kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основная мысль текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 2  класс

Дата «___»________       г                                                                                     

Тема урока: Тема и основная мысль текста

Цель: формирование представлений о тексте, его признаках -  тематическом единстве и связности предложений, умение распозна­вать текст, отличать его от группы предложений.

Оборудование урока: картинки, тетради, учебник русского языка.

Межпредметные связи: познание мира, литература.

Планируемые результаты:

предметные: умение распознавать текст, определять текст по совокупности признаков (тематическая цельность, связанность предложений);

личностные: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи в трудную минуту;

системно-деятельностные: умение анализировать текст, пони­мать тему и основную мысль в тексте, умение формулировать во­просы по тексту, устанавливать последовательность предложений в тексте, корректировать текст.

Ход урока

1 этап урока: Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

Постановка учебной задачи урока: Что такое текст? Из чего состоит текст? Каковы признаки текста?

  1. знаком­ство с новым разделом «Текст» и определение целевой установки изучения раздела «Что вспомним, что узнаем, чему будем учиться».
  2. Чтение названия темы «Текст» и познавательной задачи урока: «Что такое текст?» (учебник, с. 193).

Определение цели урока с опорой на схему на доске:

Цель урока:

выяснить, что такое.

Обсуждение ответов на вопросы: «Что такое текст? Можно ли назвать текстом рассказ? сказку? басню? стихотворение?»

Минутка чистописания:

Мы любим Родину.

Словарно-орфографическая работа. Работа в «Тетради для словарной работы».

2 этап урока: Учебно-познавательная деятельность.

Цель: освоение содержания темы.

Работа над новой темой, упр. 516. Анализ текста:

Наступили каникулы.  Наступила весна.

В лесу растет ель.         Стало тепло.

У курицы вывелись цыплята. На деревьях появились листья.

Мама купила мне пальто.        Потянулись с юга журавли.

Прочитайте и сделайте вывод: где текст, а где не связанные между собой предложения? По каким признакам можно определить текст?

Чтение грамматического диалога. Комментирование определе­ния текста:

Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу об­щей темой и основной мыслью. Какой темой связаны предложения в левой и правой колонке? Теме весна соответствуют только пред­ложения в правой колонке. А в левой колонке - каждое предложение имеет свой смысл и не подчиняется единой теме. См.: если в первом предложении речь идет о каникулах, то во втором - речь уже идет о ели, и нет смысловой связи с первым предложением. В третьем го­ворится о курице. Нет связи с предыдущим предложением. Четвер­тое относится к другой теме. Но если сравнить предложения в пра­вой колонке, то все они связаны единой темой - весна. Смысловая связь объединяет каждое последующее предложение с предыдущим. Следовательно, в правой колонке - текст, который можно озаглавить, так как он подчинен единой теме. Можно подобрать заголовок к тек­сту? Можно: Весна. Весна пришла.

Работа над темой и основной мыслью текста.

Предложения в тексте связаны не только единой темой, но и основной мыслью - что хотел сказать автор? Сделаем анализ текста для определения темы и основной мысли.

Чтение текста «Радуга», упр. 518. Расскажи, почему возгорди­лась радуга? С кем она состязалась в красоте? Какие слова пришлось

услышать солнышку? Чем все закончилось? Куда подевалась раду­га? Как ты думаешь, поняла ли она, что не имела права так возвели­чивать себя, если ее красота зависит от солнышка?

Сколько предложений в тексте? Какой общей темой связаны предложения? Какова основная мысль текста?

Тема: Радуга. (Спор радуги и солнца.) Что хотел автор сказать читателю? В чем основная мысль текста? (Без солнца нет и радуги.) Как выразить основную мысль в названии текста? Как солнце оби­делось на радугу. Или: Радуга зазналась. Как солнце наказало радугу за хвастовство и др.

4этап урока: Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий: информативных, им­провизированных, эвристических.

Редактирование текста, упр. 517. Исправь ошибки! Все ли пред­ложения связаны по смыслу общей темой «Кошка Ксюша». Какие предложения к теме не относятся? Дополни текст предложениями о кошке. Вырази свое отношение к кошке: нравится ли она тебе?

5этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.

Результаты учебной работы:

Предметные: умеют распознавать текст, определять текст по со­вокупности признаков (тематическая цельность, связанность пред­ложений).

Личностные: проявляют чувство товарищества, взаимопомощи в трудную минуту.

Домашнее задание

Подготовиться рассказать эпизод из знакомой сказки, в котором герои разговаривают друг с другом. Дать ха­рактеристику их речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«основная мысль текст»


Русский язык 2 класс

Дата «___»________ г


Тема урока: Тема и основная мысль текста



Цель: формирование представлений о тексте, его признаках - тематическом единстве и связности предложений, умение распозна­вать текст, отличать его от группы предложений.


Оборудование урока: картинки, тетради, учебник русского языка.


Межпредметные связи: познание мира, литература.


