kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок и презентация по теме "Разнообразие птиц" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познание мира 2 класс

 Тема: Разнообразие птиц.

 Цели: - сформировать знания  о разнообразии птиц, как о части животного мира; познакомить с особенностями строения;  ролью в природе; средой обитания через использование приемов технологии ТРИЗ и сотрудничества; научить определять принадлежность животного к своей группе;

- развивать внимание, речь, логическое мышление;

- воспитывать сознательную дисциплину, интерес к предмету, бережное отношение к природе и птицам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие птиц Кушнарева И.В.»

Познание мира 2 класс

Тема: Разнообразие птиц.

Цели: - сформировать знания о разнообразии птиц, как о части животного мира; познакомить с особенностями строения; ролью в природе; средой обитания через использование приемов технологии ТРИЗ и сотрудничества; научить определять принадлежность животного к своей группе;

- развивать внимание, речь, логическое мышление;

- воспитывать сознательную дисциплину, интерес к предмету, бережное отношение к природе и птицам.


Ход урока

I.Организационный момент:

Мы пришли сюда учится

Не лениться, а трудиться

Чтобы больше нам узнать

Природу будем изучать.

II. Повторение:

- Какую тему мы изучаем на познании?

- Проверим хорошо ли вы их усвоили?

1. Работа в паре: Игра « Точка зрения». У вас на столах задание.

Вы должны прочитать текст, догадаться о каком виде животных идет речь. ( « Тихий ответ» - учителю на ушко)

Затем рассказать о своем виде животных другим ребятам от своего имени. То есть представить себя этим видом животных, рассказать о себе, не называя название.

Догадайтесь, о каком виде животных идет речь?

  • Самый распространенный вид животных. Может адаптироваться к различным природным условиям, поэтому обитает по всему земному шару. На суше и в воде, на юге и крайнем севере. Тело обычно покрыто шерстью. Имеют 4 конечности. Рождают живых детенышей и вскармливают молоком.

  • Типичные наземные животные. Тело покрыто чешуей. Имеют 4 конечности или совсем нет конечностей. Потомство появляется из яиц. Способ их передвижения – ползание, пресмыкание по земле. Второе название – рептилии.

  • Эти животные обитают в водоемах: морях, реках, океанах. Имеют удлиненное и обтекаемое тело, покрытое чешуей. Передвигаются с помощью плавников и хвоста. Размножаются икрой, из которой сначала появляются мальки, а затем вырастает взрослое животное.

  • Эти животные рождаются в воде, но большую часть жизни проводят на суше. Тело покрыто кожей. Бывают хвостатые и бесхвостые. Имеют 4 лапы. Размножаются икрой, из которой сначала появляются головастики. Второе название этих животных «амфибия»- что в переводе означает «живущий двойной жизнью».

  • Самый многочисленный и древний класс животных. Тело состоит из трех отделов, покрытых насечками: головы, груди, брюшка. Имеют 6 лап. Некоторые виды имеют 4 крыла. Размножаются яйцами, из которых появляются личинки, затем куколка и взрослое животное.

2. Проверка работы пар: Вы можете говорить вместе, можете выбрать одного отвечающего. Главное, чтобы вы работали дружно (дети рассказывают о своей группе животных) Другие должны догадаться, о ком идет речь.

Оценивание.

Физминутка: - Сейчас мы немного отдохнём

Игра « Кто внимательный?» ( учитель называет рыбу – плывем; земноводное- подпрыгнули; пресмыкающееся- шипим и гладим живот; млекопитающие - шагаем) Щука, лягушка, крокодил, лиса, карась, жаба, ящерица, медведь, лещ, квакша, змея, кит, ерш, уж, человек, линь, черепаха.

III. Новый материал:

- А теперь скажите, о животных какой группы мы не вспомнили? ( о птицах).

-Кто догадался, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам).

- Чему сегодня на уроке вы должны научиться? (различать птиц по их характерным признакам, называть части тела птицы, определять виды птиц).

Запись темы урока. Разнообразие птиц.

