Цель: познакомить и расширить знания детей о подготовке к зимовке разных групп животных; развивать умение делать выводы, анализировать.
Задачи урока:
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки;
- продолжить развивать наблюдательность, познавательные навыки учащихся, ориентироваться в информационном пространстве;
- воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, грамотное поведение в природе.
Планируемые результаты:
Предметные.
Учащиеся научатся характеризовать осенние изменения в живой природе ( перелёты, спячка, линька), приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы.
Метапредметные.
познавательные:
Учащиеся научатся находить информацию из учебного текста, цитат, иллюстраций, таблиц, проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом.
коммуникативные:
Учащиеся научатся совместно анализировать результаты проделанной работы, строить понятные для окружающих высказывания.
регулятивные:
Учащиеся научатся планировать свою работу, оценивать результат своих действий, находить решения учебной задачи.
Личностные.
У обучающихся будет сформирован интерес к учебному материалу, чувство любви к животным, эстетическое и эмоциональное отношение к природе.
Межпредметные связи: литературное чтение ( стихотворение, цитата), музыка.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Осенние изменения в животном мире. Спячка, линька, припасы.
Учебно- методическое обеспечение урока:
- учебник « Окружающий мир» 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
- тетрадь к учебнику, 3 класс, О.Т.Поглазова
- персональный компьютер
- интерактивная доска- авторская презентация к данному уроку.
Содержание урока.
- Организационный момент.
Приветствие учеников. Учитель настраивает на работу.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
- Ребята, какое время года сейчас за окном?
- Все знаменитые поэты, художники, музыканты посвятили этому времени году самые лучшие произведения.
Ученик под музыку читает стихотворение Тютчева « Есть в осени первоначальной…» ( Слайд№1)
1. Актуализация знаний.
- Нам печально от того, что дни стали короче, Солнце – ниже, а значит температура воздуха понизилась.
- Когда наступает осень по календарю?
- Когда наступает осень по Солнцу?
- А по местным признакам?
- Все эти изменения происходят в неживой природе. А что же происходит в живой природе? Какая наука занимается изучением жизни животных?
4. Постановка цели урока.
- Сегодня мы с вами будем зоологами и будем изучать жизнь животных в осенний период.
5. Планирование работы.
- Прежде чем заниматься изучением жизни животных давайте вспомним все, что нам известно о них. Где они обитают, их разновидность. (Слайд№3)
- Перечислите основные особенности каждой группы.
6. Открытие новых знаний.
- Выберите группу, которая самая многочисленная и незащищенная от понижения температуры воздуха.
- Перечислите известных вам насекомых.
- Что происходит с ними в осенний период времени? ( Слайд№4)
- Давайте уточним наши знания по учебнику. ( самостоятельное чтение текста на стр.57)
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 14 задание№8, разгадайте кроссворд.
( коллективная проверка)
- Какая группа животных тесно связана с жизнью насекомых?
( Слайд №5)
- Чем питаются птицы?
- Почему и куда улетают осенью птицы?
- Какие остаются с нами?
- Предлагаю найти более точную информацию в учебнике на стр. 58-59.
- Как летят перелётные птицы?
- Каким птицам лететь труднее: крупным или мелким?
- Давайте закрепим наши знания выполнив в рабочей тетради задание №9 на стр. 15.
- Ученик первого ряда пойдет соединит линией понятие и его значение для оседлых птиц; ученик второго ряда – перелетных; а ученик третьего ряда – кочующих. ( Слайд №6)
- Распределите самостоятельно в рабочей тетради разноцветные кружки рядом с рисунками птиц.
Проверка: ( Слайд №7)
- Какая еще группа птиц добавилась?
- Что вы можете о ней рассказать?
- Выберите следующую группу животных. ( Слайд №8,9,10)
7. Физкультурная разминка.
- Вы хорошо поработали и нам полагается небольшой отдых – физкультурная разминка!
Вышли уточки на луг (ходьба на месте)
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук. ( дети расставляют руки и изображают полет жука)
Ж –ж –ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли. ( вытягивают голову вперед, затем наклоны головы влево и вправо)
Зашумел в саду камыш ( закачались на месте)
Ш –ш –ш.
И опять настала тишь. ( палец прикладывают к губам и тихонько садятся)
- Какая группа животных у нас осталась?
- Что происходит в жизни зверей осенью? ( ответы детей, затем просмотр слайдов № 11,12)
- Предлагаю подвести итог о подготовке зверей к зиме заполнив таблицу.
( Слайд №13) и выполнить небольшой тест ( Слайд №14,15,16)
- Ваша задача выбрать правильный ответ и нажать звездочку.
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Я хочу закончить наш урок замечательными словами известного писателя А.И.Куприна:(Слайд №17)
« Надо любить всё: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни»
- Пусть эта красота сопровождает вас всю жизнь. Спасибо всем за работу! Вы оказались очень любознательными, внимательными учениками.
- Кому из вас удалось пополнить ваши знания?
- Оцените свою работу на уроке. У каждого на парте карточка с изображением животного. На обратной стороне определенный цвет:
красный – « я узнал много нового» ( медведь, бабочка)
жёлтый - « мне было интересно» (снегирь, тритон)
зелёный – « мне было скучно и трудно всё запомнить».( ящерица, рыба)
9. Домашнее задание.
учебник стр. 57 – 61, отвечать на вопросы
рабочая тетрадь – задание №16 ( дополнить сказку названиями животных)