Свеча», "Пушинка», « Цветок».
2. Работа по таблице гласных.
Слайд №3
а) открытый слог
а о у ы и э (беззвучно, шёпотом, громко ).
б) Произнесите согласные звуки вместе с гласными:
?АО - ОУ - УЫ — ЫИ - ИЭ
АОУ — УЫИ — ИЭА
? МИ — МИ - МИД МЁ — МЁ - МЁД
МА — МА — МАД МЕ — МЕ — МЕД
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком.
Повторение скороговорки на память с движениями рук.
- Закройте глаза, послушайте.
-Куда отправимся сегодня за новыми открытиями?
Сегодня мы с ребятами
В дремучий лес пойдём
Кто хочет в путь? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём!
- А кто научит нас слышать лесные разговоры, познакомит с жизнью лесных обитателей?
- Вспомните писателей, произведения которых мы уже читали о природе. У вас на столе карточки.
- Прочитайте фамилии авторов и заголовки произведений. Укажите кто что написал.
- Как будете работать? Почему?-Кроме известных вам писателей, есть ещё писатели, которые пишут о природе. Это Юрий Дмитриев и Геннадий Снегирев.
- Делом их жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам.
- А кто знает, где можно увидеть портреты писателей и почитать их рассказы?
(Выставляю ряд книг у доски Юрия Дмитриева и Геннадия Снегирева).
- И сегодня мы познакомимся с творчеством этих замечательных детских писателей.
- Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?
- На уроке мы будем изучать интересные рассказы писателей о животных. Как мы работаем над новым произведением? (Составляем план).
Отгадайте загадку:
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мед-
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Кто это?
- Докажите, что отгадкой является слово «медведь».
- Какие слова из загадки помогли отгадать загадку?
Что знаете о медведях?
- В жизни медведей происходит много интересного.
Подумайте, что нового мы можем узнать сегодня на уроке?
Определите тему урока!
- Изучение рассказа Ю. Дмитриева «Медвежата».
- Прочитайте, как Ю. Дмитриев назвал свой рассказ.
Предположите, о ком будет это произведение?
- Мы сейчас будем изучать рассказ, который написал Ю. Дмитриев.
Слайд№9.
- Прочитайте слова на слайде! Предположите, как могут развиваться события?
Первичное знакомство с произведением..
-Понравился рассказ?
- Почему автор назвал рассказ именно так?
-Какую картину представили, слушая рассказ
Обсуждение прочитанного с элементами выборочного чтения.
2. Первичное ознакомительное чтение по абзацам рассказа Ю. Дмитриева «Медвежата».А) Самостоятельное моделирование обложки. Б) Организация фронтальной устной работы у доски
Составление коллективного синквейна «Медвежата».
Медвежата.
Крошечные, маленькие, большие.
-Какие слова помогают «нарисовать» действия медвежат?
Родятся, питаются, растут, сидят, вылезли, увидели, научились, слижут.
Обобщение:
Зимой, весной и летом рядом с мамой медведицей.
Вывод: дикие звери - хищники.
- Чтобы вы хотели ещё узнать по теме нашего урока?
- А что вас заинтересовало на нашем уроке?
- Что понравилось больше всего?
На доске корзина.
- Ребята! Если на уроке
?было интересно, узнали новое, получилось всё отлично – красная малинка
? было интересно, получилось хорошо – жёлтая малинка
?не всё получилось, как хотелось – зелёная малинка.
И давайте подарим нашу корзинку с малинкой медвежатам, чтобы они не болели.
- А сейчас давайте поблагодарим всех, кто сегодня активно работал на уроке. Кому бы вы сказали три «Спасибо» за урок?