Из опыта работы учителя ОРКСЭ (модуль Основы Православной культуры)
Из опыта работы учителя ОРКСЭ (модуль Основы Православной культуры)
Этот материал представляет собой учебно-методическую статью, в которой я делюсь своими педагогическими находками при изучении ОРКСЭ (модуль Основы Православной культуры). Учитывая, что курс ОПК -новый для нас всех предмет, данная статья может быть полезной как для молодых и начинающих педагогов, так и для учителей со стажем. В ней я рассказываю о некоторых методических аспектах ведения уроков ОРКСЭ, а также о формах внеклассной работы по предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя ОРКСЭ (модуль Основы Православной культуры) »
Автор: учитель ОПК МОУ Краснозвездинская СОШ Ртищевского района Саратовской области Хорева Е.А.
Название работы: Методические аспекты ведения урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)
Описание материала: Предлагаю материал, в котором я делюсь опытом работы . Данная статья будет полезна учителям ОРКСЭ ( модуль Основы православной культуры), преподающим в 4 классе.
Не за морями, не за лесами, а рядом с нами живёт целый мир – мир Православия.Но не все о нём знают. Взрослые, занятые заботами, часто не замечают его. А вот детям увидеть этот мир не так сложно. К счастью, сейчас введён предмет «Основы православной культуры». Все желающие могут изучать этот предмет. Это и есть вход в мир Православия. Если говорить образно, то мой опыт, который я представляю сегодня – это аз, буки, веди, глаголь, добро. Я учусь сама - даю знания –действую –получаю результат.
Я, Хорева Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы, основ православной культуры, преподаю этот курс четвёртый год. А что было в начале моего пути к преподаванию ОПК? Даже не знаю...
Может быть, путь начинался с совсем маленькой девочки, затаив дыхание, глядящей поздним вечером из-под одеяла на коленопреклоненную перед образами бабушку?..
Со вкусного запаха куличей, которые нельзя было сразу есть, а лишь дождавшись радостного дня непонятного праздника «Пасхи» ?
Дальше - больше. Проникновенная любимая песня «С чего начинается родина?..», и какое-то ощущение недосказанности. Хочется ещё добавить что-то главное... Ищу, но тщетно, хотя чувствую, что что-то есть, но от меня сокрыто. «С чего начинается?..»
Вот такие вопросы. А когда стали приходить на них ответы, оказалось, что все ответы в тогда ещё не обозначенной области основ православной культуры. И предки стали ближе и понятней, и поняла их нравственные ориентиры. И перед бабушками не столь неловко, т.к. женский праздник был, был на протяжении сотен лет, только имел несколько другие смыслы, другие сроки, и дивное название «Неделя жён-мироносиц». Поняла, что такое именины, и возрадовалась, что у каждого они есть.
И что не только Ломоносов, но и современные учёные, классики-музыканты, художники, литераторы были осмыслителями Библейских начал. И узнала: «С чего же ещё добукварного начинается Родина?»
Вместе с ответами на вопросы пришли новые смыслы.
Я работаю над проблемой воспитания духовности через возрождение православных традиций.
Цель моей работы: формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ Православной культуры.
Задачи: создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных форм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.
«Дорогу осилит идущий» - это наш девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает личностно-ориентированный подход к обучению. Другого подхода у этого предмета нет.
Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вот ключевые ценности в моём подходе к обучению.
Учитывая, что курс ОПК – новый для всех нас, я пошла по пути создания своего методического банка, в который вошли: разработки уроков, презентации изучаемых тем, детская библиотечка «Православная радуга», опыт учителей ОПК Ртищевского района и России, набор по изготовлению поделок к православным праздникам.
Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие. Есть притча о дорогах, в ней они спорили о своей важности. Но самой главной оказалась тропинка, которая ведёт к Храму. «Сегодня Божья тропинка привела нас…», такими словами начинаю каждый урок. Это очень удачный приём, в этом меня убедили постоянные вопросы детей: «А куда поведёт сегодня нас Божья тропинка?
На некоторых методах я хочу остановиться.
Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование. Методику благовествования указал нам сам Господь. Одни из ключевых приёмов проповеди Господа Иисуса Христа являлась притча. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.
Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Поэтому наибольший акцент, особенно в четвёртом классе, я делаю на формирование нравственных и духовных качеств личности. На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Большим подспорьем в работе служит картотека моего методического банка, созданная по сборникам Бориса Ганаго и добрым историям для малых ребят «Зёрнышки», по православным детским журналам, другим источникам.
Метод проекта наиболее востребован. Неслучайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», « Именем Екатерины наречённый», «Вода - дар Божий», « Пасхальное яичко».
Я использую проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную. Примером является долгосрочная исследовательская работа «Наш храм. Прошлое. Настоящее. Будущее». В ходе сбора материала мы встречались с прихожанами церкви, сотрудниками музея, обращались в архив.
Так, изучая Заповеди, у меня возникла идея создания долгосрочного проекта «Моя семья – моё начало». Я прогнозирую рост духовно-нравственных устоев в семьях моих воспитанников, так как я нашла отклик у родителей, желание заниматься этим проектом.
Постоянно задаю себе вопрос, на сколько эффективны мои занятия. Провожу постоянную диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше.
В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.
Самым трогательным моментом в уроке является диалог с собой: «Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?», « Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть - рефлексия
Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:
- Напиши мини-сочинение
- Составь вопросы по изучаемой теме
- Составь кроссворд
- Сочини конец истории
- Подготовь сообщение
Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями, электронная игра «Православие». Реализовать задуманное помогает мой хорошо оснащенный современный кабинет. Возможности кабинета позволяют мне использовать готовые материалы, учебные фильмы и дидактические игры.
Я рассказываю своим ученикам о православных праздниках, о том, что нельзя делать людям плохое не только или не столько из-за боязни, что и они ответят тебе тем же, рассказываю о понятных теперь мне именинах. Более того, мы поздравляем одноклассников не только с днём рождения, но и с именинами. Читаем жития святых, наших небесных покровителях, готовим именинные подарки: именные иконки, книги о святых, именные открытки. Ребята с живым интересом ждут этот день, просят помочь определить дни именин своих родственников и, главное, найти сведения о жизни их небесных покровителей.
ОПК в школе - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая. Поскольку я являюсь учителем литературы, у меня есть уникальная возможность интегрировать православие с литературой.
Воспитанию души, состраданию, уважению к старшим способствует шефство над ветеранами войны, которым ребята оказывают помощь и участие в школьных акциях «Ручеёк милосердия».
Узнав о семье, которая очень нуждается в помощи, ребята сразу откликнулись на этот призыв. Дети и родители собрали вещи, продукты, игрушки и отнесли в школу. Многие их спрашивали: «Зачем вы это делаете?» Ребята ответили: «Иисус Христос сказал, что одевая бедного, вы одеваете меня».
Большую помощь в моей работе оказывают родители моего класса. Ни один урок, мероприятие не обходится без их участия. В некоторых вопросах они являются инициаторами и двигателями. Я убеждена, что такое участие родителей в школьной жизни своих детей, воспитании духовности и нравственности уже даёт положительный результат.
Убеждена, что родительский лекторий сыграл свою положительную роль, объединив родителей и детей в наших делах
К новому предмету в Российской школе – ОПК, относятся неоднозначно. Много споров. Что? Как? Почему? Спорить можно много, но результат налицо. Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.
Надо признаться, что изучение курса ОПК, невозможно без глубокого самообразования. Я не упускаю возможности контакта со священниками . С благодарностью отмечаю большую помощь со стороны о. Виктора и о.Павла.
Итак, впереди ещё так много буквиц, а значит много добрых дел. В перспективе вижу:
1)Создание родительского клуба «Доброта сердец»
2)Проекты семьи ( книжки – малютки, наша мастерская)
3)Проект «Подписка»: детский журнал для семейного чтения «Православная радуга» или «Свечечка» в каждую семью.
Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.
В заключение мне хотелось бы привести слова Джерома Д.Сэлинджера из знаменитого романа «Над пропастью во ржи». В этих словах заключена вся моя педагогическая философия: « И моё дело- ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа…»