Урок развития речи в 5 классе. Тема урока: Основная мысль текста. Данная разработка может быть рекомендована учителям, работающим по УМК под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др. Цель: текст, тема текста; формировать знания о тексте и основной мысли текста, о способах раскрытия основной мысли текста;развивать умения определять тему и основную мысль текста; формировать умения редактировать текст.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Основная мысль текста. »
Урок развития речи 5класс
Тема: Основная мысль текста
ЦЕЛЬ:
1. Повторить: текст, тема текста
2.Формировать звания о теме и основной мысли текста и способах раскрытия основной мысли текста.
3. Развивать умения определять тему и основную мысль текста, находить в тексте предложения, выражающие основную мысль.
4. Формировать умения редактировать текст повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли.
Оборудование: презентация, тетрадь на печатной основе «Комплексный анализ текста», жетоны.
Ход урока
Организационный момент (сообщение темы и целей урока, о системе оценивания на уроке - жетоны)
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания:
1)Фронтальный опрос: Продолжите, местоимение - это…(часть речи, указывающая на предметы, признаки, количество, но не называющая их)
Как изменяются местоимения? (по числам и падежам)
Назовите местоимения 1 лица (я, мы), 2 лица (вы, ты), 3 лица (он, она, оно, они)
Как пишутся местоимения с предлогом?
2)Упражнение. 112. Её (3 л., Р.п., ед.ч.), меня (1 л., Р.п, ед.ч.), я (1 л., И.п., ед.ч.), тебя (2 л., Р.п..ед.ч.), ты (2 л., И.п, ед.ч.), мне (1 л., Д.п., ед.ч), вы (2 л., И.п, мн.ч.), мне, вас (2 л., Р.п, мн.ч), вы, меня, я, тебе (2 л., Д.п., ед.ч.), я, тебя, тебе (2 л., Д.п., ед.ч.) , ты, тебе, мы (1 л, И.п, мн.ч.).
Работа по теме урока.
1.Беседа. На прошлых уроках мы с вами работали над понятием текст, тема текста. Вспомним:
-что мы называем текстом? (Текст состоит из предложений. Связанных между собою по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Текст можно озаглавить)
-что мы называем темой текста? (То, о чем пишет, говорит автор)- запишем определение в тетадь.
2.Чтение текста (на экране) и определение его темы и стиля.
Прочитайте фрагмент стихотворения Ю. Мориц. Какова тема текста? Какова его основная мысль?
Пузатый чайник знаменит
В любое время года,
Особенно когда стоит
Неважная погода.
Пых-пых, горячий вкусный чай
Разгонит скуку и печаль.
Он - с медом, он - с вареньем,
С чудесным настроеньем!
3. Работа с учебником. Чтение материала для наблюдений с.44-45
Вывод (запишем в тетрадь): основная мысль текста передает отношение автора к изображаемому, его оценку. Подумайте, всегда ли основная мысль текста бывает сформулирована?
Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Бианки (материал распечатан).
Мы были на охоте в лесу втроем: сынишка, я и Джим. Джим — это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собачка, хоть и старенькая... Необыкновенно умный и добрый у нас Джим. С другими собаками не дерется, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при встрече хвостиком часто-часто машет и, знаете, так по-собачьи, приветливо улыбается.
Беседа по содержанию:
Как автор относится к Джиму? По каким словам это можно определить?
Выпишите из текста слова, которые описывают характер Джима.
Какова основная мысль этого отрывка? Выражена ли она автором прямо или содержится в самом тексте?
Вывод: основная мысль текста не всегда сформулирована в тексте.
4. Тренировочные упражнения.
1.Упр.113. Самостоятельная работа — редактирование текста заметки (с последующей проверкой).
2. Работа с текстом (у каждого на парте).
IV. Задание на дом.
Упр.114
Напишите рассказ об одном самом ярком летнем дне. Озаглавьте его. Вы можете воспользоваться эпиграфом-высказыванием Н. Сладкого: «Летом дни длинные-длинные, и радости в них- с утра до вечера!»
V. Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы повторили, что такое текст, тема текста. Узнали, что основная мысль текста передает отношение автора к изображаемому, его оценку. Отметили, что основная мысль текста не всегда прописана в самом тексте.
Подсчитаем ваши жетоны. Оценки за урок.
Приложение
Прочитайте фрагмент стихотворения Ю. Мориц. Какова тема текста? Какова его основная мысль?
Пузатый чайник знаменит
В любое время года,
Особенно когда стоит
Неважная погода.
Пых-пых, горячий вкусный чай
Разгонит скуку и печаль.
Он – с медом, он – с вареньем,
С чудесным настроеньем!
Мы были на охоте в лесу втроем: сынишка, я и Джим. Джим — это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собачка, хоть и старенькая… Необыкновенно умный и добрый у нас Джим. С другими собаками не дерется, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при встрече хвостиком часто-часто машет и, знаете, так по-собачьи, приветливо улыбается.