Планируемые результаты:

предметные: умение распознавать текст, определять текст по совокупности признаков (тематическая цельность, связанность предложений);

личностные: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи в трудную минуту;

системно-деятельностные: умение анализировать текст, пони­мать тему и основную мысль в тексте, умение формулировать во­просы по тексту, устанавливать последовательность предложений в тексте, корректировать текст.


Ход урока

1 этап урока: Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

Постановка учебной задачи урока: Что такое текст? Из чего состоит текст? Каковы признаки текста?

          1. знаком­ство с новым разделом «Текст» и определение целевой установки изучения раздела «Что вспомним, что узнаем, чему будем учиться».

          2. Чтение названия темы «Текст» и познавательной задачи урока: «Что такое текст?» (учебник, с. 193).

Определение цели урока с опорой на схему на доске:

Цель урока:

выяснить, что такое ...

Обсуждение ответов на вопросы: «Что такое текст? Можно ли назвать текстом рассказ? сказку? басню? стихотворение?»


Минутка чистописания:

Мы любим Родину.

Словарно-орфографическая работа. Работа в «Тетради для словарной работы».

2 этап урока: Учебно-познавательная деятельность.

Цель: освоение содержания темы.

Работа над новой темой, упр. 516. Анализ текста:

Наступили каникулы. Наступила весна.

В лесу растет ель. Стало тепло.

У курицы вывелись цыплята. На деревьях появились листья.

Мама купила мне пальто. Потянулись с юга журавли.

Прочитайте и сделайте вывод: где текст, а где не связанные между собой предложения? По каким признакам можно определить текст?

Чтение грамматического диалога. Комментирование определе­ния текста:

Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу об­щей темой и основной мыслью. Какой темой связаны предложения в левой и правой колонке? Теме весна соответствуют только пред­ложения в правой колонке. А в левой колонке - каждое предложение имеет свой смысл и не подчиняется единой теме. См.: если в первом предложении речь идет о каникулах, то во втором - речь уже идет о ели, и нет смысловой связи с первым предложением. В третьем го­ворится о курице. Нет связи с предыдущим предложением. Четвер­тое относится к другой теме. Но если сравнить предложения в пра­вой колонке, то все они связаны единой темой - весна. Смысловая связь объединяет каждое последующее предложение с предыдущим. Следовательно, в правой колонке - текст, который можно озаглавить, так как он подчинен единой теме. Можно подобрать заголовок к тек­сту? Можно: Весна. Весна пришла.


Работа над темой и основной мыслью текста.

Предложения в тексте связаны не только единой темой, но и основной мыслью - что хотел сказать автор? Сделаем анализ текста для определения темы и основной мысли.

Чтение текста «Радуга», упр. 518. Расскажи, почему возгорди­лась радуга? С кем она состязалась в красоте? Какие слова пришлось

услышать солнышку? Чем все закончилось? Куда подевалась раду­га? Как ты думаешь, поняла ли она, что не имела права так возвели­чивать себя, если ее красота зависит от солнышка?

Сколько предложений в тексте? Какой общей темой связаны предложения? Какова основная мысль текста?

Тема: Радуга. (Спор радуги и солнца.) Что хотел автор сказать читателю? В чем основная мысль текста? (Без солнца нет и радуги.) Как выразить основную мысль в названии текста? Как солнце оби­делось на радугу. Или: Радуга зазналась. Как солнце наказало радугу за хвастовство и др.

  1. этап урока: Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий: информативных, им­провизированных, эвристических.

Редактирование текста, упр. 517. Исправь ошибки! Все ли пред­ложения связаны по смыслу общей темой «Кошка Ксюша». Какие предложения к теме не относятся? Дополни текст предложениями о кошке. Вырази свое отношение к кошке: нравится ли она тебе?

  1. этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.

Результаты учебной работы:

Предметные: умеют распознавать текст, определять текст по со­вокупности признаков (тематическая цельность, связанность пред­ложений).

Личностные: проявляют чувство товарищества, взаимопомощи в трудную минуту.

Домашнее задание

Подготовиться рассказать эпизод из знакомой сказки, в котором герои разговаривают друг с другом. Дать ха­рактеристику их речи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
основная мысль текст

Автор: Лебедева Полина Александровна

Дата: 26.04.2016

Номер свидетельства: 322759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Презентация "Тема и основная мысль текста""
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiiatiemaiosnovnaiamysltieksta"
    ["file_id"] => string(6) "321097"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461224989"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Краткосрочный план по теме "Тема и основная мысль текста""
    ["seo_title"] => string(60) "kratkosrochnyi_plan_po_tiemie_tiema_i_osnovnaia_mysl_tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "411903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493229383"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Тема и основная мысль текста. Виды текстов"
    ["seo_title"] => string(38) "tiemaiosnovnaiamysltiekstavidytiekstov"
    ["file_id"] => string(6) "316229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460037027"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок развития речи. Основная мысль текста. "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-razvitiia-riechi-osnovnaia-mysl-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "180658"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425223500"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Тема: ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА. "
    ["seo_title"] => string(36) "tiema-tiema-i-osnovnaia-mysl-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "208365"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430799601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства