Основы светской этики
Башкортостан, Благоварский район, с.Благовар, МОБУ СОШ.
Ганеева Татьяна Владимировна
Урок № 10 «Свобода и ответственность»
- Орг. момент.
- Целевая установка: продолжим разговор о свободе, узнаем какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.
- Проверка домашнего задания:
Для того, чтобы начать наш разговор проверим домашнее задание
- Как можно проанализировать картину Федора Решетникова «Опять двойка», с точки зрения морального конфликта?
Плохая отметка - мама, семья
Сказать или не сказать?
Как правильно выйти из этого конфликта?
- Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры.
Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступит правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.
- Изучение нового материала:
Сегодня мы как раз и будем учиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.
Работа с высказыванием:
СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ.Б. ШОУ
- Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
- Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность. (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)
РАБОТА В ПАРАХ
- Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.
1. ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.
2.Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)
3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.
- Стр. 25, 1 абзац. Что такое внутренняя обязанность человека? (способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок. )
- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков)
- Стр. 25, 2 абзац. Прочитайте. Коллективно.
КТО? ЗА ЧТО? ПЕРЕД КЕМ?
Определите отношения ответственности и заполните таблицу
Кто?
За кого?
Родители
Учителя Дети Ученики Люди Друг Человек РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ТЕКСТОМ.
В.А.Сухомлинский
Как воспитать настоящего человека
(Отрывок)
Самое большое счастье для отца и матери - твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.
Если люди считают тебя плохим человеком - это большое горе для твоей матери и твоего отца.
По-настоящему любить отца и мать - это значит приносить в дом мир и покой.
Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья - это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, - это большое несчастье.
Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери - быть послушными детьми. Подчинение воли родителей - первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу - ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.
ВОПРОСЫ:
1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?
2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?
3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?
РАБОТА В ГРУППАХ.
1 ГРУППА. Продолжи перечень поступков, которые будут приятны близким тебе людям:
1. Доставлять радость.
2. Интересоваться заботами и делами родных и близких.
3. Вежливо разговаривать, не повышать голоса, не хлопать дверью, сдерживаться в любой ситуации.
4. Обращаться по имени, потому что имя - самое приятное для человека слово.
2 ГРУППА. Согласны ли вы с утверждением, что основой наших отношений к ближним должны быть следующие великие истины: "Никогда не делать другим того, чего мы сами себе не желаем и поступать с другими так, как бы мы желали, чтобы с нами поступали"?
Получается ли у вас так жить? Приведите примеры.
3 ГРУППА. Хороший человек - кто он?
Попробуйте составить словесный портрет хорошего человека
4 ГРУППА. Ответственный человек - кто он?
Попробуй нарисовать портрет (рекламу) ответственного человека (в тетради).
- Итог урока: Легко ли быть свободным?
Синквейн к слову:
- СВОБОДА
- Думать, задавать, поступать
- Свобода –это обязанности.
- Ответственность
Дома:
1 ГРУППА. Продолжи перечень поступков, которые будут приятны близким тебе людям:
2 ГРУППА. Согласны ли вы с утверждением, что основой наших отношений к ближним должны быть следующие великие истины: "Никогда не делать другим того, чего мы сами себе не желаем и поступать с другими так, как бы мы желали, чтобы с нами поступали"?
Получается ли у вас так жить? Приведите примеры.
3 ГРУППА. Хороший человек - кто он?
Попробуйте составить словесный портрет хорошего человека
4 ГРУППА. Ответственный человек - кто он?
Попробуй нарисовать портрет (рекламу) ответственного человека (в тетради).