kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологические карты уроков по курсу Основы светской этики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый практико-значимый проект "Технологические карты уроков" по курсу "ОРКСЭ. Модуль Основы светской этики". В разработке представлены технологические карты четырех уроков по темамам: Свобода и ответственность, Дружба, Нравственный поступок, Золотое правило этики.

Материал может быть полезен учителям 4-х классов, преподающих курс Основы светской этики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков по курсу Основы светской этики »

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления»



Кафедра человековедения и физической культуры









Итоговый практико-значимый проект

«Технологические карты уроков»



по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики» (72 ч.)






Слушатель:

Казакова Мария Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №10

г. Королева

Московской области


Научный рук. проекта:

Жданова О.И.







2014




Технологическая карта урока № 10



1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Свобода и ответственность

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание взаимосвязи свободы и ответственности, форм ответственности и осознанного выбора.

Уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

П. Развитие умения выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием.

Устанавливать причинно-следственные связи между свободой выбора человека и ответственностью за свой выбор.

Р. Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

К. Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы; формирование

готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Развитие умения оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки.

Формирование уважительного отношения к интересам, ценностям, свободе других людей.

Цель урока

Подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными) за последствия свободного выбора поступка.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Свобода, ответственность, последствия, преднамеренность, непреднамеренность.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Интерактивная доска, мультимидийный проектор, ноутбук.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Стихотворение Сергея Острового, звуки природы (летний луг), диафильм «Приключения Буратино» по повести А.Толстого, высказывания Б.Шоу, В.Гюго




Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Эмоциональный настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания.


(звучит музыка)

- Представьте: летний теплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки… Вы стоите, широко раскинув руки, ваш взгляд устремлен ввысь, к бездонному голубому небу, подставив лицо солнышку, дышите глубоко и ощущаете… легкость, свободу и желание познавать мир.


Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!


Чтение стихотворения Сергея Острового:

В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя пить, вовремя есть,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать и, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.


- Как вы поняли, о чем это стихотворение?

- Какой вывод для себя можно сделать, прочитав это стихотворение?

- Как вы считаете, какое отношение это стихотворение имеет к теме нашего сегодняшнего урока?


- Девизом сегодняшнего урока я выбрала слова:

СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ.

Б.ШОУ

- Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)

Открывается тема урока: «Свобода и ответственность».

- Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.


Волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи (Р)








Извлечение необходимой информации из текстов (П)

Осознанное построение речевых высказываний, высказывания своего собственного мнения (К)























Планирование учебного сотрудничества с учителем (К)









Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

Просмотр отрывка из диафильма «Приключения Буратино».


РАБОТА В ГРУППАХ

- Обсудите в группах и дайте ответы на вопросы:

1. Почему Буратино не прислушался к советам Сверчка?

2. К чему это привело?

3. Сделал ли Буратино выводы из случившегося с ним? Поясните свой ответ.

4. Какой выбор стоял перед Буратино?

5. Перед кем несет ответственность Буратино за свой выбор?


Выслушиваются ответы представителей от каждой группы.


- Попробуйте объяснить смысл слова «ответственность».


Работа с учебником.

- Найдите в тексте учебника (стр. 24) ответ, что такое ответственность. (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)


- Что вы представляете, когда слышите слово «ответственность»? Как оно для вас выглядит? Как звучит? Какие мысли у вас возникают в связи с ним?


РАБОТА В ПАРАХ

- Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры.


1. Ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

2.Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)

3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.



ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Стр. 25, 1 абзац.

- Что такое внутренняя обязанность человека?

- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы?

Стр. 25, 2 абзац.

Коллективное составление схемы «Отношения ответственности»

Кто отвечает?

Люди: человек, родители, дети, учителя и др.

Перед кем отвечает?

Перед природой, обществом, друг перед другом.

За что отвечает?

За решения, поступки и действия


Вывод:

- Ответственность у всех разная. Она зависит от возраста и от того, какое положение человек занимает в обществе.

Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела.

Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся.

Люди отвечают не только друг за друга, но и за все, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.

Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы, умение участвовать в коллективном обсуждении, учитывать мнения других, корректно отстаивать свое мнение (К)

Принятие и сохранение учебной задачи (Р)

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)





Поиск необходимой информации, её интерпретация, обобщение и структурирование, анализ и объяснение понятий (П)




















































Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

РАБОТА В ГРУППАХ

- Определите отношения ответственности и дополните высказывания:


Родители несут ответственность за …………….

Люди несут ответственность за …………………

Учителя несут ответственность за ………………

Ученики несут ответственность за ……………...

Врачи несут ответственность за …………………

Строители несут ответственность за ……………

Водители несут ответственность за …………….


Групповое обсуждение результатов.




Умение работать в паре, развитие навыков сотрудничества; формирование

готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию (К)

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

- Любой поступок влечет за собой какие-либо последствия. Давайте разберем несколько ситуаций.

1-я ситуация.

Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что не выполнили домашнее задание.

Последствия поступка:

- для Кости и Дениса?

- для родителей, которые прочтут запись в дневниках?

- для отношения ребят с родителями?

2-я ситуация.

Света после школы, не заходя домой, пошла гулять с девочками, не предупредила родителей. Когда она пришла домой было уже совсем темно.

- На кого и как мог повлиять поступок Светы?

- Как такой поступок мог повлиять на отношения Светы с родителями?

3-я ситуация.

Витя занимается футболом. Его команда должна принять участие в ответственном матче. Витя пропустил тренировку перед решающим матчем. Он пошел с другом в кино, шел очень интересный фильм.

Последствия поступка:

- для команды, в которой играет Витя?

- для отношений Вити с ребятами?

- для отношений Вити с тренером?

4-я ситуация.

Костя и Дима катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

- Какими могут быть последствия поступка для мальчиков?

- На кого еще мог повлиять их поступок?


Вывод:

- Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.

Свобода без ответственности - это путь в никуда. Свободный человек отличается тем, что он готов нести ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других.

Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей.


Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого. Гюго В.

Формулировка выводов на основе анализа ситуаций (П)

Устанавливать причинно-следственные связи между свободой выбора человека и ответственностью за свой выбор (П)

Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми (Р)

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание


Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД


3 минуты





- Спасибо, ребята, за активную работу на уроке.

Вам понравился урок?

Я прошу вас закончить высказывания о сегодняшнем уроке:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…



Групповая рефлексия (К)

Домашнее задание

2 минуты

Дифференцированное домашнее задание:

А) Обсудите вместе с родителями и дайте ответ на вопрос «Как научиться быть ответственным?» (можно составить памятку)

Б) Как может быть пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» может быть связана с темой сегодняшнего урока?



Технологическая карта урока № 14



1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Дружба

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание дружбы как ценностной ориентации. Уточнить смысл понятий «друг», «дружба»

П. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

умение осуществлять информационный поиск.

Р. Развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К. Формирование способности сопереживать чувствам других людей; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение работать в команде.

Совершенствование способности  самоопределяться  в жизненных ценностях;

Совершенствование умения  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Цель урока

Осознание ценности и необходимости дружбы, личной ответственности за поддерживание дружеских отношений.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Дружба, друг, друзья, доверие, доверительные отношения, обида, прощение.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Интерактивная доска, мультимидийный проектор, ноутбук.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Высказывание Франсуа де Ларошфуко, пословицы о дружбе, стихотворение Л.Измайлова «Монолог о дружбе», И.Туричин «Дружба», песня группы «Барбарики» «Дружба».




Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 мин.

- Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите частичку тепла друг другу.


На доске записано незаконченное высказывание:

Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, - …….

Франсуа де Ларошфуко


- Чтобы понять, какого слова не хватает в высказывании, я предлагаю вам разгадать кроссворд.







1

 

 

 

 

 

 

 




2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 









3

 

 

 

 

 

 

 

 







4

 

 

 

 

 

 

 

 










5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта)

2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный)

3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость)

4. Это чувство можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность)

5. Так называют экономного человека. (Бережливый)

6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего все старательно, точно. (Аккуратный).


- Какого слова не хватает в высказывании Франсуа де Ларошфуко?

- Как вы понимаете его слова?


- Сегодня на уроке речь пойдет о дружбе.

- Выскажите предположения, на какие вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке?

(при затруднении учитель обращает внимание учащихся к учебнику стр.32, рубрика «Вы узнаете)


Волевая саморегуляция (Р)




Восприятие информации, представленной в неявном виде (П)

Принятие и сохранение учебной задачи (Р)

















Извлечение необходимой информации из текстов (П)

Планирование учебного сотрудничества с учителем (К)

Формулирование познавательной цели (П)


Планирование своей деятельности (Р)




Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 мин.

