Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока:
Личностные: учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Мотивация к деятельности. Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания | Звучит музыка П.И.Чайковского - Здравствуйте, ребята! - Помогите мне продолжить стихотворение «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…» -Скажите мне, пожалуйста, кто автор этих замечательных строк? | Учащиеся здороваются -..Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу… -А.С.Пушкин | |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель этапа: актуализировать ЗУН и мыслительные операциидостаточные для построения новых знаний | - О каком времени года идет речь в этом стихотворении? - Какие признаки осени перечислил поэт? - Солнце реже появляется на небе, день становится короче – это признаки какой природы? - Листья опадают, птицы улетают в теплые края. А это какая природа? | - Об осени реже солнышко блистало; …короче становился день; …лесов таинственная сень с печальным шумом обна-жалась; … гусей крикливых караван тянулся к югу Это признаки неживой природы Это признаки живой природы | |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: осознать место и причину возникших затруднений | - Ребята, кто-то может сказать, все ли это признаки наступления осени? - Сейчас я предлагаю на листе, который лежит перед вами, записать слова или фразы, которые вам приходят на ум при словах «Осень пришла» (прием «Ассоциации) - Повернитесь к соседу по парте, поделитесь своими мыслями. - Скажите, верна ли пословица «Одна голова хорошо, а две лучше»? - Давайте послушаем, какие изменения природе вы вспомнили. | Учащиеся предлагают свои ответы. Дети выполняют записи. - Да, верна. Признаков осени стало больше после совместного обсуждения Дети читают свои записи | |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: на основе поставленной цели выбрать способы и средства ее реализации | -А сейчас мы можем с уверенностью сказать, что перечислили все изменения в природе осенью? - Можете ли вы предположить, как звучит тема урока? - Что вы еще не знаете, но должны знать и уметь в конце урока? | Дети дают ответы - Наш урок посвящен осени. - Мы узнаем обо всех осенних изменениях в живой и неживой природе; на основе наблюдений за природой научимся замечать эти изменения и определять время года. Учебник, в котором можно найти необходимую информацию | |
5. Реализация построенного проекта Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. | - Согласна с вами. Для того, чтобы найти ответы на вопросы, предлагаю вам сейчас поработать по группам. 1-я группа узнаёт об изменениях в неживой природе, стр.28. Ребята, во время чтения текста, помечайте на полях значки: V – «я знаю», + - «это новое для меня», – - «я думал иначе», ? – «я не понял» (прием «инсерт»). 2-я и 3-я группы уточнят знания об изменениях в живой природе. Ребята 2-й группы узнают из текста учебника, как изменилась жизнь растений (с.28-29), ребята 3-й группы – жизнь животных(с.29-31). Перед каждым из вас на листе изображена таблица, которую нужно заполнить короткими фразами или словами – ответами. В первую колонку запишите то, что вы знаете об изменениях в мире растений (2 гр.), в жизни животных (3 гр.), а вторую колонку будете заполнять, читая текст. Если прочитали о том, что ранее было для вас неизвестным, сделайте паузу и запишите в таблицу (прием «Бортовой журнал»). Учитель включает фоном аудио записи П.И.Чайковского «Времена года»; наблюдает за выполнением задания, оказывает помощь, если она необходима. - Давайте обсудим. Что вам было известно? Что узнали впервые? - Чему удивились? Что осталось непонятным? - Помогла ли вам музыка представить описанные в тексте картины окружающего мира? Кто-то может назвать композитора? Петр Ильич Чайковский, прекрасный русский композитор, который любил родную природу и посвятил свою музыку каждому месяцу года, передавая в ней настроение. Посмотрите на фотографии, снятые нашими земляками. Полюбуйтесь природой Архангельской области!Она особенно прекрасна осенью! А в это время ваши глаза немного отдохнут. Учитель показывает короткую презентацию с фотографиями осенней природы и читает стихотворение поэта Абрамова об осени | Учащиеся работают с текстами, делают пометки, заполняют таблицы. Учащиеся отвечают по «цепочке». Заслушиваются все желающие высказаться дети. Возможно, ответят дети, посещающие школу искусств. Учащие воспринимают зрительную и слуховую информацию | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Закрепление способов действий, вызвавших затруднение | Для того, чтобы увидеть все изменения, которые произошли в природе с приходом осени, я предлагаю составить схему (прием «Кластер»). Учитель на доске составляет схему, записывая ответы детей Молодцы. Мы составили очень подробный ответ на вопрос: «Как изменяется природа с приходом осени» ( физминутка) -А сейчас предлагаю вам подвигаться в осеннем танце - представьте на несколько секунд себя осенними листьями. Вслушайтесь в звуки музыки. Передайте движения падающих, крутящихся листьев, танцующих листьев. | Учащиеся помогают учителю составить кластер (приложение). | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: использовать способы действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения | Для того, чтобы проверить, насколько вы внимательно читали тексты учебника, слушали друг друга, я предлагаю вам рассмотреть три фотографии картин знаменитого художника Исаака Левитана (приложение). Рассмотрите их, вспомните признаки осени в неживой природе, обсудите в парах и назовите осенние месяцы, которые изобразил художник, докажите свой ответ. Выслушав ответы детей, учитель открывает названия картин, рядом с которыми расположены описания и названия месяцев. | | |
8. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка. Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние. | - Незаметно подошёл к концу наш урок. Узнали мы с вами то, что хотели? Проверим, продолжив фразы (фразы появляются на экране): - С наступлением осени в неживой природе происходят такие изменения… - У большинства лиственных деревьев осенью… - Осенью многие птицы … - С приходом осени звери начинают… - С какими трудностями вы столкнулись? - Подумайте и оцените свою работу на уроке. - А как вы оцените работу класса в целом? - Кому было трудно, дома прочитайте тексты учебника еще раз и составьте два вопроса к ним. Те ребята, которые затруднения не встретили, приготовят короткую презентацию на тему «Осенние изменения в жизни человека». - Мне хочется узнать, насколько понравился вам урок, насколько хорошо вы сегодня работали на уроке. В этом мне помогут осенние листья, которые лежат у вас на партах. Оцените себя и свою работу, выберите лист, прикрепите на «дерево» (ствол дерева с ветками прикреплён к доске): зеленый цвет – работал в полную силу, с интересом; красный цвет – работал хорошо; оранжевый цвет – мог бы работать лучше; желтый цвет – было скучно, ленился. - Мне приятно видеть, как вы нарядили дерево. Я рада, что вы честно оценили свою работу. Спасибо за урок. | Учащиеся продолжают фразы, высказывают свои мнения. Затем прикрепляют «осенний листок» определенного цвета на ветки «дерева». | |