Тема урока: «Млекопитающие, их многообразие».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными признаками этой группы животных, их отличительными признаками
Основные понятия: Млекопитающие (звери), их существенные признаки; морское млекопитающее; правило безопасного и экологически грамотного поведения с животными.
Задачи урока:
Предметные: сформировать у детей понятие о млекопитающих как о части животного мира; научить выявлять существенный признак и отличительные признаки данного вида животных.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой, формировать умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный признак, объединять (классифицировать) животных, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим, привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу в группе.
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения), системно-деятельностный подход, технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Список учебной и дополнительной литературы: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 — 4-е изд. переработан и доп. - Смоленск; Ассоциация XXI век, 2012. - 96 стр.; А.А. Плешаков От Земли до неба; атлас-определитель. М; Просвещение, 2010.-222с.; Красная книга Оренбургской области.
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, колонки). Атласы-определители 3 шт. с закладками; разрезные картинки, картинки зверей; ребусы; карточки с названиями животных; карточки для задания «Найди лишнее»; карточки для кластера; листы для самооценки. Презентация «Млекопитающие Оренбургской области».
Ход и содержание урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный этап. Мотивация
Цель — проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта
II. Этап повторения изученного
Цель выявить знания учащихся по изученной ранее теме «Разнообразие животных»
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
Цель — активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формирование темы урока
Работа в паре « Найди лишнее» (Определить какое животное «лишнее» и почему?)
Составление кластера на доске:
Животные: птицы, рыбы, насекомые, звери.
Разгадайте ребусы (ЗАЯЦ, ЛИСА, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, НОСОРОГ, КОРОВА)
Какое животное лишнее?
Назовите главный признак этих животных, к какой группе животных они относятся?
Какую тему будем изучать?
А есть ли у этих животных ещё название?
Сформулируйте тему урока
Ученики в каждой группе рассматривают картинки и находят «лишнее» животное
Каждая пара называет своё лишнее животное, к какой группе животных относятся.
На доске ученики выставляют карточки ЖИВОТНЫЕ
РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ, НАСЕКОМЫЕ.
Учащиеся разгадывают ребусы: (волк, лиса, носорог, заяц, медведь, корова)
Высказывания детей (корова – домашнее животное)
- Звери (тело покрыто шерстью)
Ответы детей
Млекопитающие (прочитали в учебнике)
Называют тему урока.
IV. Этап актуализации знаний
Цель - выявить первоначальные знания учащихся по теме, подготовить к восприятию новых знаний
Работа по учебнику стр.30
Тема: «Млекопитающие».
- Каких животных вы видите?
- Что вы о них знаете?
- А почему их ещё называют млекопитающими? (Слово млекопитающие произошло от соединения двух слов: ”млеко”, что на древнеславянском языке означало молоко и ”питающие”, то есть кормящие, вскармливающие.)
На доске ВЫВОД:
Кормят детёнышей …
Тело покрыто …
Число ног … (4)
Рассматривание иллюстраций
Называют признаки группы «Звери»
Вскармливают молоком своих детёнышей
V. Этап получения новых знаний
Цель сравнение признаков зверей с признаками других животных выявление признаков присущих только млекопитающим, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику
Стр. 31-32 рассмотрим группы животных. Можно ли их объединить в одну группу? По каким признакам?
Чем различаются?
Составляется кластер на доске детьми.
Доказать по учебнику. Чтение вывода стр. 33 (хорошо читающими детьми)
4 ноги, тело покрыто шерстью. Вскармливают молоком своих детёнышей (главный признак)
По месту обитания (кит, дельфин, жираф, ёж)
Строению тела. Способ питания.
Чтение вывода: Все звери выкармливают своих детёнышей молоком. Но детёныши у них появляются по разному. Например: утконос откладывает яйца. Кенгуру донашивает детей в особой складке на животе – сумке. Не все млекопитающие имеют 4 ноги и густую длинную шерсть. Например: киты и дельфины.
VI. Физкультминутка
Цель - реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала, формирование уверенности в себе, знакомство с повадками животных
Упражнение «Отражение»
Превратитесь, пожалуйста;
- в сердитого льва
- испуганного зайца,
- печального и грустного козлёночка,
- хитрую лису,
- свирепого волка;
- радостную мартышку
Кого из зверей было легче всего изображать? Почему?
Дети встают друг против друга и выполняют задание учителя, используя мимику животного.
- Мартышку. Улыбаться было легче и приятней.
VII. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся
Цель — умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с дополнительной литературой; расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли, слушать и дополнять ответ товарищей
Где можно встретить животных — млекопитающих?
На стр.33 рассмотрите фотографии и определите животных, которые здесь побывали.
Как они выглядят? Подготовить сообщение, пользуясь атласом — определителем А.А. Плешакова «От Земли до неба»
В лесу, в поле, в море, на улице. Называют млекопитающих
Крот, бобр (две группы готовят сообщение)
Третья группа готовит сообщение о еже
VIII. Этап контроля и самоконтроля
Цель — проверить усвоение материала
Работа в тетради на печатной основе Выполнение учащимися теста в рабочей тетради:
4 ноги, тело покрыто шерстью. Вскармливают молоком своих детёнышей (главный признак)
IX. Этап коррекции
- О чём грустит ёжик?
- Можно ли приносить ежей домой? - Почему?
Дайте совет девочке.
Игра «Найдите маму для детёныша» (карточки с названием детёнышей зверей расположены в кабинете в разных местах: на стенах, шкафах, доске), у учеников на столах карточки с названиями взрослых животных. Задание: найти маму для детёныша.
На доске осталась карточка ПИНГВИНЁНОК. Почему мама не нашла своего детёныша?
На следующем уроке мы узнаем, к какой группе животных относится это животное.
- Где живётся зверям лучше на воле, в квартире или в зоопарке?
- Для чего нужны зоопарки?
- Почему исчезают животные?
- Как вы можете помочь нашим братьям меньшим?
Показ Красная книга Оренбургской области.
А теперь совершим виртуальную экскурсию в национальный парк «Бузулукский бор». (Просмотр презентации «Млекопитающие Оренбургской области. Бузулукский бор»)
Ответы детей
Дети дают девочке совет, почему нельзя приносить ежей домой.
Ученики с названием млекопитающего находят своего детёныша
( лисёнок, медвежонок, слонёнок, щенок, котёнок и т. д.)
Это не млекопитающее, не относится к зверям.
Нет основных признаков: 4 ноги, тело покрыто шерстью, не выкармливает своих детёнышей молоком.
Ответы детей:
- Животным лучше живётся на воле. В зоопарке люди ухаживают за животными.
- Зоопарки помогают сохранить и не исчезнуть животным, которые оказались на грани исчезновения.
- Помогать бездомным кошкам, собакам, приносить излишки овощей для животных зоопарка.
X. Этап подведения итогов
Цель - подведение итогов, формирование вывода
Кто такие млекопитающие?
Ответы детей.
XI. Этап рефлексии
Цель - вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке
Оцените свою работу на уроке (Р), работу в группе (Г), и отметьте, понравился ли вам урок (П)
Самооценка.
Работа оценивается на шкалах