- Попробуем найти ответ на вопрос «Что такое дружба?».



Стихотворение Л.Измайлова «Монолог о дружбе»

Что такое дружба? Каждый знает? 
Может быть, и спрашивать смешно? 
Слово «дружба» что обозначает? 
Может быть, поход вдвоем в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной 
Или просто средство от тоски? 
Ну, а может быть, молчанье в классе, 
Если друг плохое совершит? 
Скажем, Коля стены разукрасил, 
Михаил все видел, но молчит. 
Разве это дружба, если кто-то 
Дроби дома не хотел решать: 
Заниматься не было охоты, 
А дружок дает ему списать. 
Разве это дружба, если двое 
Вздумали уроки прогулять, 
А спросила мама: «Вы не в школе?» –
Оба дружно начинают врать. 
Ну, а может, дружба, – это если 
Друг приятно говорит всегда, 
Речь свою пересыпая лестью, 
И не скажет резкость никогда?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг –
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает.
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

– Что же такое дружба, по мнению автора? С какими мыслями следует согласиться? А с чем вы не согласны?

Выслушиваются ответы детей. Версии записываются на доске.

- Обратимся к тексту учебника. Прочитайте стр. 32 и найдите определение слова «дружба», сравните его с ответами на доске.

- Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их надо собрать.

Ученики должны найти себе пару.


Нет друга – ищи, … …а нашел - береги

Не имей сто рублей - … … а имей сто рублей

Один за всех … … и все за одного.

Человек без друзей … … что дерево, без корней.

Дружба – как стекло :.. … разобьёшь – не сложишь

Старый друг … … лучше новых двух.

Скажи мне, кто твой друг, … … и я скажу, кто ты.

Вместе тесно,… … а врозь скучно

Хороший друг –… … отрада для души.

Дружбу помни,… … а злобу забывай.

Будь с другом и в горе,… … и в радости.

Недруг поддакивает, .. … а друг спросит

РАБОТА В ПАРАХ

- Поработайте с текстом учебники стр.32 – 33 и найдите отличительные черты дружбы.

Подводится итог работы, появляется запись:

1. Избирательность.

2. Бескорыстность.

3. Взаимная симпатия и общность интересов.



- Прочитайте рассказ, какой принцип дружбы нарушил герой рассказа?




И. Туричин «Дружба»

Однажды Вася  вынес во двор пожарную  машину. Подбежал к Васе Сережа.

- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.

- Давай, - согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и промчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

- Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята.

- Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

- Я – Васин друг! Мы – друзья! И я один  буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиком. Подбежал к нему Сережа.

- Я – твой  друг! Мы – друзья!  Поиграем вместе в машинистов.

- Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

- И меня примите.

- Не примем, - сказал Сережа.

-- Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты  вчера говорил!

- То – вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с  ним дружу!

Вопросы:

Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом, Борю?

Можно ли назвать Сережу настоящим другом?



























































Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

Поиск необходимой информации из текстов, ёё интерпретация, обобщение и структурирование (П)

Умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение, выслушивать мнения других (К)



















Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 мин.




- Мы часто говорим «приятель», «товарищ», «друг». Как вы думаете, эти понятия означают одно и то же?

-Какими качествами должен обладать друг?


РАБОТА В ГРУППАХ

У каждой группы лепестки ромашки (по количеству детей в группе).

- Каждый из вас назовет необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает свое качество, но прежде, чем записать прислушивается к оценке товарищей.


Обсуждаются результаты групповой работы.




Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы, учет разных мнений, аргументация своего мнения (К)


Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 мин.


ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ


– А сейчас послушайте ситуации и выскажите свое мнение «Как следует поступить?»


1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

6.Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду

– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?


-Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.


Формулировка выводов на основе анализа ситуаций (П)

Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми (Р)


Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание


Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3 мин.






- Попробуйте соотнести всё, что вы узнали на уроке, с теми отношениями , которые существуют между вами и вашими друзьями. Оцените, насколько вы соответствуете понятию «настоящий друг»


Работа со шкалой самооценки.


- Подумайте и запишите то, что мешает вам максимально соответствовать понятию «настоящий друг». Содержание этих записей останется тайной для всех.


