Познание мира 2 класс
Тема: Разнообразие птиц.
Цели: - сформировать знания о разнообразии птиц, как о части животного мира; познакомить с особенностями строения; ролью в природе; средой обитания через использование приемов технологии ТРИЗ и сотрудничества; научить определять принадлежность животного к своей группе;
- развивать внимание, речь, логическое мышление;
- воспитывать сознательную дисциплину, интерес к предмету, бережное отношение к природе и птицам.
Ход урока
I.Организационный момент:
Мы пришли сюда учится
Не лениться, а трудиться
Чтобы больше нам узнать
Природу будем изучать.
II. Повторение:
- Какую тему мы изучаем на познании?
- Проверим хорошо ли вы их усвоили?
1. Работа в паре: Игра « Точка зрения». У вас на столах задание.
Вы должны прочитать текст, догадаться о каком виде животных идет речь. ( « Тихий ответ» - учителю на ушко)
Затем рассказать о своем виде животных другим ребятам от своего имени. То есть представить себя этим видом животных, рассказать о себе, не называя название.
Догадайтесь, о каком виде животных идет речь?
Самый распространенный вид животных. Может адаптироваться к различным природным условиям, поэтому обитает по всему земному шару. На суше и в воде, на юге и крайнем севере. Тело обычно покрыто шерстью. Имеют 4 конечности. Рождают живых детенышей и вскармливают молоком.
Типичные наземные животные. Тело покрыто чешуей. Имеют 4 конечности или совсем нет конечностей. Потомство появляется из яиц. Способ их передвижения – ползание, пресмыкание по земле. Второе название – рептилии.
Эти животные обитают в водоемах: морях, реках, океанах. Имеют удлиненное и обтекаемое тело, покрытое чешуей. Передвигаются с помощью плавников и хвоста. Размножаются икрой, из которой сначала появляются мальки, а затем вырастает взрослое животное.
Эти животные рождаются в воде, но большую часть жизни проводят на суше. Тело покрыто кожей. Бывают хвостатые и бесхвостые. Имеют 4 лапы. Размножаются икрой, из которой сначала появляются головастики. Второе название этих животных «амфибия»- что в переводе означает «живущий двойной жизнью».
Самый многочисленный и древний класс животных. Тело состоит из трех отделов, покрытых насечками: головы, груди, брюшка. Имеют 6 лап. Некоторые виды имеют 4 крыла. Размножаются яйцами, из которых появляются личинки, затем куколка и взрослое животное.
2. Проверка работы пар: Вы можете говорить вместе, можете выбрать одного отвечающего. Главное, чтобы вы работали дружно (дети рассказывают о своей группе животных) Другие должны догадаться, о ком идет речь.
Оценивание.
Физминутка: - Сейчас мы немного отдохнём
Игра « Кто внимательный?» ( учитель называет рыбу – плывем; земноводное- подпрыгнули; пресмыкающееся- шипим и гладим живот; млекопитающие - шагаем) Щука, лягушка, крокодил, лиса, карась, жаба, ящерица, медведь, лещ, квакша, змея, кит, ерш, уж, человек, линь, черепаха.
III. Новый материал:
- А теперь скажите, о животных какой группы мы не вспомнили? ( о птицах).
-Кто догадался, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам).
- Чему сегодня на уроке вы должны научиться? (различать птиц по их характерным признакам, называть части тела птицы, определять виды птиц).
Запись темы урока. Разнообразие птиц.
- Для начала давайте заглянем в гости к Муравьишке Вопросику. Сейчас он не один, у него в гостях Мудрая Черепаха. И он ей рассказывает вот такую историю:
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»
Проблемный вопрос:
-А вы ребята как думаете? Можно ли курицу, бабочку, летучую мышь отнести к группе птиц или нет? (ответы детей)
-Для того чтобы убедиться, правы вы или нет, давайте обратимся к очень интересной науке, которая занимается изучением жизни птиц, а называется она - орнитология. Следовательно, учёные-люди, которые изучают птиц - орнитологи.
Птицы распространены по всему миру, весьма разнообразны, многочисленны и легкодоступны для наблюдения.
Давайте рассмотрим птиц в нашем волшебном экране. Выясним, чем похожи птицы на других животных и чем отличаются.
Системный оператор (функциональный)
Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель
Трудится весёлый (дятел)
Гонит в воду мать взашей
Непослушных малышей:
"Что? Боитесь? Ну и шутки!
Кря-кря-кря! Ведь вы же (утки)
Рыбку цапнула в пруду.
Цап!- и нет. Имей ввиду
На носу осталась капля.
А зовут ту птицу (Цапля)
1экран: Дятел, утка, цапля (вывешивается фото)
- Как вы думаете, кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.) На какие виды их можно разделить? (диких и домашних)
Прошлое системы. лес степь Будущее системы
река болото
2(надсистема)
Яйцо птенец 4 1(система) 5
Птицы
3 (подсистема)
части тела
2экран. Частью чего являются дятел, утка, цапля? Где мы их можем увидеть?
