kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") "Рождественская сказка" . 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Один из этапов модернизации современного образования – это внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания.  С 1 сентября 2012 года в учебный процесс образовательных школ Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента России вводится новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов. Введение курса ОРКСЭ — это принципиальный  шаг на пути осуществления новой государственной образовательной политики.

          Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.Отдельно хочу сказать об уроках-праздниках. Ребята, изучающие основы культуры своей страны, очень активно принимают участие в них. Такие мероприятия также обогащает их духовно. Знание прошлого, сохранение добрых традиций, обычаев своего народа помогают младшим школьником формировать свою гражданскую позицию, воспитывают и развивают духовно-нравственные ценности. Один из таких уроков я представляю вашему вниманию. («Рождественская сказка»).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") "Рождественская сказка" . 4 класс »

Урок по теме: «Рождественская сказка» (модуль ОПК)

Цель: развитие мыслительных и творческих способностей детей через формирование знаний о православных праздниках.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления праздника Рождество Христово; с традициями, обычаями, символом, приметами Рождества; с новыми словами и понятиями (коляда, ряженый).

2. Прививать  уважение к прошлому своего народа, его культуре, традициям и обрядам.

3. Развивать познавательный интерес к изучению данного курса; коммуникативные навыки.



Ход урока:

1.Организационный момент.

- С каким настроением вы пришли на урок? Подарите друг другу улыбки!

2. Мотивация. Чтение стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы» (раздаточный материал).

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни Севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!..

Расстилай же, зима,

До весны золотой

Серебро на полях

Нашей Руси Святой!


Слово учителя:

- Ребята, какое настроение в прочитанном стихотворении? Почему?

- А какие праздники мы отмечаем зимой? (Ответы детей).


3.Определение темы и задач урока.

Ученик читает стихотворение:


Звезды зажглись в таинственной мгле…
Ангелы сходят с небес.
Дети, Младенец - Христос на земле -
Чудо свершилось!
Будет конец преступленью и злу,
Верой зажгитесь сердца!
Бог, среди нас, поклонитесь Ему,
Славьте Младенца - Христа!


- Кто-нибудь догадался, о каком православном празднике сегодня будем говорить? (РОЖДЕСТВО) Каковы, по-вашему, задачи нашего урока?( Ответы детей).

Слово учителя:

- Действительно, 7 января мы встречаем самый тёплый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. А знаете ли вы, что каждый год отсчитывается с того дня, в который родился Христос? Оказывается, уже более двух тысячелетий люди отмечают это удивительное и таинственное событие – рождение Богомладенца.

Давным-давно это было… У нас трещали зимние морозы, кружила метель, кругом лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей в январской стуже земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, тихой ночью родился Младенец Христос.

( Учитель включает видеоролик «Рождество Христово»)



4. Знакомство с новым материалом

Слово учителя:

-Поговорим о традициях празднования Рождества.

Подготовленный заранее ученик:

-У русского народа праздник Рождества Христова является одним из самых радостных и важных. Подготовка к этому празднику начинается задолго.

Примечательно, что уже с праздника Введения в храмах можно услышать некоторые рождественские песнопения, возвещающие скорый приход Христа Спасителя. С28 ноября начинается Рождественский пост. В пост люди воздерживаются от своих нехороших привычек, от определённой пищи, от излишеств в еде. Так православные подготавливаются к празднику

На Новый год и Рождество наряжают ёлочку. Её украшают блестящими игрушками, лампочками, свечами, а наверх вешают звёздочку.

Звезда является символом Вифлеемской звезды, которая указала место рождения Иисуса Христа.

Учитель:

-Существует сказка, повествующая о рождении Иисуса Христа. Давайте её посмотрим.

5.Сказка (выступление учащихся 6-7 классов)

1-ый ангел :В далёкой чудесной восточной стране

                     Случилось всё это когда-то.