- Для начала давайте заглянем в гости к Муравьишке Вопросику. Сейчас он не один, у него в гостях Мудрая Черепаха. И он ей рассказывает вот такую историю:

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»

Проблемный вопрос:

-А вы ребята как думаете? Можно ли курицу, бабочку, летучую мышь отнести к группе птиц или нет? (ответы детей)

-Для того чтобы убедиться, правы вы или нет, давайте обратимся к очень интересной науке, которая занимается изучением жизни птиц, а называется она - орнитология. Следовательно, учёные-люди, которые изучают птиц - орнитологи.

Птицы распространены по всему миру, весьма разнообразны, многочисленны и легкодоступны для наблюдения.

Давайте рассмотрим птиц в нашем волшебном экране. Выясним, чем похожи птицы на других животных и чем отличаются.

  1. Системный оператор (функциональный)

Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель
Трудится весёлый (дятел)


Гонит в воду мать взашей
Непослушных малышей:
"Что? Боитесь? Ну и шутки!
Кря-кря-кря! Ведь вы же  (утки)

Рыбку цапнула в пруду.
Цап!- и нет. Имей ввиду
На носу осталась капля.
А зовут ту птицу (Цапля)

1экран: Дятел, утка, цапля (вывешивается фото)

- Как вы думаете, кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.) На какие виды их можно разделить? (диких и домашних)


Прошлое системы. лес степь Будущее системы

река болото

2(надсистема)

Яйцо птенец 4 1(система) 5

Птицы

3 (подсистема)

части тела


2экран. Частью чего являются дятел, утка, цапля? Где мы их можем увидеть?

Птиц очень много видов, их можно увидеть в лесу, в горах, степях, песчаных районах, реках, болотах, озерах и т.д..

По месту обитания птицы делятся на: водоплавающих и птиц открытых пространств. Так же птицы бывают перелетные и оседлые.

3экран. - Муравьишка встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать, значит, она птица? Прав ли Муравьишка? (Нет.)

- Почему? (Бабочка насекомое.)

- По какому признаку мы различаем птиц? (Тело птиц покрыто перьями.)

- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)

- Давайте познакомимся со строением птицы.

-Какие части тела можно выделить?

- А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. У птиц, питающихся мясом клюв толстый и снабжен крючком, для разрывания мяса. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. На какие два вида можно разделить птиц по питанию? С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.

У птицы 2 ноги. Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев и ног тоже разная. Почему у цапли такие длинные ноги? Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. Но не все птицы умеют летать.

Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

Вот почему их второе название пернатые.

Электронная физминутка «Птицы»

2. Закрепление нового материала. Практическая работа.

- У вас на партах в конвертах лежат перья. Достаньте их. (Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья?

- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? (внутри перо полое, пустое- вот поэтому оно такое лёгкое).

- Я обмокну перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит?

- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.

А знаете ли вы, что раньше в старину, когда не было таких шариковых ручек, как сейчас, люди для письма приспосабливали как раз птичьи перья. Наиболее удобное и крепкое было гусиное перо. Его обрабатывали специальным способом, а при письме это перо макали в специальные чернильницы, в которых были чернила, а затем уже писали по бумаге. Таким пером сочиняли свои прекрасные произведения многие великие русские поэты и писатели, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин.

Вывод:

- Итак, мы выяснили, что тело птицы - хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода.

4экран. Откуда появилась птица? Какой она была до того как стала взрослой?

птенец яйцо

Многие ученые считают, что предками птиц были динозавры. Связать птиц с рептилиями позволило открытие в Европе остатков вымершего существа археоптерикса (Archaeopteryx litographica), жившего во второй половине юрского периода, т.е. 140 млн. лет назад. Он был величиной приблизительно с голубя, имел острые зубы в ячейках, длинный, как у ящерицы,хвост и передние конечности с тремя пальцами, несущими крючковатые когти. Большинством признаков археоптерикс походил больше на пресмыкающееся, чем на птицу, если не считать настоящих перьев напередних конечностях и хвосте. Особенности его показывают, что он был способен к машущему полету, но только на очень короткие расстояния.

5экран. Птица выросла, стала самостоятельной. Что с ней будет дальше?

