Русский язык 2 класс
Дата «___»________ г
Тема урока: Тема и основная мысль текста
Цель: формирование представлений о тексте, его признаках - тематическом единстве и связности предложений, умение распознавать текст, отличать его от группы предложений.
Оборудование урока: картинки, тетради, учебник русского языка.
Межпредметные связи: познание мира, литература.
Планируемые результаты:
предметные: умение распознавать текст, определять текст по совокупности признаков (тематическая цельность, связанность предложений);
личностные: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи в трудную минуту;
системно-деятельностные: умение анализировать текст, понимать тему и основную мысль в тексте, умение формулировать вопросы по тексту, устанавливать последовательность предложений в тексте, корректировать текст.
Ход урока
1 этап урока: Мотивация к деятельности.
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
Постановка учебной задачи урока: Что такое текст? Из чего состоит текст? Каковы признаки текста?
- знакомство с новым разделом «Текст» и определение целевой установки изучения раздела «Что вспомним, что узнаем, чему будем учиться».
- Чтение названия темы «Текст» и познавательной задачи урока: «Что такое текст?» (учебник, с. 193).
Определение цели урока с опорой на схему на доске:
Цель урока:
выяснить, что такое.
Обсуждение ответов на вопросы: «Что такое текст? Можно ли назвать текстом рассказ? сказку? басню? стихотворение?»
Минутка чистописания:
Мы любим Родину.
Словарно-орфографическая работа. Работа в «Тетради для словарной работы».
2 этап урока: Учебно-познавательная деятельность.
Цель: освоение содержания темы.
Работа над новой темой, упр. 516. Анализ текста:
Наступили каникулы. Наступила весна.
В лесу растет ель. Стало тепло.
У курицы вывелись цыплята. На деревьях появились листья.
Мама купила мне пальто. Потянулись с юга журавли.
Прочитайте и сделайте вывод: где текст, а где не связанные между собой предложения? По каким признакам можно определить текст?
Чтение грамматического диалога. Комментирование определения текста:
Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу общей темой и основной мыслью. Какой темой связаны предложения в левой и правой колонке? Теме весна соответствуют только предложения в правой колонке. А в левой колонке - каждое предложение имеет свой смысл и не подчиняется единой теме. См.: если в первом предложении речь идет о каникулах, то во втором - речь уже идет о ели, и нет смысловой связи с первым предложением. В третьем говорится о курице. Нет связи с предыдущим предложением. Четвертое относится к другой теме. Но если сравнить предложения в правой колонке, то все они связаны единой темой - весна. Смысловая связь объединяет каждое последующее предложение с предыдущим. Следовательно, в правой колонке - текст, который можно озаглавить, так как он подчинен единой теме. Можно подобрать заголовок к тексту? Можно: Весна. Весна пришла.
Работа над темой и основной мыслью текста.
Предложения в тексте связаны не только единой темой, но и основной мыслью - что хотел сказать автор? Сделаем анализ текста для определения темы и основной мысли.
Чтение текста «Радуга», упр. 518. Расскажи, почему возгордилась радуга? С кем она состязалась в красоте? Какие слова пришлось
услышать солнышку? Чем все закончилось? Куда подевалась радуга? Как ты думаешь, поняла ли она, что не имела права так возвеличивать себя, если ее красота зависит от солнышка?
Сколько предложений в тексте? Какой общей темой связаны предложения? Какова основная мысль текста?
Тема: Радуга. (Спор радуги и солнца.) Что хотел автор сказать читателю? В чем основная мысль текста? (Без солнца нет и радуги.) Как выразить основную мысль в названии текста? Как солнце обиделось на радугу. Или: Радуга зазналась. Как солнце наказало радугу за хвастовство и др.
4этап урока: Интеллектуальные преобразования.
Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.
Редактирование текста, упр. 517. Исправь ошибки! Все ли предложения связаны по смыслу общей темой «Кошка Ксюша». Какие предложения к теме не относятся? Дополни текст предложениями о кошке. Вырази свое отношение к кошке: нравится ли она тебе?
5этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.
Результаты учебной работы:
Предметные: умеют распознавать текст, определять текст по совокупности признаков (тематическая цельность, связанность предложений).
Личностные: проявляют чувство товарищества, взаимопомощи в трудную минуту.
Домашнее задание
Подготовиться рассказать эпизод из знакомой сказки, в котором герои разговаривают друг с другом. Дать характеристику их речи.