                       Но снова и снова к нам в дом в январе

                      Приходит легенда, ребята.

2-ой ангел : Прошло уже больше двухсот январей,

                       Но ровно 6 числа

                      В честь светлого праздника, в честь Рождества

                      Сияет святая звезда.

(музыка, выходят Мария и Иосиф)

3-ий ангел : В далёкий город Вифлеем

                       Дорога вдаль идёт,

                       А серый ослик вдоль полей

                       Двух путников ведёт

(музыка, идут Мария и Иосиф)

4 –ый  ангел:       Дорога долгая трудна,

                               Но вот уже вдали

                               Видны и храмы и дома,

                               И в хижинах огни.

(музыка,  идут Мария и Иосиф обратно)

1 –ый ангел : Устали путники идти,

                        Спустилась ночи тьма.

                        Но им ночлега не найти,

                        Закрыты все дома.

2 –ой ангел:  Но вот пещера на пути

                        В ней сухо и тепло.

                        Решили путники войти,

                        Пока не рассвело.

( садятся в «пещере»)

3 – ий ангел: А в это время пастухи

                        В полях зажгли костёр.

4-ый ангел :  Вдруг ангел с неба к ним слетел

                       И руку распростёр.

Пастух : Ангел сияющий с неба спустился!

Ангел :  С радостной вестью к вам я явился!

                Дева Мария Христа принесла!

               Путь вам к младенцу укажет звезда.

(танец звезды)

Звезда : В ночь Рождества,

                В святую ночь

                На небе я зажглась!

                Пусть все невзгоды мчатся прочь,

               Жизнь снова началась.

1 – ый ангел : В странах востока, в дальней земле

                          Знали волхвы о чудесной звезде.

1-ый мудрец : Вслед за звездою должны мы шагать,

                           Чтобы младенца могли увидать.

2 – ой ангел : И вот в святую эту ночь

                          В пещеру у горы

                          Вошли волхвы и пастухи

                         И принесли дары.

(музыка, выход волхвов с дарами)

Пастухи : Прими, младенец, этот дар от бедных пастухов.(вынимают и показывают дары)

                Тут чёрный хлеб, и свежий сыр,и козье молоко

Волхвы :   Издалека к тебе пришли,

                   Был долг тяжкий путь.

                    Ты смирну с ладаном прими (кладут дары в ларце)

                   И нас не позабудь.

3-ий ангел :Младенец родился на свет!

                      Его зовут Христос!

                      И вместе с ним весь мир воскрес.

                     Он счастье нам принёс!

4 – ый ангел : И с той поры для детворы

                           Зимой на Рождество

                          Лежат под ёлкою дары

                          От сказочных волхвов.


6. Просмотр мультфильма.

Слово учителя:

- Есть такое очень доброе поверье, что в рождественскую ночь на землю спускаются ангелы. Когда зажигается первая звезда, ангелы приходят. Но их никто не замечает, потому что все спешат по своим делам. А ночью, когда все спят, маленькие крылатые ангелочки прилетают в дома. Ни закрытые окна, ни стены, ни крыша для них не помеха. И в каждом доме они оставляют под елкой подарок. Или просто развеивают его по квартире. Ведь это непростые подарки. Их нельзя увидеть, но можно почувствовать. Это немножко доброты, мешочек счастья, горсть здоровья, кусочек везения. Кувшинчик радости или чашечка, наполненная удачей. То есть то, чего в этом доме не хватало. В общем, по чуть-чуть чего-нибудь хорошего оставляют незамеченные ангелочки в каждом доме. Наверное, когда все крепко спят, ангелы даже не напускают на себя невидимость. Но все равно люди почти никогда их не видят. Разве что очень-очень редко. Вот было бы здорово вовремя проснуться рождественской ночью и подсмотреть, как белоснежный ангелочек порхает по комнате. Как он сует под елку невидимый волшебный мешочек или рассеивает по комнате блестящую чудесную пыль. После этого все в доме начинают жить лучше, если, конечно, хотят этого. Многие писатели посвящали свои произведения Рождеству Христа. Основой сюжета рождественской сказки является чудесное событие праздничной ночи. По мотивам такой сказки создан мультфильм, который мы сейчас посмотрим.

(Видеоролик «Рождественская сказка»)

7.Анализ видеоролика. (Беседа)

- Какое впечатление произвела на вас эта история? Расскажите о своих мыслях и чувствах по этому поводу.

_ О чём забыл крестьянин? (О том, что он Человек и создан по образу и подобию Божию)

- Как вы думаете, почему он спас Марусю?

- Что заставило его передумать и вспомнить о замерзающей девочке? (Слеза, превратившаяся в снежинку).

- Что же произошло с ним? (Духовное возрождение , он вспомнил, что он Человек.)

- Какую сказку Х.К. Андерсена напоминает эта история? («Снежная королева»).

- Назовите похожий эпизод из сказки Андерсена. ( Герда плакала, и её горячие слёзы растопили ледяное сердце Кая).

- Почему в Рождество возможны подобные чудеса, как вы думаете? ( Да потому, что родился не просто ребенок, а Сын Божий, который пришел спасти людей от смерти и принес мир, любовь и надежду на спасение, на жизнь вечную.)

8. Подготовленный ученик рассказывает о традициях празднования Рождества.

- На рождественский стол ставили 12 блюд с угощением, потому что число 12 считали священным числом и Святки тоже длились 12 дней. (От Рождества до Крещения). На праздник обязательно готовили сочиво, кутью, блины. Студень, заливную рыбу, много мясных блюд, пироги и пряники. Но всем надолго запоминалось колядование, когда деревенская молодёжь шла весёлой гурьбой по улицам и пела песни, Славящие Христа.

Учитель:

- Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». Я предлагаю вам перенестись в 1786 год в деревню Иваново, Владимирской губернии. (Декорации. В русской избе стоит накрытый праздничный стол, за ним сидят мать, отец и четверо детей. Все одеты в русские народные костюмы. Появляются ряженые: коза, козёл, волк, медведь с бубном)

Ряженые:

Вот и матушка – зима пришла,
Отворяй – ка ворота!
Пришли святки!
Пришла коляда!
Коляда – моляда
Зашла в новы ворота!
А за ней мороз
Через тын перерос!
Мороз невелик,
Да стоять не велит!
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать!
Взявшись за руки, идут «змейкой» и поют:
Коляда-моляда.
Прикатила молода.
мы нашли коляду
Во Матвеевом двору!
Эй дядька Матвей,
Выноси добро во двор!
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
не велит долго стоять,
Велит скоро подавать
Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!

Хозяин. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу! Красному гостю – красное место!

Хозяйка.

Вот вам угощенье –
Пироги да печенье,
Пряники, конфетки,
Покушайте детки!

Ряженные. Благодарствуем добрым хозяевам и дальше пойдём.

9. Рождественский кроссворд.

Учитель:

- Ну что же, ребята, а сейчас мы посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке. Разгадайте кроссворд.



10.Подведение итогов:

- Что вам запомнилось на уроке больше всего? О чём вы задумались? О чём бы хотели ещё узнать? Что показалось скучным?



11.Домашнее задание:

1 Прочитать сказку по выбору: Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» иоли Х.К.Андерсен « Девочка со спичками». Проиллюстрировать её.

2.Рассказать, что узнали о традициях празднования Рождества близким.

3.Подготовить рассказ о традициях празднования Крещения Господня, о святочных гаданиях.

12.Рефлексия:

Ребята, у вас на столе лежат различные украшения для новогодней ёлки. Если вам было интересно, захватывающе, то выберите яркого цвета украшения, а если что – то огорчило, не получилось – возьмите бледные расцветки.

 










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Табакова Светлана Владимировна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128283


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства