4 класс. Основы мировых религиозных культур.
Тема урока: «Милосердие»
Канева Оксана Михайловна
МОУ «СОШ №3»
Цель: Способствовать формированию ценностного отношения к миру: пониманию, осознанию учащимися нравственной ценности «милосердия».
Задачи:
Развивать умения оценивать примеры проявления высокой нравственности (регулят.)
- Развивать умения формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность, находить нужную информацию в различных источниках (познав.)
- Познакомить с различными формами выражения милосердия во всех традиционных религиях мира (познав.)
- Развивать коммуникативные УУД, через групповую работу (коммун.)
- Способствовать приобретению устойчивых норм – образцов нравственного поведения (личн.)
- Развитие речи, как важнейшего способа общения между людьми (личн.)
- Способствовать воспитанию чувства сопереживания, как проявления милосердия (личн.)
Нравственная идея урока: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Повторение изученного материала.
1 слайд:
-Добрый день, ребята! Начинаем наш урок «Основы мировых религиозных культур». Желаю вам успехов!
2 слайд:
-Зачем я предложила вашему вниманию эти фотографии?
3 слайд:
-Предлагаю называть соответствия по цепочке.
-установить соответствия, разделить на 4 группы (христианство, иудаизм, ислам, буддизм; основатели религий, священные книги, священные сооружения)
Будда, Трипитака, пагода, Моисей, Тора, синагога, Иисус Христос, Библия, храм, Мухаммад, Коран, мечеть.
2. Актуализация знаний.
4 слайд:
-А об этой фотографии, что вы можете сказать?
-А кто догадался, на что просят обратить наше внимание? Почему?
-Кто сможет рассказать, какую информацию мы закодировали с помощью данной модели?
-Что вам уже известно о заповедях?
5 слайд:
-Кто это? Кто прочитает заповеди?
6 слайд:
-Кому принадлежит данное высказывание: «Исполни эти правила и будешь счастливым!»
-Как одной фразой можно сформулировать все заповеди?
-А как вы считаете, кто такой ближний?
-Какой источник знаний нам может помочь уточнить правильность ваших ответов? Обратите внимание это слова Иисуса Христа.
7 слайд:
-Предлагаю послушать отрывок известной уже вам притчи «О добром самаритянине»
-Так кто же это – ближний?
-А кто заметил, какое здесь повторяется слово, которое мы редко слышим?
-Какое бы вы дали определение данному слову? Где уточнить нам? В каком?
-А какой самый распространенный словарь, часто обращаемся на наших уроках?
-У меня на столе только 1 словарь. Что делать? Как быть?
8 слайд:
-Помогу я вам, предлагаю вашему вниманию отсканированную страницу со словаря Ожегова, где указано толкование слова «милость».
9 слайд:
Милость – это …
10 слайд:
-Теперь предлагаю проверить толкование данного слова, просмотрев видеоролик. Присутствует ли в видеоролике милость?
Притча
Мальчишка был голодный и босой,
Давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит… молока!
И тот стакан — дал силы снова жить!
Поверил он — есть в мире доброта!
Минуло много лет… он доктор стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Он на обходе женщину узнал,
Ту, что дала когда-то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!
Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!…
Квитанцию к оплате принесли,
- Всю жизнь платить! — подумала тогда,
И взяв листок, не верила глазам!
Оплачен счет!
Он рядом написал:
….
-Что скажете?
-Как бы вы озаглавили данную притчу? (Притча о стакане молока)
11 слайд:
-Притча о стакане молока. Сколько линий человеческих жизней мы можем выделить?
-Что получается в итоге?
Предлагаю поразмыслить, подобрать пословицу к полученной схеме. Можно пообсуждать в парах.
-обложка нашего учебника по ОРКСЭ.
-Дерево – модель ЖИЗНИ. Сохранение жизни - главная ценность всех религий.
-Ствол – человеческая жизнь; ветви – все то, что окружает: семья, друзья, природа и т.д.; корень дерева – заповеди, правила жизни.
-Все мировые религии и нравственные заповеди. Которые они содержат, учат одному, только разными словами.
-Моисей со скрижалями. (ученик читает)
-Иисус Христос
-«Люби ближнего, как самого себя»
Высказывания детей.
-В Библии. Ведь в Священных писаниях мы можем найти ответы на многие вопросы, в виде притч. В них рассказывается о тех или иных поступках человека, о добре и зле, о чувствах, которые одолевают людей в каверзных ситуациях. (прослушивание)
Ближний – человек, оказавший милость; человек, который нуждается в милости.
-МИЛОСТЬ.
Высказывания детей.
-в словаре, в толковом
-Ожегов
Высказывания детей.
Доброе отношение, благодеяния, дар, полное доверие
Просмотр + чтение притчи учителем
«Оплачено стаканом молока!»
Высказывания детей.
-мальчик и женщина
Высказывания детей.
«Добро сеять – добро пожинать»
«За добро добром и платят»
«Худо тому, кто добра не делает никому»…
ВЫЗОВ
3. Объявление темы урока. Сообщение цели урока.
-Когда мы протягиваем руку помощи другому человеку, мы совершаем с вами МИЛОСЕРДИЕ. Любовь к БЛИЖНЕМУ по православному словарю неразрывно связана с милосердием. Запомните название услышанного словаря.
-Кто сможет сказать, какая же тема сегодняшнего нашего урока?
12 слайд:
-Молодец! Какую цель поставим перед собой в первую очередь?
-Милосердие.
-Узнать, что такое милосердие.
4. Изучение нового материала.
-А что нам может помочь решить данный вопрос?
Какой? Кто внимательно слушал меня, название, какого словаря я вам озвучивала, просила запомнить?
-К большому моему сожалению, у нас в школе нет данного словаря. Как выйти из этой ситуации? Что делать?
-Итак, Милосердие – высочайшая добродетель: деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обремененным и страдающим.
Добродетель – делание добра, положительные нравственные качества личности, противоположность греху.
К добродетелям можно отнести, например, покаяние, страх Божий, любовь к ближнему, мудрость, целомудрие, рассудительность, трудолюбие, терпение, несение скорбей, кротость и ряд других добрых качеств.
-Как лучше зафиксировать полученную информацию?
-А может дома у кого то есть православный словарь?
13 слайд:
-А вот такой словарь?
-Этимологические словари бывают разных авторов, подробно толкуются происхождение наиболее употребительных слов в современном русском языке. Их родословная, источники поступления в нашу речь, исходный языковой материал.
-Может кто-то посмотрит в данном словаре толкование слова милосердие.
-Проблема - не нашли!? Видно автор данного словаря посчитал не нужным включить слово милосердие в список.
-Что делать? Как же выйти из данной ситуации?
МИЛОСЕРДИЕ. Заимствовано из старославянского языка, где оно является словообразовательной калькой лат. misericordia (miser "достойный сожаления, милости" — мило, cord- — серд-, ia — ие).
-Милость сердца
-А где еще мы можем увидеть определения слова МИЛОСЕРДИЕ?
14 слайд:
-Их много, найдите на столах распечатки определений. Что можете сказать? (работа на слайде)
-Какую работу мы можем выполнить по данным определениям?
-Как зафиксируем полученные знания?
15 слайд:
16 слайд:
-Какие способы познания мира вы использовали при решении цели урока?
-Опираясь на название нашего предмета, какую задачу вы бы предложить, смогли еще решить?
-словарь
-Православный
-Интернет поможет. (Поиск определения)
-кластер (на доске + на распеч.листах)
(показ этимологического словаря)
(у доски 1 ученик)
-интернет (работа ученика)
(подставляют слова МИЛОСТЬ, см.кластер слова МИЛОСТЬ)
-в толковых словарях
-нет авторов
-найти сходство и выделить.
-кластер
Высказывания детей
-Как разные религии учат милосердию?
5.Работа в группах.
-У нас мало времени, чтобы собрать всю информацию. Как быстрее собрать всю необходимую нам информацию?
17 слайд:
-Предлагаю разделиться на группы. Вспомним правила работы в группах.
18 слайд:
-Выберите ответственных. Каждой группе предлагаю решить одну из задач, что вытянул ответственный.
-Какое задание у вас? Какой источник знаний вы бы желали использовать? Мне бы хотелось предложить вам посмотреть видеозаписи.
-Как предлагаете оформить полученную информацию?- Сейчас ответственные в группах будут отвечать по своей задаче.
-Предоставляем слово представителю группы, изучающие вопрос о милосердии в религии, где священной книгой является Библия.
-Предоставляем слово представителю группы, изучающие вопрос о милосердии в религии, где хранителем преданий является раввин.
-Предоставляем слово представителю группы, изучающие вопрос о милосердии в религии, где одним из священных сооружений является пагода.
-Предоставляем слово представителю группы, изучающие вопрос о милосердии в религии, где основателем является пророк Мухаммад.
-Какой вывод можно сделать?
-Что объединяет все найденные формы выражения в каждой религии?
Можно ли дополнить наш кластер?
-в группах
(информационный стол-выбор заданий)
-таблица (объяснение детей)
-Христианство
(Помощь больным, бездомным, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах)
- Иудаизм
(Внутриобщинная благотворительность, раздача милостыни )
-Буддизм
(Бодхисатвы - сознательно отказываются от нирваны, хотя и достойны ее, для того, чтобы спасти другие живые существа)
-Ислам
(Закят - обязательный налог, милостыня)
- Все мировые религии выделяют милосердие как одну из главных ценностей общества
-МИЛОСТЫНЯ
6.Домашнее задание.
-Дома постарайтесь найти определение слова «милостыня», используя различные источники знаний, различные виды словарей.
ОСМЫСЛЕНИЕ.
7.Рефлексия
-Итак, мы собрали информацию о милосердии. Какую цель перед собой ставили?
-Какая же тема урока милосердие.
-А часто ли вы бываете милосердными, давайте проанализируем свои действия и поступки по отношению к другим. Кто желает высказаться?
Урок мы начали с модели жизни. А сможем ли мы создать модель милосердия, милосердных поступков? (красное сердечко, как плоды дерева)
19 слайд:
«Как хотите чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними»
Высказывания детей по желанию
8.Итог урока
-Ребята, заполнится ли милосердными плодами ваша жизнь все зависит от вас. И какой милостью вы заполните свои сердца, это вам решать.
20 слайд:
«Капелька по капельке,
кирпичик по кирпичику
строится мир доброты.»
-Всем желаю успехов! Спасибо за урок!