Технологическая карта урока помодулю« Основы светской этики».
Тема: «Свобода и ответственность», урок 10.
Цель: формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы «Свобода и ответственность»
Задачи:
личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой, парной работы;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
предметные
- создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь;
- уточнить смысл понятий: «свобода», «ответственность»;
- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Ожидаемый результат:
личностный:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека;
воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
предметный:
осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;
метапредметный:
навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.
Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность, ответственное поведение.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация,электронное приложение к учебнику,словари,раздаточный дидактический материал,учебники, тетради.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: словесные, наглядные, практические,поисковая деятельность, контроль.
Виды деятельности: эвристическая беседа; работа с понятиями, иллюстрациями,
с текстом; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Теория
Под термином «свобода» понимается отсутствие принуждения, возможность поступать как хочется. (Гуревич П.С. Философский словарь. 1997) Своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле (Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М., 2000).
Ответственность – осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью с позиций выполнения принятых норм и правил (Словарь практического психолога/ Сост.С.Ю. Головин. Минск. 1998)
Особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи (Философский словарь. М., 1981)
Обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чем-либо отчет (Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.,2000).
Способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам, в результате чего возникает чувство сопричастности общему делу, а при несоответствии – чувство невыполненного долга. (Психолого-педагогический словарь/ Автор-составитель В.А.Мижериков. Ростов-на-Дону, 1998)
Словарь
Свобода означает, что ты сам можешь решить, как тебе поступить в той или иной ситуации.
Ответственность перед кем-то означает, что ты обязан перед этим человеком отчитываться.
Ответственность за кого-то означает, что ты берешь на себя ответственность за этого человека.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. Цель:создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Проверяет готовность к уроку. Мотивирует учащихся к учебной деятельности, используя стихотворное приветствие. | Эмоционально настраиваются на урок. Контролируют своюготовность к уроку. | Личностные: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места, включение в учебный процесс. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. |
2.Актуализация знаний. Цель: организовать повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Проводит диктант по понятиям. Выявляет уровень знаний, определяет недостатки. | Демонстрируют знания, умения. Выполняют самостоятельно задание с самопроверкой по образцу. Оценивают работу по шкале правильности «Волшебные линеечки». | Познавательные: -общеучебные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. |
3. Постановка проблемы. Целеполагание. Цель: организовать формулирование проблемы и темы урока учащимися. | Создаёт проблемную ситуацию в диалоге с уч-ся. Организует выполнение задания с цитатой или сказкой (по- своему усмотрению), дидактической игрой «Почемучки» для формулировки темы и задач урока. | Включаются в подводящий диалог. Формулируют тему, цель урока под руководством учителя. На «Волшебной линеечке» в тетрадях отмечают уровень своих знаний по теме. Вспоминают правила работы в паре. Планируют иозвучивают учебные задачи послеобсуждения в парах постоянного состава. | Регулятивные: умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу. Познавательные:прогнозировать, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в письменной форме. |
4.«Открытие» обучающимися нового знания. Цель: познакомить учащихся с понятием «ответственность». | Организует усвоение учащимися понятия «ответственность» и помогает определить условия, при которых возможно ответственное поведение личности. Использует индивидуальную, групповую форму работы; метод дидактической игры «Школа разведки», «Разбегалочки» и через организацию диалога с учащимися открывает новое знание. | Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению. Участвуют в мозговом штурме, информационном поиске, работая в группах со словарями, текстом учебника, Интернетом или текстом, подготовленным учителем. Вспоминают правила работы в группе. Под руководством учителя доказывают правильность суждений, фиксируют свои доводы, делают вывод по решению учебной задачи. | Познавательные: формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Личностные: развитие учебно – познавательной мотивации. Коммуникативные: формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем. |
5.Первичное закрепление. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи. | Организует проговаривание нового знания через выполнение самостоятельной работы по учебнику: составление рассказа в парах по иллюстрациям, индивидуальное чтение второго абзаца. Использует в работе электронное приложение. | Самостоятельно работают по учебнику. Составляют рассказы, анализируют и делают выводы. При работе с электронным приложением разбирают практические ситуации по плану. Включаются в подводящий диалог, следят за логикой рассуждения, открывают и проговаривают новое знание. | Личностные:формирование самостоятельности,уверенности в своих силах. Познавательные:умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные:формирование умений учебного сотрудничества в паре. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. | Побуждает к выполнению индивидуальной самостоятельной работы. | Выбирают уровень. Прогнозируют оценку на карточке и выполняют задания. Самостоятельно сверяют выполненное задание с эталоном на экране, оценивают себя. | Личностные:уточнение собственных возможностей и ограничений. Регулятивные: контроль,оценка,коррекция. Предметные:умение ориентироваться в содержании предмета. Коммуникативные:сотрудничество с учителем и проведение самоконтроля по выполнению заданий. |
7.Включение нового знания в систему знаний. Цель:научить использовать приобретённые знания в известной и видоизменённой жизненной ситуации. | Организует деятельность по применению новых знаний в жизненных ситуациях. | Самостоятельная работа в группах с дидактическими карточками. Применение знаний в конкретных жизненных ситуациях. | Познавательные: умение систематизировать, обобщать изученное. Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: формирование собственных представленийо предмете изучения. |
8.Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию учащихся в отношении успешности деятельности на уроке. | Организует рефлексию деятельности на уроке. Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Заполняют листы самооценки. | Регулятивные: оценка своих достижений на уроке. Личностные: самоопределение. |
9. Домашнее задание Цель: обеспечить понимание выполнения домашнего задания. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Выбирают и выполняют по желанию домашнее задание. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем. |
При подготовке к уроку использованы материалы:
А.Я.Данилюк «Основы светской этики» 4–5 класс (Статья учебника «Свобода и ответственность» с. 24–25).
Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики», изд-во «Просвещение» 2012 г.
3