Птиц очень много видов, их можно увидеть в лесу, в горах, степях, песчаных районах, реках, болотах, озерах и т.д..
По месту обитания птицы делятся на: водоплавающих и птиц открытых пространств. Так же птицы бывают перелетные и оседлые.
3экран. - Муравьишка встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать, значит, она птица? Прав ли Муравьишка? (Нет.)
- Почему? (Бабочка насекомое.)
- По какому признаку мы различаем птиц? (Тело птиц покрыто перьями.)
- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
- Давайте познакомимся со строением птицы.
-Какие части тела можно выделить?
- А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. У птиц, питающихся мясом клюв толстый и снабжен крючком, для разрывания мяса. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. На какие два вида можно разделить птиц по питанию? С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.
У птицы 2 ноги. Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев и ног тоже разная. Почему у цапли такие длинные ноги? Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. Но не все птицы умеют летать.
Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.
Вот почему их второе название пернатые.
Электронная физминутка «Птицы»
2. Закрепление нового материала. Практическая работа.
- У вас на партах в конвертах лежат перья. Достаньте их. (Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья?
- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? (внутри перо полое, пустое- вот поэтому оно такое лёгкое).
- Я обмокну перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит?
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.
А знаете ли вы, что раньше в старину, когда не было таких шариковых ручек, как сейчас, люди для письма приспосабливали как раз птичьи перья. Наиболее удобное и крепкое было гусиное перо. Его обрабатывали специальным способом, а при письме это перо макали в специальные чернильницы, в которых были чернила, а затем уже писали по бумаге. Таким пером сочиняли свои прекрасные произведения многие великие русские поэты и писатели, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин.
Вывод:
- Итак, мы выяснили, что тело птицы - хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода.
4экран. Откуда появилась птица? Какой она была до того как стала взрослой?
птенец яйцо
Многие ученые считают, что предками птиц были динозавры. Связать птиц с рептилиями позволило открытие в Европе остатков вымершего существа –археоптерикса (Archaeopteryx litographica), жившего во второй половине юрского периода, т.е. 140 млн. лет назад. Он был величиной приблизительно с голубя, имел острые зубы в ячейках, длинный, как у ящерицы,хвост и передние конечности с тремя пальцами, несущими крючковатые когти. Большинством признаков археоптерикс походил больше на пресмыкающееся, чем на птицу, если не считать настоящих перьев напередних конечностях и хвосте. Особенности его показывают, что он был способен к машущему полету, но только на очень короткие расстояния.
5экран. Птица выросла, стала самостоятельной. Что с ней будет дальше?
Создаст семью, устроит жилище (гнездо, дупло, ?),будет ухаживать за потомством. Так и трудится птица до конца жизни, принося пользу природе. А о том, какую пользу приносят птицы, мы поговорим на следующем уроке.
Закрепление. Посмотрите на наш экран.
- Какие основные признаки птиц мы узнали? На какие виды делятся птицы?
1. Работа в группе: Игра «Куча мала» Распределите птиц по группам.
1 группа: Дикие и домашние. (Курица, соловей, ворона, гусь, утка, скворец, индюк, жаворонок).
2 группа: Хищные и травоядные.( Орел, тетерев, филин, голубь, воробей, снегирь, сова, беркут)
3 группа: Перелетные и оседлые.( глухарь, рябчик, ласточка, кукушка, сорока, трясогузка, дятел, грач).
Тест «Птицы» ______________________________
1.У всех птиц тело покрыто:
а) шерстью б) чешуёй в) перьями
2 . Птиц называют:
а) рептилиями б) пернатыми в) млекопитающими
3. Выбери строку, где все животные относятся к птицам:
а) пингвин, воробей, аист б) бабочка, цапля, снегирь в) гусь, летучая мышь, орёл
4. По способу питания птицы бывают:
а) хищные, растительноядные, всеядные б) всеядные, хищные, растительноядные
в) зерноядные, насекомоядные, хищные
5. По месту обитания птицы бывают:
а) водяные и сухопутные; б) водоплавающие и открытых пространств;
в) наземные и водные.
Взаимопроверка.
Итог урока. Рефлексия.
К вам на парты прилетели птицы. Возьмите их и поселите на дерево. Если вам на уроке было легко, вы все поняли, поселите свою птичку на вершину дерева. Если вам было трудно, но вы справились- на нижние веточки. Если вам было трудно и вы плохо поняли материал – на травку под дерево.
Д/З с. 63-64, Читать, ответить на вопросы.
Творческое: 1) Приготовить реферат о птице по выбору.
2) Найти ответ на вопрос: Какую пользу приносят птицы?
Дополнительное задание: Игра « Хорошо- плохо» что вид птиц так разнообразен