Урок познания мира.
Тема урока: Космос.
Цели урока:
Сформировать представление о Вселенной, Солнечной системе, ее планетах, о созвездиях и космических телах.
Познакомить учащихся с астрономией – наукой изучающей Вселенную.
Разъяснить, чем отличаются планеты от звёзд, о значении исследования космоса.
Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, делать выводы.
Воспитывать дружбу, взаимовыручку, интерес к исследовательской работе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Методы преподавания: информационно – сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично – поисковый; поисковый;
Оборудование, наглядность, ТСО:
Базовые знания: Земля – планета Солнечной системы. Солнечная система – небольшая часть Вселенной. Она относится к звездной системе – Галактике. Во Вселенной имеются миллионы галактик. Близкие друг к другу галактики образуют группу галактик. В настоящее время люди изучают ближний космос.
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
-Видеть Вас мы очень рады!
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Смело, четко говорим
И красиво все сидим.
-Пусть наш урок принесет вам радость открытий.
2.Введение в тему.
Слайд3
-Сегодня не возможна жизнь без спутниковой связи, без Интернета, без телевизионных программ, телефонных звонков, без информации о погоде и без многого другого. Как без всего этого мы сможем жить? Да мы просто вернемся в каменный век!
-И всё то, чему мы так привыкли, что нас так манит, и является темой урока.
-Внимание на доску!
Слайд 4
Разгадывают ребус.
Слайд 5
-Правильно! Космос. Назовите синоним к слову космос?
Слайд 6
-Вселенная.
-Какие ассоциации у вас возникают с этим словом?
Слайд 7
-Считают, что Вселенная образовалась в результате огромной вспышки, названной Большим Взрывом.
Слайд 8
-Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка, задавался вопросом: что там, далеко-далеко? Есть ли жизнь на других планетах? Кто создал этот удивительный мир?
Слайд 9
-Человека с древних времён интересовало космическое пространство. В процессе развития человечества менялись представления о Вселенной. Трое учёных из разных времён собрались вместе и начали спорить. Давайте разберёмся, кому из них принадлежат высказывания, и определим, кто из них прав.
-Каждое утро в золотой колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней, поднимается из моря в небо Гелиос – бог Солнца. Так гласит легенда древних греков.
-Другие древние утверждали, что наша планета поддерживается слонами. А каков на самом деле наш мир?
-Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это Вселенная.
-Перед вами вопросник, прочтите вопросы и скажите, что вы знаете, о чём можете предположить, а что для вас неведомо? (Приложение)
-Предлагаю самостоятельно сформулировать цели нашего урока?
-Сегодня вы услышите много интересного, полезного и даже новости из космоса! В то же время вы будете заполнять космический дневник, для того, чтобы достичь поставленные перед нами цели.
-Так что же такое космос? Как связан человек с космосом? На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы, работая в космических центрах активности.
Повторим правила работы в центрах:
— Не перебивать друг друга
— Помогать друг другу
— Правила «трех», если что-то не понятно, спроси у трех товарищей, а только потом у учителя.
Желаю вам работать активно, сосредоточено, чтобы уложиться во времени. После каждой выполненной работы вы должны каждый оценить свою деятельность.
В вашем расположении:
центр активности №1
центр активности №2
центр активности №3
центр активности№4
-А сейчас сядьте поудобнее в свои космические кресла. Мы начинаем!
3. Изучение нового материала. Эпизод 1
Фрагмент видео урока№1
Работа со словарём.
-Какая наука изучает мир космоса? Найдите в своих космических словарях подходящее к нему значение и впишите слово «астрономия», «космос».
-Послушайте стихотворение Ларисы Бесчастной.
Мальчик, шустрый и курносый,
Подошёл к отцу с вопросом:
– Папа, космос он какой?
Он косматый и пустой?
– О, сынок! – воскликнул папа
Уронив газету на пол, –
Космос он такой! Такой…
Да… Вопросик непростой.
Как же быть тут? Вот докука…
Сын трясёт отцову руку:
– Ну! Какой он? Голубой?
– Нет! Он синий! И большой.
Много разных в нём планет
Но людей там вовсе нет…
Почесал сынок макушку
И пошёл к своим игрушкам.
Но минут так через пять
Снова начал приставать:
-Скажите, что в ответе папы для мальчика осталось непонятным?
-Как бы вы ответили мальчику на этот вопрос? Ваши предложения.
-Что такое планета?
Работа со словарем.
Слово «планета». Зачитывает ребенок.
Дети находят значение и вписывают понятие в космический словарь.
-Дальше открывать для себя новое мы будем вместе с говорящим совёнком.
-Внимание на доску!
Флешролик «Солнечная система» Эпизод 2
Работа со словарём.
-Найдите в словариках, какое значение подходит к понятию Солнечная система
-Что такое «орбита»? Ребенок зачитывает. Дети вписывают.
Работа в группах.
Детям предлагают взять по три жетона из коробочки с номерами.
-Перед вами информация о планетах. (Приложение). Она разбросана и скрыта. Вам помогут её собрать цифры, которые вы выбрали. Выделите предложения соответствующие цифрам, выделите её разным цветом, чтобы не запутаться, и по очереди приготовьтесь её прочитать. Остальные члены центров в это время работают со своей картой, на которой также есть модель солнечной системы. Подписывайте названия планет, раскрасьте. (Приложение)
Дети выходят по очереди. Сначала читают информацию, предполагаемые названия планет, а затем работают по заданию ролика.
Слайд10
Проводится тест. (Приложение)
Дети взаимооценивают, сверяют с ключом ставят оценку и заносят в космический дневник.
Физминутка.
Эпизод 3
-Я хочу вам прочитать продолжение разговора любопытного малыша с папой.
– Папа! Звёзды там живут?
Облака туда плывут?
Вверх повёл отец руками:
– Космос, сын, за облаками,
Пыль там мелкая со льдом.
Космос –это звёздный дом!
-Как вы думаете, о чём мы продолжим разговор?
-Молодцы! Правильно и свои ответы мы будем находить в учебнике стр. 68-69
4.Работа с материалом учебника.
-Одновременно заполните словарик.
-Что вы прочитали о Солнце?
-Что такое звёзды? Созвездие?
-Сколько всего выделяют созвездий?
-Сколько можно увидеть звёзд невооружённым глазом?
-Наши одноклассники приготовили интересную информацию про созвездия.
И мы в это время посмотрим , как загораются звёзды.
Флешролик «Собери созвездие» Эпизод 4
Выступление детей о созвездиях. Их легенды.
-О некоторых их них вам расскажут дети.
-Большая Медведица и малая Медведица.
-Самые яркие, хорошо видимые невооружённым глазом звёзды обеих Медведиц образуют на небе фигуры, очертаниями напоминающие ковши. Они состоят из 7 звёзд. "Ковш" Большой Медведицы широко раскинулся на небе. Чуть правее, как бы перевёрнутый относительно него, светит менее яркий ковш Малой Медведицы. На кончике "хвоста" Малой Медведицы (конец ручки хвоста) сейчас располагается самая известная звезда - Полярная. Она указывает путешественникам на суше и на море направление на север. С этим созвездием связана удивительная легенда.
-Давно это было. Среди холмов расположилась обычная деревня. В деревне жили обычные люди. В одной семье была дочь, звали её Айна. Девочка была добрее всех в деревне.
Как-то раз на рассвете на окраине деревни появилась странная чёрная повозка, запряжённая чёрными лошадьми. Повозкой управлял человек, одетый во всё чёрное, он громко смеялся. На повозке стояла клетка, в которой сидел белый медвежонок, сосал лапу, а из его глаз текли слёзы. Жители деревни возмущались, но никто не смел сказать ни слова чёрному человеку. Только Айна попросила отпустить белого медвежонка. На что незнакомец рассмеялся и ответил: "Я отпущу медвежонка в том случае, если кто-нибудь отдаст за него свои глаза." Все молчали, а Айна согласилась. Тогда человек выпустил медвежонка, а Айна потеряла зрение. Незнакомец исчез, Айна плакала. Медвежонок привязал Айну за верёвочку и водил по деревне. Люди видели, как белый медвежонок уводил девочку по лунной дорожке в небо.С тех пор они всегда видны, чтобы люди помнили о добре и зле.