Создаст семью, устроит жилище (гнездо, дупло, ?),будет ухаживать за потомством. Так и трудится птица до конца жизни, принося пользу природе. А о том, какую пользу приносят птицы, мы поговорим на следующем уроке.

  1. Закрепление. Посмотрите на наш экран.

- Какие основные признаки птиц мы узнали? На какие виды делятся птицы?

1. Работа в группе: Игра «Куча мала» Распределите птиц по группам.

1 группа: Дикие и домашние. (Курица, соловей, ворона, гусь, утка, скворец, индюк, жаворонок).

2 группа: Хищные и травоядные.( Орел, тетерев, филин, голубь, воробей, снегирь, сова, беркут)

3 группа: Перелетные и оседлые.( глухарь, рябчик, ласточка, кукушка, сорока, трясогузка, дятел, грач).

  1. Тест «Птицы» ______________________________

1.У всех птиц тело покрыто:

а) шерстью б) чешуёй в) перьями

2 . Птиц называют:

а) рептилиями б) пернатыми в) млекопитающими

3. Выбери строку, где все животные относятся к птицам:

а) пингвин, воробей, аист б) бабочка, цапля, снегирь в) гусь, летучая мышь, орёл

4. По способу питания птицы бывают:

а) хищные, растительноядные, всеядные б) всеядные, хищные, растительноядные

в) зерноядные, насекомоядные, хищные

5. По месту обитания птицы бывают:

а) водяные и сухопутные; б) водоплавающие и открытых пространств;

в) наземные и водные.

  1. Взаимопроверка.

  1. Итог урока. Рефлексия.

К вам на парты прилетели птицы. Возьмите их и поселите на дерево. Если вам на уроке было легко, вы все поняли, поселите свою птичку на вершину дерева. Если вам было трудно, но вы справились- на нижние веточки. Если вам было трудно и вы плохо поняли материал – на травку под дерево.

  1. Д/З с. 63-64, Читать, ответить на вопросы.

Творческое: 1) Приготовить реферат о птице по выбору.

2) Найти ответ на вопрос: Какую пользу приносят птицы?

Дополнительное задание: Игра « Хорошо- плохо» что вид птиц так разнообразен


Просмотр содержимого презентации
«Разнообразие птиц (Кушнарева И.В.)»

Разнообразие птиц

Разнообразие птиц

Задачи:

Задачи:

  • Научиться различать птиц по их характерным признакам;
  • Определять виды птиц;
  • воспитывать бережное отношение к природе и птицам.
Разнообразие птиц.

Разнообразие птиц.

Муравьишка - вопросик

Муравьишка - вопросик

Дикие и домашние

Дикие и домашние

Водоплавающие и птицы открытых пространств

Водоплавающие и птицы открытых пространств

Перелетные и оседлые

Перелетные и оседлые

Оперение

Оперение

Птенцы

Птенцы

археоптерикс

археоптерикс

гесперорнис

гесперорнис

ДИАТРИМА  

ДИАТРИМА  

Семья, жилище

Семья, жилище

Тест

Тест

  • 1. В
  • 2 .Б
  • 3.А
  • 4.А или Б
  • 5.Б
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Открытый урок и презентация по теме "Разнообразие птиц" 2 класс

Автор: Кушнарева Ирина Владимировна

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Насекомые, звери, птицы, рыбы""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nasiekomyie-zvieri-ptitsy-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "302072"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457059301"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Экологическое воспитание на уроках кубановедения"
    ["seo_title"] => string(53) "ekologhichieskoievospitaniienaurokakhkubanoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "274874"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452452172"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "открытый урок по познанию мира в 1 классе "Разнообразие животного мира ""
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyiurokpopoznaniiumirav1klassieraznoobraziiezhivotnoghomira"
    ["file_id"] => string(6) "297889"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456245363"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект открытого урока по окружающему миру "Черноморское побережье Кавказа""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_chiernomorskoie_pobieriezh_"
    ["file_id"] => string(6) "365019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480684819"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему : «Млекопитающие, их многообразие» "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-na-tiemu-mliekopitaiushchiie-ikh-mnoghoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "134078"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416663734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства