Орг. момент | Речевая гимнастика: 1. Упражнения на формирование правильной осанки: а) правильное положение тела, стоя, сидя; б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров), «Освобождение от усталости» (тело расслабить и покачаться как на пружине). 2. Дыхательная гимнастика: Представьте, что вам необходимо: - задуть свечи, - сдуть с рукава пушинку, - раздуть огонь в потухающей печи, - подуть на горячее молоко, сдувая пенку. | Выполняют упражнения | | |
Актуализация знаний | Беседа. - На уроках мы постоянно говорим о текстах – текст рассказа, задачи и статьи в учебнике... - А что такое текст? - Чем он отличается от набора предложений? – Что делает текст текстом? – На какие темы вы любите читать книги? Назовите заголовки интересных книг, которые вы прочитали. – Почему при чтении текста так важно обращать внимание на заголовок? | Отвечают на вопросы. | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (личностные УУД) |
Целеполагание Работа с учебником Задание 3. | Мотивация учебной деятельности. - Чему будем учиться на уроке? - Какая цель нашего урока? - А зачем нам всё это нужно? (чтобы наша речь была красивой). – Когда мы читаем текст, очень важно определить его тему – о чём он. Но этого недостаточно для понимания текста. - Что ещё объединяет предложения в тексте кроме темы? - Прочитайте задание. - О ком текст?.. Подберите заголовок, отражающий тему. - Что самое главное рассказано о кроте, что мы узнали о нём? - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Отработаем умение находить текст, определять тему текста и основную мысль текста. - Основная мысль объединяет все предложения текста о кроте. | Ответы детей. «Крот», «О кроте». Дети высказывают свои предположения: - Что крот не такой добряк; крот - очень драчливый зверь; крот беспощаднее пантеры. Ответы детей. | | Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД) |
Развитие умений - применение знания Работа с учебником Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 8 | - Прочитайте сведения на с. 7 после задания 3. Понять текст – значит понять его основную мысль. - Основную мысль не всегда легко понять читателю. Надо думать, внимательно вчитываться в текст, особенно учебный. - Прочитайте задание. При чтении текста просим учащихся задавать вопросы о непонятных словах, выражениях. - Какое предложение подчеркнули? - Как можно озаглавить текст? - Запишите заголовок. - Прочитайте сведения на с. 8 после задания 4. Основная мысль выражена во всём тексте, но иногда её может подсказать одно из предложений текста. Чаще всего оно находится в начале или в конце текста, а иногда в заголовке. Обращаем внимание учащихся на то, что заголовок может отражать и тему, и основную мысль. - Прочитайте задание. - Определить тему текста (о чём?). При определении основной мысли даём подсказку: - Найдите предложение в тексте, которое подскажет вам основную мысль. - Сформулируйте основную мысль и в своём пересказе. («Если хочешь услышать или увидеть что-то в лесу, стань невидимкой и неслышимкой».) - Прочитайте задание. - Определите основную мысль текста. - Как можно озаглавить данный текст? - Объясните, что отражено в заголовке – тема или основная мысль? - Как вы думаете, основная мысль этой сказки «вредно лежать долго на солнце» или «лентяй всегда наказывает самого себя»? - Прочитайте задание. - Определите и запишите основную мысль текста. Обращаем внимание учащихся на то, что основная мысль выражается во всём тексте, а отдельное предложение может только подтвердить её. | Дети читают. Ответы детей. Работа в учебнике, записывают заголовок. Дети читают. Работа в учебнике: дети читают и отвечают на вопросы. Работа в учебнике: дети читают и отвечают на вопросы, самостоятельно подбирают заголовок, объясняя, что отражено в заголовке – тема или основная мысль. Самостоятельная работа | . Умение определять основную мысль текста Развитие умения работать самостоятельно. | Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД) Умение ориентироваться в учебнике, умение работать с иллюстрациями в учебнике, с текстом (познавательные УУД) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами (коммуникативные УУД) |