-Изучая созвездия древний человек заметил, что они двигались по небу. Одни созвездия появлялись весной, проходили по небу, а потом исчезали. За ними шли летние, осенние и зимние созвездия.
-Каждый месяц новый знак Зодиака появлялся на восточном горизонте, и Солнце, и Луна, кажется, выходят именно из этого знака. Как вы думаете -сколько зодиакальных созвездий существует?
-Что осталось не заполненным? Млечный путь Вы бы хотели знать?
Слайд 11, 12
-На какой вопрос ещё вопрос вы нашли ответ? Что вас удивило?
-Сколько существует Галактик?
-Что удерживает звёзды, чем они связаны друг с другом?
-Что ещё, кроме звёзд, включает в себя Галактика?
Слайд 14
Сделаем вывод.
-Солнечная система — лишь одна из многих подобных систем во Вселенной. Каждая звезда, как и наше Солнце, имеет свою систему. Системы объединяются в Галактику. А Галактики образуют Вселенную.
Слайд 15
Игра «Крестики-нолики»
Выполнив задание, у вас получится контур, напоминающий одно из созвездий. Если на вопрос нужно ответить положительно - ставится «+», отрицательно – «0« (заполнение производится по горизонтали).
* Солнце – самая большая звезда. (0)
* Солнце – это звезда. (+)
* Звёзды кажутся маленькими, потому что находятся далеко от Земли. (+)
* Планета в переводе означает «блуждающая звезда». (+)
* Звезда излучает свет. (+)
* Расстояние между космическими телами измеряется в км. (0)
* Наша Галактика –это громадное скопление звёзд. (+)
* Каждая звезда, как и наше Солнце, имеет свою систему. (+)
* Вселенная и Галактика – это одно и тоже. (0)
-Какое созвездие напоминает полученное изображение?
-Оцените свою работу. Поставьте оценку в свой дневник
Эпизод 5
-Отгадайте загадку!
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — …комета
-Вам приходилось видеть когда нибудь падающую звезду?
-Как выдумаете, а комета относится к небесному телу?
-А какие ещё тела образуют Вселенную?
-Внимание на доску!
Видеоролик №2 (дети смотрят видео о комете, метеоритах?
-Что такое комета?
-Из чего состоит комета?
-Как вы объясните загадочное явление падающей звезды?
Эпизод 5
Работа по группам.
Ученики получают задания.
1 задание: Прочтите данную информацию и запишите отличия и сходства между планетой и звездой.
2 задание: Придумайте сказочную планету. Создайте её паспорт.
3 задание: Отгадайте загадки про планеты, приготовьтесь загадать классу, решите задачу, одновременно расставляя на доске планеты по своим орбитам вокруг солнца.
Задача.
Диаметр Земли – 12740 км.
Диаметр Юпитера - ? в 11 раз больше
Вычисли диаметр Юпитера.
Решение:
12740км * 11 = 140140 км – диаметр Юпитера.
4 задание: Прочитайте данную информацию о значении космоса, обсудите, сделайте наброски и докажите, что это необходимо, (Приложение)
Отчет экипажей о проделанной работе. Весь наглядный материал, с чем работали вывесить на доску.
Вывод: Космическая техника поможет решить многие энергетические проблемы, исследовать и изучить поверхность Земли, позволит избавить планету от загрязняющих производств.
5. Итог урока.
- Что ты узнал о Вселенной или космосе?
-На следующем уроке мы прочитаем о первых животных, побывавших в космосе, о первых космонавтах.
6. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.
Домашнее задание:
1.Учебник стр. 68 – 69 прочитать.
2.Приготовить информацию о спутниках планет, или сообщение о созвездиях. (выборочно, по желанию)
-Возьмите в руки светлые звёздочки , которые во Вселенной горячие и запишите свои приятные впечатления. Ну а если вы от урока не получили чего ожидали, то возьмите красные, они холодные. И вместе со мной проговорим слова.
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь,-
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Детям предлагается посмотреть новости Вселенной. Ролик о космической гостье, комете Ланджое.