- Чтобы преодолеть свои недостатки, необходим упорный душевный труд. Я верю, что каждый из вас будет гордо нести звание «Настоящий друг»,

а гимном вашей жизни пусть будет песня «У друзей нет выходных»



Нравственно-этическая ориентация (Л)

Контроль, оценка процесса и результатов деятельности (Р)

Формулирование и аргументация своего мнения, использования критериев для обоснования своего мнения (К)

Домашнее задание

Напиши небольшой рассказ о своем друге.



Технологическая карта урока №19


1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Нравственный поступок

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание нравственного поступка как соединения нравственных качеств личности.

П. Формирование умения анализировать основные признаки нравственного поступка и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями.

Развитие навыков смыслового чтения. Умение применять знания для выбора способов решения этических задач.

Р. Развитие у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки на основе этических категорий (нравственность и нравственный поступок).

К. Развитие сотрудничества в процессе работы в команде; умение определять общую цель и достигать ее совместными усилиями; умение отстаивать свою этическую позицию, но уважать право на иное мнение.

Формирование внутренней установки на нравственный поступок как элемента самосознания.

Цель урока

Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок».

Подвести учащихся к осознанию того, что совершать нравственные поступки – духовная радость.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Рассказ В.Осеевой «Пёрышко», сказка В.Катаева «Цветик-семицветик»; пословицы, поговорки, высказывания великих людей; Основы светской этики. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. – 63 с.


Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

1 мин.

Игровой приём «Улыбка»

Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.


Коммуникативные УУД

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

20 мин.

Учитель. Каждый день мы совершаем поступки. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей и разберемся, что же такое нравственный поступок?

- Как вы понимаете слово поступок?

(Ответы детей)

- Прочитайте в своих учебниках что такое поступок на с. 40.

-Послушайте рассказ В. Осеевой «Перышко» (Приложение 1)

- Почему плакал Миша?

- Как вы оцениваете поступок Феди?

- Правы ли другие ребята?

- Как вы считаете, можно ли по поступкам оценивать человека?

(Ответы детей)

Вывод: Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек.

- Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А какой безнравственным?

(Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их.)

-Прочитайте в учебнике что такое нравственный поступок на с. 40.

-Какое действие называется нравственным поступком?
(Это действие, которое человек совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.)

Прочитайте о признаках нравственного поступка по учебнику с. 40-41.

Заполним схему признаков нравственного поступка. (Схема у каждого ученика.)

Вывод: Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, средства достижения цели, само действие и результат.

-Помните сказку В. Катаева «Цветик-семицветик»?

-На какие желания истратила Женя шесть лепетков волшебного цветка?

(-Вели, чтобы я была дома с баранками!

-Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

-Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

-Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

-Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!

-Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.)

-Много ли пользы было в этих желаниях?

- Послушайте конец этой истории. (Приложение 2)

- Какой поступок с точки зрения нравственного поступка совершила Женя?

-Как чувствовала себя Женя в момент совершения поступка?

Личностные УУД






Познавательные УУД







Коммуникативные УУД


Познавательные УУД





Личностные УУД


Познавательные УУД











Познавательные УУД

























Личностные УУД


Познавательные УУД



Коммуникативные УУД


Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

14 мин.

- Ребята, сегодня вы будете работать по группам. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 5 минут.

1 группа

- Как вы понимаете фразу из учебника: «…при выполнении действия важнее средства. Они могут сделать поступок моральным, нравственным или, наоборот,…безнравственным»? Приведите пример.

2 группа:

Рассмотрите рисунки в учебнике. Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают на нем персонажи?

3 группа:

Закончи предложения:

1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ________________.

2) Цель поступка важна, но не менее важны____________________________.

3) Нравственным можно назвать человека, который совершая поступок __________________________________.

4 группа.

Задание: соединить части пословиц (карточки в конвертах №3 и №4). Как вы понимаете эти пословицы?

Не плюй в колодец, // пригодится воды напиться.

Заварил кашу, // расхлебывай.

В ком добра нет, // в том и правды мало.

Не одежда красит человека,// а добрые дела.


Коммуникативные УУД



































Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

4 мин

Учитель. - Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? (ответы детей)

- Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств? (Нет)

- Можно ли назвать нравственный поступок «доброе дело»? (Да)

Познавательные и коммуникативные УУД

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание


Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 мин


- Как вы понимаете фразу из учебника: «Только добровольный поступок, когда человек мог поступить иначе, но выбрал именно эти действия, говорит о его нравственности. Кроме этого важно … каким образом действовал человек»

(Ответы детей)

Подведем итоги нашей работе.

-О каких поступках мы говорили?

-Чему вы сегодня научились?

-Каким может себя почувствовать человек совершивший «доброе дело»?

Закончить наш урок я хочу мудрым советом великого русского писателя Л.Н. Толстого:

«Если ты видишь,

что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому стать лучше».


Коммуникативные УУД


Домашнее задание

1мин

Вспомните сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Проанализируйте одну из проделок Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка. Сделайте вывод.



Методический материал к уроку № 19


В.Осеева «Пёрышко»

У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял свое перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:
- Зачем ты взял мое пёрышко?
- Подумаешь какая невидаль - пёрышко! - закричал Федя. - Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу.
- Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! - рассердился Миша.
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
- Жалко пёрышка! Для своего же товарища! - кричал Федя. - Эх ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
- Да я не давал тебе... Ты сам взял... Ты обменял...
Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:
- Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
- Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! - сказал кто-то из мальчиков.
- Конечно, отдай, раз он такой... - поддержали другие.
- Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик подымает!
Миша вспыхнул. На глазах у него показались слезы.
Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из нее Мишино перо и бросил его на парту.
- На, получай! Заплакал! Из-за одного пёрышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша все сидел и плакал.


В.Катаев «Цветик-семицветик» (отрывок)

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу, идет и думает:
"Чего бы мне еще все-таки велеть?

Велю-ка я себе, пожалуй, два кило "мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться".

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик.

- Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.




Технологическая карта урока №20



1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Золотое правило нравственности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание «Золотого правила нравственности» как нравственной ценности.

П. Развивать умение перерабатывать полученную информацию, группировать, сравнивать факты, определять причины событий. Формировать умение использовать полученную информацию для решения поставленных целей и задач.

Р. Формировать умение самостоятельно формулировать цели урока; сверять свои действия с поставленной целью;

оценивать свою работу и работу других обучающихся, соотносить цель и результаты, степень их соответствия.

К. Развитие умения учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Развитие этических чувств как результата морального поведения;

Знакомство с моральными нормами с ориентация на их выполнение;

Формирование умения давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.


Цель урока

Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений

Основные понятия, изучаемые на уроке

Нравственность, золотой, поступок, привычка, характер.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, классная доска.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Основы светской этики. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. – 63 с.; Притча о старике: П. Шатров, Христианское чтение на каждый день, Февраль – http://www.blagovestnik.org/books/00419-02.htm; Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразоват. учрежд. – М. Просвещение, 2010. – 239 с., басня Л.Н.Толстого «Муравей и голубка»; пословицы, поговорки; фрагмент мультфильма «Крошка Енот» по мотивам сказки Л.Муур; песня «Улыбка» на сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского


Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 мин.

- Дома вы вспоминали сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

- Какие же поступки Карлсона можно назвать нравственными, а какие – нет?

- Почему же Карлсон часто бросал Малыша в самую трудную минуту? (Возможно, он боялся наказания или просто не знал, что поступает плохо.)

-Послушайте притчу о старике. (Приложение 1)

- Оцените поступок сына и его жены с точки зрения добра и зла?

- Почему они заплакали?

- Какой урок вынесли родители мальчика?

- Почему люди совершают злые поступки?

редполагаемые ответы: не правильно воспитаны, из вредности, иногда они не знают, как нужно поступить.)

Учащиеся приходят к выводу, что необходимо людям дать правило.

Коммуникативные УУД



Личностные УУД









Личностные УУД





Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 мин.

- Тема нашего урока «Золотое правило нравственности».

- В прямом или переносном значение употребляется слово «золотое» в этом словосочетании?

- Как тогда вы понимаете это словосочетание - «Золотое правило нравственности»?

- Правило, которое помогало бы людям совершать нравственные поступки, люди пытались сформулировать с древнейших времен.


Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показывая им путь к счастью. Будда учил людей: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».


Примерно в то же время в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил:

« Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».)


Ученик греческого философа и математика Фалеса задал своему учителю вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Фалес ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».


Христос о главном правиле человеческих отношений сказал: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».


- Из этих высказываний и родилось «Золотое правило нравственности».

- Прочитайте его в учебнике на стр. 42.

- Одинаковы ли эти выражения по смыслу?

- Как вы думаете, достаточно ли этого правила, чтобы совершать добро?

- Расскажите, как вы будете пользоваться этим правилом в жизни?

- Давайте проверим ваши ответы по учебнику. (Дети читают самостоятельно.)

- Прочитайте алгоритм работы по правилу.

- Правильно вы рассуждали?


Познавательные УУД





























Познавательные УУД






















Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 мин.

-Дальше вы будете работать по группам. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника.


1 группа

- Как вы понимаете мудрые мысли великих людей? Учебник стр. 43 вверху.

Приведите примера, как это работает в нашей жизни.


2 группа

- Прочитайте пословицы. Какие из них больше всего подходят к теме урока?

(Приложение 3).


3 группа

-Подготовьте выразительное чтение басни Л.Н.Толстого «Муравей и голубка» (Приложение 2).

- Можно ли сказать, что герои басни действуют в соответствии с «Золотым правилом нравственности». Докажите.


4 группа

Вспомните литературных героев, которые действовали в соответствии с «Золотым правилом нравственности».



Коммуникативные и познавательные УУД























Коммуникативные и познавательные УУД







Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 мин.

Каждому ребенку предлагается Тест по теме урока.

  1. Вставь пропущенное слово.

а) Как аукнется, так и _____________________.

б) Что ___________, то и пожнешь.

2)Как золотое правило помогает в жизни?

а) Дает людям добро и радость.

б) Помогает предвидеть последствия своих поступков.

в) Помогает совершать добрые поступки.

г) За него ставят хорошие отметки.

.3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило работало в вашей жизни?

а) Любить самого себя.

б) Любить людей как самого себя.

в) Задумываться о своих поступках.

г) Все варианты верны.

Обсуждение теста.

Регулятивные УУД

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание


Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД


8 мин.

- Вы любите мультфильмы? Тогда давайте вспомним мультфильм про Крошку Енота.

- Кого боялся главный герой?

- Давайте посмотрим фрагмент этой истории и оценим ее с точки зрения золотого правила нравственности.

( фрагмент мультфильма)

-Как работает золотое правило нравственности в случае с Крошкой Енотом?

- Давайте, и мы подарим друг другу улыбку, и тогда мир вокруг нас станет немного добрее.

(Звучит песня «Улыбка»)

Коммуникативные УУД


Домашнее задание

Оцените поступок любого литературного героя с точки зрения золотого правила нравственности.



Методический материал к уроку № 20


Притча.

В одном селе жил человек преклонного возраста. Глаза его притупились от старости, руки и ноги тряслись, и слышал он плохо. Когда он сидел за столом, то с трудом держал в руках ложку и проливал суп на стол. Сын и его жена смотрели на пожилого отца с пренебрежением. Они поместили его в углу за печкой и подавали ему туда жалкую пищу в деревянной миске. Пожилой отец часто плакал и с грустью в сердце посматривал в ту сторону, где вкусными яствами был накрыт стол.

Однажды сын старика и его жена увидели, что их четырехлетний сынок, сидя на полу, складывал дощечки. «Что ты делаешь?» — спросил его отец. «Миску, — ответил мальчик, — я буду кормить из этой миски тебя и маму, когда вы будете такими же старыми, как дедушка».

Муж и жена переглянулись и заплакали. С тех пор они стали сажать пожилого отца за свой стол и никогда больше не обращались с ним грубо.







Пословицы


Победа над слабым – всё равно, что поражение.

Доброго держись, а от худого отдались.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.




Л.Н.Толстой «Муравей и голубка» (басня)


Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологические карты уроков по курсу Основы светской этики

Автор: Казакова Мария Михайловна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241693

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технологическая карта урока по основам светской этики. Счастье и смысл жизни "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-osnovam-svietskoi-etiki-schast-ie-i-smysl-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "236135"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443965998"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Технологические карты уроков"
    ["seo_title"] => string(34) "tiekhnologhichieskiie-karty-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "262892"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449422309"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Технологическая карта урока для 4 класса по предмету Основы религиозных культур и светской этики на тему :"От добрых правил - добрые слова и поступки""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_dlia_4_klassa_po_predmetu_osnovy_religioznykh_kul"
    ["file_id"] => string(6) "479047"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1538062210"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Технологическая карта открытого урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема «Совесть»"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_otkrytogo_uroka_po_kursu_osnovy_religioznykh_kultur_i_s"
    ["file_id"] => string(6) "504349"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553415843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства